Введение
Глава 1 Теоретические основы социально-педагогической работы по укреплению здоровья учащейся молодежи
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащейся молодежи
1.2 Укрепление здоровья молодежи как проблема социально-педагогической работы
1.3 Основные направления социально-педагогической работы по укреплению здоровья учащейся молодежи
Глава 2 Практика организации социально-педагогической работы с учащейся молодежью по укреплению здоровья
2.1 Мотивация (отношение) молодежи к ЗОЖ. Диагностика мотивации (отношения)
2.2 Анализ практики организации социально-педагогической работы по укреплению здоровья молодежи
2.3 Методические рекомендации по усовершенствованию социально-педагогической работы по укреплению здоровья учащейся молодежи
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Общество, в котором мы живем, характеризуется крайней степенью социальной и политической нестабильности. Девальвация культурных ценностей, неуверенность в завтрашнем дне, неспособность части населения, а особенно молодежи, активно справляться с жизненными трудностями – вот те предпосылки, которые обеспечивают асоциальным явлениям прочные позиции в обществе.
Процесс социализации молодежи в современном белорусском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, которое существенно изменило характер социокультурной жизни молодого поколения, содержание деятельности общеобразовательных и культурно-досуговых учреждений, средств массовой информации, молодежных общественных объединений.
Приходится признавать, что произошло социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения, расширилась социальная база маргинальных и незащищенных социальных слоев и групп, положение которых делает их потенциальным резервом асоциального поведения.
В условиях сложившейся социокультурной ситуации в белорусском обществе наиболее подверженной социальным стрессам оказывается молодежь.
Молодость – это особый возраст, характеризующийся ярко выраженным потенциалом действия.
Исследованиями здоровья молодежи занимались такие ученые как Л.Н. Анисимов, Ю.Н. Бирюкова, Г.О. Галич, В.Д. Гатальский, Е.И. Рассказова, Т.Ю. Иванова, Л.К. Фортова и др.
В последнее время наблюдается тенденция к росту асоциальных форм самовыражения (преступность, наркотики, алкоголизм) молодого поколения, что во многом связано с деформацией ценностно-нормативной системы
Глава 1 Теоретические основы социально-педагогической работы по укреплению здоровья учащейся молодежи
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащейся молодежи
Сегодняшняя культура характеризуется размытостью нравственных общественных норм и отсутствием единой линии направленности духовно-нравственного развития личности, в результате чего на первый план большинства людей, особенно молодежи, выходят прагматические и гедонистические ценности (материальная обеспеченность, комфорт, деньги, удовольствия, развлечения, выгода, престиж) [5, c. 561].
Социально-психологические перемены в стране стимулировали изменение общественного сознания и жизненных ориентиров общества, в связи с чем усилилась ценностная неопределенность людей в социуме, стимулирующая состояния психо-эмоционального перенапряжения. Несоответствие требованиям действительности к адаптационным возможностям человека является фактором риска, который способствует возникновению психо-соматических нарушений и невротическому развитию личности [12, c. 52].
Расцвет определенных свойств и психических функций личности соответствует каждому возрастному периоду в развитии человека, которых несколько. Его рисунок поведения, как и внешний облик человека, преображается высшими эмоциями, последовательным формированием интеллекта, произвольным вниманием и логической памятью.
Идея Л.С. Выготского о новообразованиях во всех современных системах лежит в основе разделения возрастного развития. По его мнению, особенности в поведении, которые наблюдаются у человека, и имеющие свое отражение в своего рода представлениях об стадийности развития или этапности, имеют непосредственную связь с изменяющейся формой взаимодействия с внешней средой, которые в свою очередь порождают новые
Глава 2 Практика организации социально-педагогической работы с учащейся молодежью по укреплению здоровья
2.1 Мотивация (отношение) молодежи к ЗОЖ. Диагностика мотивации (отношения)
Напомним, что здоровый образ жизни – это все то, что в поведении и деятельности человека благотворно влияет на его здоровье. Здоровый образ жизни способствует сохранению и укреплению здоровья и является основой профилактики большинства заболеваний.
