ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
1.2. Виды девиантного поведения
1.3. Направления социально-педагогической профилактики девиантного поведения
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Диагностика склонности подростка к девиантному поведению
2.2. Анализ практики социально-педагогической профилактики.. девиантного поведения подростков
2.3. Методические рекомендации по совершенствованию социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению числа подростков, имеющих отклонения в поведении. Происходящие в нашей стране негативные изменения в системе ценностей, напряженная и неустойчивая социально-экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, способствуют росту различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях трудновоспитуемости их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.
Подростковая преступность в Республике Беларусь имеет неутешительные данные. Так, по данным Министерства внутренних дел, преступления совершают преимущественно лицами мужского пола, а их удельный вес среди несовершеннолетних преступников превышает 90%. Стабильно высоким остается доля подростков, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения:
По данным Министерства Здравоохранения в 2016 г. в Республике Беларусь находились на профилактическом учете как употребляющие спиртные напитки и наркотические средства около 19 тысяч несовершеннолетних. Несовершеннолетние, употребляющие алкоголь и наркотики, совершающие преступления, образуют делинквентный слой, в котором у подростков происходит идентификация с негативной средой, где формируются негативные установки и устремления, а также закладываются предпосылки для возникновения асоциальных групп, в которых они и совершают преступления.
Обострение проблем в окружающей социальной сфере, обладающей значительной силой влияния подростков, привело ко многим негативным проявлениям в подростковых сообществах. Среди факторов, которые оказывают отрицательное влияние на воспитательный процесс, увеличивают рост девиантного поведения среди подростков, можно назвать:
– общую направленность социально-воспитательного процесса, где подростки являются объектом воздействия;
– стандартизацию социально-воспитательного процесса, которое обусловлено отвлеченными представлениями о его целях, средствах, формах и методах;
– подход к социальному воспитанию и обучению как к двум изолированным друг от друга процессам, представление о воспитании как второстепенной деятельности;
– авторитарный стиль воспитания, который способствует появлению протеста, сопротивлению детей подросткового возраста требованиям социума, нарушению взаимосвязи и преемственности между такими звеньями системы воспитания как семья, школа;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 14–15 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь [30, с. 90].
Важным этапом развития психики, который приходится на подростковый возраст, является осознание своей индивидуальности, становление устойчивого образа собственного «Я», то есть формирование самосознания.
Центральное новообразование подросткового возраста – чувство взрослости (отношение подростка к себе как взрослому). Это особая форма самосознания, которое проявляется в желании, чтобы все относились к подростку как взрослому. Подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или друзьями), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Это стержневая особенность личности, выражающая новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют взрослые [24, с. 59].
Новообразованием подросткового возраста является развитие рефлексии. Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, способностей, характера, отношений и т.д. Формирование рефлексии становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития подростков (рефлексивная задача «Кто я?») [26, с. 124].
Новый уровень самосознания, центральное новообразование подросткового возраста – Я-концепция – развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
Самооценка подростка носит противоречивый характер: во-первых, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как маленького ребенка, во-вторых, наблюдается сочетание конкретной ситуативной и общей самооценки, когда каждая положительная и каждая отрицательная частная самооценка мгновенно приобретают глобальный характер [15, с. 156].
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Диагностика склонности подростка к девиантному поведению
С целью изучения склонности подростков к девиантному поведению нами была реализована методика Алексея Николаевича Орла «Склонность к отклоняющемуся поведению». В исследовании приняли участие 40 учащихся 10-х классов ГУО «Озерицко Слободская средняя школа» в возрасте 15-16 лет.
Данная методика рассчитана на лиц подросткового и младшего юношеского возраста, может быть использована для исследования и выявления подростков соответствующей группы риска. Методика включает 98 вопросов, позволяющих с помощью психодиагностических шкал выявить установку на социальную желательность, склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к делинквентному поведению. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями (Приложение А).
Процедура исследования: диагностика склонности к отклоняющемуся поведению осуществлялась в групповой форме. Испытуемым были предложены бланки опросника с 98 вопросами, на которые необходимо было дать ответ «да» или «нет. Мальчики заполняли мужской вариант опросника, девочки – женский вариант опросника. После заполнения бланков полученные данные подверглись количественной и качественной обработке. Обработка данных и интерпретация результатов осуществлялись согласно ключу методики. Результаты исследования склонности к девиантному поведению подростков, а также к различным его формам проявления представлены в таблице 2.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с ростом девиантного поведения подростков актуализируется значимость социально-педагогической деятельности общественных и государственных институтов, направленной на профилактику девиантного поведения подростков, но особенно – общеобразовательной школы как наиболее профессионально подготовленного института, влияющего на среду подростков, семью и общественность, на их совместную практически ориентированную воспитательно-профилактическую деятельность.
Теоретический анализ литературы показал, что психологическими особенностями подросткового возраста является развитие самосознания, формирование рефлексии, самооценки. Центральным личностным новообразованием выступает «чувство взрослости». Подросток стремиться к самоутверждению своей самостоятельности и индивидуальности через трудности во взаимоотношениях со взрослыми, негативизм, упрямство, протест против диктата взрослых. В подростковом возрасте отмечается склонность к интеллектуализации, к анализу и самоанализу, склонность к подростковой депрессии и суицидальному поведению. Подростков в связи с психологическими и возрастными особенностями относят к группе риска.
