ВВЕДЕНИЕ
В современное время, когда наблюдаются существенные темпы развития компьютерных технологий, растет число молоды людей, которые всецело поглощаются деятельностью в сети Интернет. Их уже не привлекают кинотеатры, музыкальные концерты, возможности найти информацию в сети заменяют библиотеки. Все это приводит к нарушениям в социально жизни личности и человек постепенно приобретает статус Интернет-зависимости.
В нашей работе мы рассмотрим проблему интернет-зависимости у подростков, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении.
Данная проблема является достаточно актуальной, поскольку ежегодно во всем мире увеличивается количество интернет-пользователей среди лиц подросткового возраста. При этом, следует отметить, что большинство исследователей уже доказали то, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на личность подростка, вызывает отрицательное воздействие на психику. Вместе с тем, глубоких исследований в этой области не так много. Изучение негативной стороны Интернет-деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности не только в психологии, но и в социологии, поскольку наряду с изменениями в психологическом состоянии личности подростка, происходят изменения их поведения в социуме.
Теоретической основой нашего исследования стали работы: Балонов И.М. [4], Голдберга А. [24], Войскунского А.Е. [7; 8; 10], Жичкиной А.Е. [11], Короленко Ц.П. [12; 13], Янг К. [23] и других специалистов, которые излагали различные подходы к интернет-зависимости. В качестве источников были также использованы электронные сайты и средства массовой информации, посвященные данной проблеме.
Цель исследования: изучить специфику поведения Интернет-зависимых подростков и определить направления социально-профилактической работы с ними.
Объект исследования: интернет-зависимые подростки.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельности по профилактике интернет-зависимости подростков.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить ряд конкретных задач:
1. Дать понятие интернет-зависимости.
2. Провести диагностику склонности к интернет-зависимости подростков.
3. Раскрыть формы и методы социально-педагогической работы по профилактике интернет-зависимости подростков.
В процессе решения поставленных задач применялись такие методы исследования, как библиографический поиск, теоретический анализ и обобщение данных научной литературы в свете проблемы исследования, тест
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие интернет-зависимости
Интернет-зависимость – это «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» [7].
В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [18, с. 34].
Также можно ввести еще ряд кратких определений этого термина: «зависимость от Интернета», «Интернет-аддикция», «избыточное/патологическое применение Интернета».
По мнению большинства исследователей, синдром Интернет зависимости характеризуется:
- активным нежеланием отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете;
- досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях;
- стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени;
- побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег;
- готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в Интернете;
- способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.;
- стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории;
- нежелание принимать критику подобного образа жизни;
- готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей;
- пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна;
- избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное «забывание» о еде;
- злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами [3, с. 110].
Различные подходы к пониманию действия синдрома Интернет-зависимости на человека отражены в таблице 1.1.
2 Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике интернет-зависимости подростков
2.1 Диагностики склонности к интернет-зависимости
Исследование склонности к интернет-зависимости проводилось на базе ГУО «…». В эксперименте приняли участие 25 подростков в возрасте от 12 до 16 лет. У каждого из респондентов в Интернете использовались так называемые «ники», мы их применили и для нашего исследования, поскольку оно проводилось анонимно.
Целью нашего исследования стало изучение специфики поведения Интернет-зависимых подростков и определение направлений социально-профилактической работы с ними.
Объектом исследования стали интернет-зависимые подростки.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельности по профилактике интернет-зависимости подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить личностные особенности подростков, склонных к интернет-зависимости.
2. Дать характеристику социально-педагогической деятельности по профилактике интернет-зависимости подростков.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анкетирование; психодиагностическое тестирование.
Дадим описание методикам, которые мы использовали в исследовании.
1. Тест на Интернет-зависимость С.А. Кулакова. Данный тест состоит из 20 вопросов (Приложение А). Вместе с тем, тест позволяет определить только лишь условную степень Интернет-зависимости, но не ее вид и мотивацию.
2. Опросник «Поведение в Интернете» (А.Е. Жичкина) (Приложение А). При проводимом исследовании отдельные вопросы изменялись или вообще исключались, учитывая возраст испытуемых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
Существует ряд определений понятия «интернет-зависимости»: «нехимическая зависимость от пользования интернетом», «зависимость от Интернета», «избыточное/патологическое применение Интернета».