Согласно модели У.К. Кокерхэма, отношение к ЗОЖ и собственные установки относительно его складываются у каждого по-своему. Это индивидуальный выбор каждого человека, какими они будут. В отношении ЗОЖ женщины более активны, но и мужчины не отстают от прекрасной половины человечества, они ведут подвижный образ жизни, где доминирует физический труд нам умственным [9, c. 9]. У.К. Кокерхэм полагал, что определенные человеческие факторы оказывают влияние на ЗОЖ. Такими факторами выступают: возраст, пол, образование и работа.
Безусловно, ЗОЖ является ценностью нашего времени. Содержание этой ценности очень важно, ведь интересоваться спортом начинают с малых лет, а активно им заниматься именно в подростковом периоде, как раз, когда формируются ценности. Приобщение подростков к занятиям физической культурой и спортом может оградить их от пагубного влияния улицы и успешно пройти социализацию. Физическое воспитание связано и с моралью, что является интернационализацией таких ценностей, как честность, уважение, ответственность, доброта, верность и др.
Наше экспериментальное исследование проходило методом анкетирования (приложение) на базе Государственного учреждения образования «Гимназия № 10 г. Минска (г. Минск, ул. Голубева, 29). В
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, были сделаны следующие выводы:
1. В современном мире на сегодняшний день именно в период молодости человек выбирает, в каком направлении он применит свои способности для реализации себя в труде, да и в самой жизни. Отсюда следует, что значение периода молодости на сегодняшний день развития общества существенно возрастает.
2. Профилактика является наиболее массовой, она охватывает всю субпопуляцию молодежи и направлена на противодействие наиболее общим причинам наркопотребления (макросоциальным факторам). К таким причинам относят в первую очередь резкие социально-исторические, политические или экономические изменения, которые, как известно, неизбежно влекут за собой рост уровня отклоняющегося поведения в обществе, в том числе и наркотизации.
В рамках общей профилактики реализуются следующие направления работы: информационно-пропагандистская, развитие адаптивных навыков.
3. Социально-педагогическая работа по укреплению здоровья «держится» на социальном педагоге. Однако успешная реализация этой важнейшей социальной задачи можно осуществить при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.
4. Учащееся молодежь, которая была подвергнула эксперименту, положительно относится к ЗОЖ. По их мнению, занятие спортом, соблюдение режима дня, рациональное питание являются основными факторами, которые оказывают непосредственное влияние на ЗОЖ, чего как раз таки придерживается молодое поколение. Среди причин, которые мешают вести ЗОЖ, молодежь выделяет: отсутствие свободного времени, вредные привычки и нежелание вести здоровый образ жизни.
1. Аʜᴎϲимов, Л.Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи / Л.Н. Аʜᴎϲимов. – М.: Просвещение, 2006. – 45 с.
2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. – СПб., 2001. – 561 с.
3. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения: учеб.-метод. комплекс / Г.Ф. Бедулина, Е.К. Погодина. – Минск: БГПУ, 2013. – 216 с.
4. Бенюмов В.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков / В.М. Бенюмов, О.Р. Костенко, К.М. Флоренсова. – М.: Просвещение, 2003. – 123 с.
5. Бергманн, Д. Логическое соединение между нравственным воспитанием и физическим образованием / Д. Бергман // Вестник Учебный План Исследований, 2000. – № 4. – C. 561 - 573.
6. Бирюкова, Ю.Н. Формирование здорового образа жизни у учащихся общеобразовательной школы на основе здоровьесберегающих технологий: дисс. … кандидат педагогических наук: 13.00.01 / Ю.Н. Бирюкова. – Краснодар, 2004. – 155 с.
7. Возрастная и педагогическая психология: учебник / Под ред. Гамезо. – М.: Наука, 2010. – 320 с.
8. Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина, Н.Л. Морозова, Н.В. Тупарева // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2010. – № 16 (20). – С. 84-91.
9. Гатальский, В.Д. Система педагогической пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи: автор. дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук / В.Д. Гатальский. – Спб., 2011. – 44 с.
10. Государственное учреждение образования «Гимназия № 10 г. Минска» (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gymn10.minsk.edu.by/. – Дата доступа: 17.04.2017.
11. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2010. – 408 с.
12. Домалаев, Г.П. Психология: Учебное пособие / Г.П. Домалаев. – М., 2005. – 250 с.
13. Донцов, Д.А. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста: [Текст] / Д.А. Донцов, М.В. Донцова. – М.: Образовательные технологии – № 2 – 2013. – С. 34-42.
14. Дорофеева С.М. Проблемы здоровья и экологии: журнал №3 / С.М. Дорофеева. ГГМУ, 2007. – 32 с.
15. Еникеева, Д.Д. Популярная психиатрия / Д.Д. Еникеева. – М.: Аст-Пресс, 2006. – 528 с.
16. Ермолаева, П.О. Основные тенденции ЗОЖ россиян / П.О. Ермолаева, Е.П. Носкова // Cоциологический журнал, 2015. – №4. – C. 120-121.
17. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2008. – 288 с.
18. Здоровье населения: проблемы и пути решения: материалы II Междунар. науч.-практ. семинара, г. Минск, 19–21 мая 2011 г. / ред. кол. : Н.М. Римашевская (гл. ред.) и др.; НАН Беларуси; Ин-т социологии НАН Беларуси. – Минск : Право и экономика, 2011. – 331 с.
19. Качан, Г.А. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни подростков. Здоровье: теория и практика / Г.А. Качан. – Витебск, 2004. – 155 с.
20. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним: учебно-методическое пособие / В.Г. Крысько. – М.: «Флинта», 2009. – 169 с.
21. Курышева, О.В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии, 2014. – №1. – С.67-75.
22. Мартыненко, А.В. Здоровый образ жизни молодежи / А. В. Мартыненко // Знание. Понимание. Умение, 2004. – № 1. – C. 137-141.
23. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
24. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2008. – 336 с.
25. Рассказова, Е.И. Мотивационные модели поведения, связанного со здоровьем: проблема «разрыва» намерением и действием / Е.И. Рассказова, Т.Ю. Иванова // Психология. Журнал ВШЭ, 2015. – №1. – С.105–130.
26. Соковиков, С.С. Современные явления в мире игровой культуры: феномен розыгрыша / С.С. Соковикова // Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика: коллективная монография. Под ред. Л.Е. Осиповой. Челябинская гос. Академия культуры. – Челябинск, 2005. – 280 с.
27. Торыбаева, Ж.З. Теоретические основы внедрения инновационных технологий здорового образа жизни / Ж.З. Торыбаева. – Шымкент, 2008. – 324 с.
28. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения от 22 июля 1946 г.: с изм. и доп.; текст по состоянию на 30 августа 2006 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org. – Дата доступа: 13.04.2017.
29. Фортова, Л.К. Социально-педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков: дисс. … доктор педагогических наук: 13.00.01 / Л.К. Фортова. – М., 2002. – 434 с.
30. Фридман, Л.М. Психологические особенности юношеского возраста / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyera.ru. – Дата доступа: 07.01.2016.
31. Холмогорова, Г.Т. Подружись со своим здоровьем / Г.Т. Холмогорова. – М.: «Миклош», 2010. – 312 с.
32. Цабыбин, С.А. Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе / С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2008. – 172 с.
33. Шерер, Т.И. Психолого-педагогические условия профилактики употребления старшими подростками психоактивных веществ: дисс. … кандидат педагогических наук: 13.00.01 / Т.И. Шерер. – Кемерово, 2011. – 211 с.
34. Шклярук, В.Я. Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека / В.Я. Шклярук. – М., 2007. – 238 с.