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией. У подростков обнаруживается такие виды и формы девиантного поведения как антисоциальное (или делинквентное) поведение, асоциальное (или аморальное) поведение; аутодеструктивное (или саморазрушающее) поведение, агрессивное поведение, суицидное поведение.
Уровнями социально-педагогической профилактики девиантного поведения являются первичная, вторичная и третичная профилактика девиантного поведения. Основными направлениями профилактической работы являются организация социальной среды; информирование; социальное обучение; организация альтернативной деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий девиантного поведения. Современными технологиями, которые наиболее эффективно используются в социально-педагогической профилактике девиантного поведения подростков, являются: технология социального успеха; позитивной коммуникации; изменения социальной среды. Профилактика девиантного поведения подростков может осуществляться в групповой, индивидуальной и семейной формах.
Диагностика склонности к девиантному поведению показала, что среди учащихся 10-х классов склонность к отклоняющемуся поведению достаточно широко распространена (90% подростков). Девочки более склонны к аддиктивному поведению, а также самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Мальчики более склонны к преодолению
1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правовых нарушений несовершеннолетних : Закон Республики Беларусь № 200-З от 31 мая 2003 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : pravo.by/. – Дата доступа : 27.03.2017.
2. Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика / Л. А. Азарова. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
3. Алмазов, Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. – Свердловск : УрГУ, 1986. – 150 с.
4. Базайкина, Т. В. Организация системной профилактики девиантного поведения подростков / Т. В. Базайкина, Л. И. Кундозерова, С. М. Милинис // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 5 – С. 44-45.
5. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. – М. : Социальное здоровье России, 1994. – 224 с.
6. Беседина, О. В. Профилактика аддиктивного поведения / О. В. Беседина // Ваш психолог. – 2011. – № 6. – С. 16-36.
7. Велиева, С. В. Первичная профилактика аддиктивного поведения у подростков : организационно-психологические подходы / С. В. Велиева // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2015. – № 4, Т. 11. – С. 107-122.
8. Венгер, А. Л. Девиантное поведение школьников / А. Л. Венгер, Ю. М. Десятникова // Вопросы психологии. – 1995. – №1. – С. 24–36.
9. Вроно, М. Ш. О различных подходах к изучению нарушений поведения у детей и подростков / М. Ш. Вроно // Психиатрия : научно-практический журнал. – 2008. – № 1 (31). – С. 21-23.
10. Галич, Г. О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г. О. Галич, Е. А. Карпушкина, Л. Н. Корчагина // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84-91.
11. Думов, А. С. Проблема преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних в педагогике России : автореф. дис. .. канд. пед .наук : 13.00.01 / А. С. Думов. – Волгоград: ВГУ, 2013. – 19 с.
12. Егорова, У. Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков / У. Г. Егорова // Вестник Самарского гос. ун-а. – 2014. – № 9 (120). – С. 1-5.
13. Змановская, Е. В. Девиантология : (Психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 562 с.
14. Клейберг. Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.
15. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
16. Кочеткова, В.Г. Организация содержательного досуга детей, молодежи, взрослых / В.Г. Кочеткова. – Самара: СИПКРО, 2008. – 146 с.
17. Ничишина, Т. В. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних / Т. В. Ничишина, А. М. Ткачук. – Брест: БрГУ, 2009. – 96 с.
18. Новичкова, Н. Г. Анализ практики социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков и ее развитие в современных условиях / Н. Г. Новичкова // Сибирский пед. журнал. – 2009. – № 7. – С. 123-125.
19. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) / Ю. А. Клейберг Социальная психология девиантного поведения : учебное пособие для вузов. – М., 2004. – С. 141-154.
20. Печенюк, A. M. Теоретические основы гуманистически ориентированной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / А. М. Печенюк. – Хабаровск : ХГПУ, 2012. – 19 с.
21. Попов, В. А. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений / В. А. Попов, Н. П. Липнягов // Молодой ученый. – 2013. – № 7. – С. 410-412.
22. Протасова, И. А. Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения / И. А. Протасова // Социальная педагогика. – 2008. – № 3. – С.71-79.
23. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе / С. А. Кулаков. – СПб. : Фирма «Стройлеспечать», 1996. – 63 с.
24. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 144 с.
25. Раттер, М. Помощь трудным детям : пер. с англ. / Общ. ред. А.С. Спиваковской. – М. : Прогресс, 1987. – 422 с.
26. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст / Х. Ремшмидт. – М. : Мир, 1994. – 319 с.
27. Филатова, Т. П. Компьютерная игровая аддикция – новый вид аддиктивного поведения XXI века / Т. П. Филатова // European journal of education and applied psychology. – 2016. – № 3. – С. 49–52.
28. Фомина, Н. Н. Социально-педагогическая деятельность общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Н. Н. Фомина. – М. : РАО, 2001. – 18 с.
29. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект, 2005. – 336 с.
30. Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн. – М. : Наука, 2007. – 335 с.