Любая стадия развития интернет-зависимости характеризуется: активным нежеланием принять реальное общение; чрезмерной ложью; отсутствием самокритики, стремлением к уединению; для подростка – это, прежде всего, невозможность самовыражения, проблемы в семье и школе.
Симптомы развития компьютерной зависимости принято разделять на психологические и физические.
Выделяют следующие формы компьютерной и интернет-зависимости: хакерство, создание вредоносных программ и геймерство.
По результатам тестирования интернет-зависимости (С.А. Кулаков), мы отметили, что у экспериментальной группы подростков в возрасте от 12 до 16 лет наблюдаются: неуступчивость и самоуверенность, конфликтность и своенравность, эгоцентричность и ревнивость, высокая тревожность, сензитивность, агрессивность; высокое самомнение проявляются нередко в грубости и агрессивной враждебности. По результатам опросника «Поведение в Интернете», разработанного А.Е. Жичкиной, мы выявили склонность к интернет-зависимости более чем у 50% подростков.
Среди форм профилактической деятельности социального педагога выделяют: групповую внеурочную деятельность; организацию коррекционных занятий и тренингов; консультирование учащихся, педагогов и родителей; работу с различными образовательными организациями.
Методами профилактической деятельности являются: педагогические (убеждение, поощрение и т.д.) и психологические (наблюдение, тестирование, биографический метод и т.д.).
Таким образом, социальный педагог в своей деятельности использует разнообразные формы и методы по профилактике «компьютерной зависимости»: поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях; представление интересов родителей; профессиональная ориентация; консультирование; сотрудничество в вопросах школьной политики.
1. Арестова, О.Н., Бабанин, Л.Н., Войскуновский, А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2000 – 431 с.
2. Бабаева, Ю.Д, Войскунский, А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журн. 1998. – Т. 19 – №1. – С. 89-100.
3. Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е., Смыслова, О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского – М.: Можайск-Терра, 2000 – 431 с.
4. Балонов, И.М. Компьютер и подросток / И.М. Балонов – М., 2000 – 60 с.
5. Бирюков, В. Сеть и наркомания / В. Бирюков // Компьютерный еженедельник «Компьютерра» - №16, 1998. – С. 13-15.
6. Боровкова, Н. Виртуальное зависание / Журнал «Человек и наука» - 2002. – №2 – С. 12-14.
7. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. – Т.25. – №1. – C. 90-100.
8. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. – М, 2000. – С. 100-131.
9. Выготский, Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 Т. М.: Издательство: Педагогика, 1984. – Т.4. – 432 с.
10. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. – М., 2000. – 431 с.
11. Жичкина, А.Е., Белинская, Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. – М., 2000. – Т.5. – Вып.7.
12. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.
13. Короленко, Ц.П., Дмитриева, Н.В. Социодинамическая психиатрия. – М., Екатеринбург, 2000.
14. Кучеренко, В.В., Петренко, В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. – №3. – С 70-78.
15. Марков, Дж., Хефнер, К. Хакеры / Дж. Марков, К. Хефнер. – Киев: 1996. – 120 с.
16. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник. / Л.В. Мардахаев – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
17. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник. – 6 изд. / А.В. Мудрик – М.: ВЛАДОС, 2007. – 224 с.
18. Пантелеева, С.Г. Интернет-зависимость // Современное социокультурное пространство: традиции и новаторство. Вып. №1. Материалы научно-практических межвузовских конференций. – М., 2009. – С. 34-39
19. Семпси, Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. Е. Войскунского. – М., 2000. – С.77-99.
20. Чудова, И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» // Психологический журнал. – 2002. – Т.22. – №1. – С. 113-117.
21. Шавамиш, В.В. Зависимое поведение школьников / В.В. Шавамиш. – СПб., 2001. – 90 с.
22. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для вузов / М. В. Шакурова. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
23. Янг, К. Диагноз – Интернет-зависимость // Мир Интернет. – 2000. №2. – С. 24-29
24. www.netaddiction.com/parents. Htm - Дата доступа: 25.02.2016
25. http://www.fid.ru - Дата доступа: 25.02.2016