Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения у подростков актуальна в современном обществе. Сегодня подростки переживают кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит бессистемно и хаотично. В сознании современных подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону саморазрушающей, асоциальной, противоправной деятельности.
Современная социальная ситуация привела к тому, что многие подростки не готовы к преодолению возрастающего психоэмоционального напряжения, что приводит к возникновению различных форм девиантного поведения: употреблению алкоголя, наркотиков, суицидам, сексуальным отклонениям, побегам из дома и бродяжничеству, неформальным объединениям, вандализму и др.
Проблемой девиантного поведения подростков занимались А.И. Захарова, Е.В. Змановская, К.В. Карпенского, В.Т. Кондрашенко, И.А. Кудрявцева, А.Н. Пастушеня, Е.В. Федосенко, И.В. Филиппович, И.А. Фурманова.
К основным формам отклоняющегося поведения сегодня принято относить пьянство, наркоманию, проституцию, преступность, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Девиантное поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.
Ослабление роли образовательных учреждений в воспитании подростков и юношества, деформация семьи и усиление влияния неформальных объединений на развитие подростка вызывают необходимость выявления, постоянного учета и детального анализа социально-психологических факторов, оказывающих доминирующее влияние на формирование личности несовершеннолетних.
Актуальность проблемы девиантного поведения подростков обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению подростков, имеющих отклонения в поведении.
Важное место в работе с девиантными подростками занимает социальная работа. В настоящее время социальная работа имеет в своем арсенале достаточно много средств воздействия на личность и ситуацию.
Технологии социальной работы с подростками девиантного поведения можно разделить на два направления: коррекционное (или социально-реабилитационное) и профилактическое. Их реализация опирается на
В настоящее время девиантным называют поведение, которое отклоняется от социальных норм. Девиантное поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (не соответствует существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам).
Девиантное поведение имеет специфические особенности:
– девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей;
– девиантное поведение наносит реальный ущерб личности или окружающим людям, то есть может носить деструктивный или аутодеструктивный характер;
– девиантное поведение – это преимущественно стойко повторяющееся поведение (многократно или длительно);
– для того чтобы поведение можно было квалифицировать как девиантное, оно должно согласовываться с общей направленностью личности;
– девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации;
– девиантное поведение обладает выраженным индивидуальным и половозрастным своеобразием.
Таким образом, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.
В современной литературе не существует единственной и точной классификации девиантного поведения.
Согласно классификации Е.В. Змановской, существуют три типа отклоняющегося поведения:
– антисоциальное (или делинквентное) поведение,
– асоциальное (или аморальное) поведение;
– аутодеструктивное (или саморазрушающее) поведение [6, с. 78].
Делинквентное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию общества. Включает в себя любые действия или бездействия, запрещенные законом.
Делинквентные формы поведения характеризуются следующими особенностями:
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе УО «Средняя общеобразовательная школа №54» г.Минск. В исследовании приняли участие 50 учащихся (25 мальчиков и 25 девочек) 10-ых классов в возрасте 15-16 лет.
Цель эмпирического исследования: выявить склонность и особенности девиантного поведения подростков.
Для исследования девиантного поведения подростков были подобраны следующие методики:
1. «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
2. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой).
3. Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе проводился теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подготавливались опросные бланки и инструментарий для тестирования испытуемых.
На втором этапе осуществлялось непосредственное эмпирическое исследование. Собраны эмпирические данные, произведен анализ и интерпретация результатов.
На третьем этапе был осуществлен анализ и интерпретация результатов исследования подростков, сформулированы выводы.
Диагностика девиантного поведения подростков проводилась при использовании апробированных, достаточно надежных и валидных методик.
Краткое описание методик.
1. Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
Назначение методики: предназначена для измерения готовности (склонности) подростков к осуществлению различных форм отклоняющегося поведения.
Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) является стандартизированным тест-опросником и предусматривает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Тест-опросник рассчитан на лиц подросткового и младшего юношеского возраста, может быть использован для исследования и выявления подростков соответствующей группы риска. Текст опросника представлен в приложении А.
Методика включает 98 вопросов, позволяющих с помощью психодиагностических шкал выявить установку на социальную желательность (служебная шкала), склонность к преодолению норм и правил,
В заключение курсовой работы можно сделать обобщающие выводы:
1. Теоретический анализ литературы показал, что проблема девиантного поведения подростков на сегодняшний день является одной из актуальных. Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией. У подростков обнаруживается такие виды и формы девиантного поведения как антисоциальное (или делинквентное) поведение, асоциальное (или аморальное) поведение; аутодеструктивное (или саморазрушающее) поведение, агрессивное поведение, суицидное поведение.
2. Формы и методы социальной работы с девиантным поведением отличаются своим многообразием. К общим технологиям сбора информации в работе с подростками девиантного поведения, в первую очередь, относятся диагностика. Диагностика – распознавание отклонения от социальной нормы, определенной обществом в качестве ориентира и интервала для жизнедеятельности социального субъекта в легитимном в широком смысле, т.е. социально одобряемом, пространстве. Для получения информации о клиенте и от клиента часто используют психологические методы диагностики. При диагностике личности девианта применяют тестирование. Главная проблема диагностики девиантного поведения подростков связана с явным дефицитом специальных методик, ориентированных на оценку степени сформированности девиантности, а также диагностику особенностей определенной формы девиантного поведения конкретной личности.
3. Целью эмпирического исследования было выявление склонности и особенностей девиантного поведения подростков. В результате диагностики девиантного поведения, с учетом анализа и интерпретации диагностических методик можно привести общую характеристику подростков с девиантным поведением.
У подростков склонность к девиантному поведению обнаруживается в самых различных его формах. Наиболее выраженными у подростков являются склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Они отрицают общепринятые нормы и ценности, образцы поведения. Характеризуя подростков, можно сказать о выраженности нонкомформистских установок, о склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым. Подросткам свойственная тенденция «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Они для решения личных проблем предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния при помощи алкоголя, наркотиков и т.д. Также следует отметить ориентацию на чувственную сторону жизни у подростков,
1. Азарова, Л.А. Психология девиантного поведения: учебно-метод. комлпекс / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. – 164 с.
2. Антонова, Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен / Л.Н. Антонова // Педагогика. – 2010. – №9. – С. 28-33.
3. Беззубик, К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учеб. пособие / К.В. Беззубик. – М.: Академия, 2008. – 360 с.
4. Белов, В.Г. Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с деликвидным поведением / В.Г. Белов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – №7. – С. 11-17
5. Белов, В.Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков / В.Г. Белов // Ученые записки Санкт-Петербургского гос. института психологии и социальной работы. – 2010. – №2. – 43-46 с.
6. Белов, В.Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков / В.Н. Белов // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2010. – №2. – С.43-46.
7. Валиахметов, Р.М. Опыт социологического исследования проблемы суицида / Р.М. Валиахметов // Вестник общественного мнения. – 2010. –№1. – 65-89 с.
8. Валиахметов, Р.М. Опыт социологического исследования проблемы суицида / Р.М. Валиахметов // Вестник общественного мнения. – 2010. – №1. – С. 65-89.
9. Визель, Т.Г. Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева. – М.: ФПКМУ, 2007. – 425 с.
10. Гилинский, Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. Глинский. – СПб.: Питер, 2007. – 405 с.
11. Гурвич, И.Н. Уровень и модели употребления алкоголя подростками / И.Н. Гурвич // Мир детства. – 2002. – № 2. – С. 24-31.
12. Егоров, А.Ю. Клиника и психология девиантного поведения / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. – СПб.: Речь, 2010. – 398 с.
13. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого- педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – С. 103-108.
14. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
15. Зозырева, Э.А. Как определить подростков группы риска / Э.А. Зозырева // Профессиональное образование. Столица. – 2010. – №10. С. 40-41.
16. Калашкова, Г. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения / Г. Калашкова // Социальная педагогика. – 2010. – №2. – С. 44–47.
17. Качанова, О.Б. роль семьи и личностных особенностей подростков в генезисе девиантного поведения / О.Б. Качанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – №5. – С. 33–38.
18. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.
19. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – СПб: Владос-Пресс, 2010. – 288 с.
20. Колмаков, А.А. Структурно-динамическая модель формирования и развития суицидальной тенденции / А.А. Колмаков // Проблемы суицидов и суицидального поведения: материалы республ. научно-практич. конференции. – Гомель, 2008. – С. 210-216.
21. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: диагностика, профилактика, коррекция / В.Т. Кондрашенко. – Мн.: Аверсэв, 2004. – 365 с.
22. Курсоносова, Л.И. Опыт работы с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением / Л.И. Курсоносова // Работник социальной службы. – 2008. – №5. – С. 51–79.
23. Леонова, И.В. Подготовка социальных педагогов к работе с девиантным поведением виктимных детей / И.В. Леонова // Педагогика. Психология. – 2009. – №2 – С. 24-26.
24. Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 960 с.
25. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – М.: Академия, 2006. – 448 с.
26. Невлева, И.М., Соловьева, Л.В. Теория социальной работы: учебное пособие / И.М. Невлева, Л.В. Соловьева. – Белгород: Кооперативное образование, 2005. – 431 с.
27. Николаева, Н.В. Научный анализ проблемы девиантного поведения детей: социально-педагогический подход / Н.В. Николаева // Среднее профессиональное образование. – 2010. – №8. – С. 39-42.
28. Николаева, Н.В. Научный анализ проблемы девиантного поведения детей: социально-педагогический подход / Н.В. Николаева // Среднее профессиональное образование. – 2010. – №8. – С. 39-42.
29. Павленок, П.Д., Руднева, М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: Смысл, 2009. – 365 с.
30. Парсиева, Л.К., Гацалова, Л.Б. Социальная работа с молодежью: к постановке проблемы / Л.К. Парсиева, Л.Б. Гацалова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 9. – С. 166-167.
31. Погодин, И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учебное пособие / И.А. Погодин. – М.: Флинта: МПСИ, 2001 – 336 с.
32. Простяков, В.В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / В.В. Простяков // Юридическая психология. – 2011. – №1. – С. 24-26.
33. Пятницкая, И.Н., Шаталов, А.И. Девиантное поведение. Наркотизм, криминальность, экстремизм / И.Н. Пятницкая, А.И. Шаталов. – М.: Анахарсис, 2008. – 402 с.
34. Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: учеб. пособие / Л.В. Сафонова. – М.: Смысл, 2006. – 520 с.
35. Селифанов, А.И. Причины и условия асоциального поведения подростка в современном обществе / А.И. Селифанов. – СПб: Социология, 2000. – 180 с.
36. Скачкова, В.А. Изучение психологической предрасположенности к суицидальному поведению учащихся старшего школьного возраста / В.А. Скачкова // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 12. – С. 1-5.
37. Сыромятников, И.В. Психология девиантного поведения / И.В. Сыромятников. – М.: Академия, 2001. – 108 с.
38. Технологии социальной работы: учебник / под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Смысл, 2004. – 513 с.
39. Федосенко, Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги / Е.В. Федосенко. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.
40. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов. – М.: Академия, 2007. – 381 с.
41. Фирсов, М.В., Шапиро, Б.Ю. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М.: Владос, 2007. – 473 с.
42. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения / И.А. Фурманов. – М.: Владос, 2004. – 351 с.
43. Шипунова, Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения / Т.В. Шипунова. – М.: Академия, 2011. – 240 с.
44. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Акад. Проект, 2005. – 336 с.
45. Шульга, Т.И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением / Т.И. Шульга // Психологический журнал. – 2010. – №3. – С. 109-121 с.