Основной задачей учителя во вспомогательной школе является подготовка учащихся к жизни в обществе, формирование необходимых для этого компетенций. Важным фактором в достижении результата является положительная мотивация к обучению.
Психологи, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями.
Проблема развития учебной мотивации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью является предметом исследования педагогов и учёных на протяжении многих лет.
Центральное место в терминологии мотивации занимаю понятия мотива и потребности. Мотив – это любой внутренний психологический или физиологический по своей природе источник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность. Потребностью называют состояние нужды человека или животного в чем – либо, что необходимо для их нормального существования, физического или психического развития. В отличие от мотива поведения, который выполняет все мотивационные функции: побуждение, направление и поддержку поведения, потребность реализует лишь побудительную функцию, т.е. активизирует человека или животное. Любое поведение человека является полимотивированным, т.е. им одновременно управляет не одна, а несколько разных потребностей и мотивов. Совокупность имеющихся у индивида мотивов и потребностей называется мотивацией [22, c. 134].
Мотивационно-потребностная сфера учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью неустойчива, мотивы ситуативны. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности. Характерная черта ребенка с интеллектуальной недостаточностью – отсутствие у него интереса к познанию.
Механизм формирования учебной мотивации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью качественно отличается от нормально развивающихся сверстников. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны незрелость мотивационно-потребностной сферы, слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, недостаточность социальных потребностей.
Широко известно, что к концу дошкольного детства у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Психологи (Л.И. Божович, Л.С. Славина и др.) определяют это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника». Она состоит в потребности ребенка посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих [2, c. 48].
Психологи отмечают, что на рубеже дошкольного и школьного детства происходит впервые осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным положением и его внутренней позицией. Эта широкая потребность образует так называемую субъективную готовность к школе. Наряду с этим существует и объективная готовность к школе – уровень знаний и умений, с которым ребенок приходит в школу.
Наблюдения показывают, что у современного ребенка семи лет уровень субъективной готовности к школе может несколько снижаться из-за рассказов других детей о трудностях в школе, а также из-за того, что стремление учиться в некоторой мере удовлетворяется в детском саду. Наряду с этим уровень объективной готовности повышается в связи с общим ростом культуры, использованием радио, телевидения. Уровень осведомленности современных семилеток значительно выше [4, c. 94].
Таким образом, у современного ребенка уровень субъективной готовности несколько понижается, а уровень объективной готовности повышается, что уже усложняет дело дальнейшего формирования мотивации к начальной школе.
В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребёнка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера и непререкаемый авторитет
Целью констатирующего эксперимента было выявление особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. На основании поставленной цели в ходе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:
– анализ методов изучения мотивации учебной деятельности младших школьников;
– организация и проведение исследования мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и сохранным интеллектом;
– проведение качественного и количественного анализа полученных результатов, полученных в ходе исследования.
На констатирующем этапе эксперимента было проведено ознакомление с личными делами, педагогическими характеристиками учащихся. Также были подобраны методики для изучения мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
В ходе исследования была использована методика изучения мотивов учебной деятельности младших школьников М.Р. Гинзбург и анкета для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника Н. Г. Лускановой [28, c. 27].
Исследование проводилось на базе ГУО «Вспомогательная школа №1» г. Гродно. В эксперименте принимали участие две группы школьников.
В экспериментальную группу вошли ученики I класса «Вспомогательной школы №1» г. Гродно – 6 человек.
В контрольную группу вошли ученики I «А» класса ГУО «СШ № 7» г. Гродно – 6 человек.
Возраст учащихся 6-8 лет. По заключению психолого-медико-педагогической коллегии, в экспериментальную группу входят учащиеся имеющие диагноз F70 «Умственная отсталость легкой степени».
При организации и осуществлении коррекционной работы по формированию учебной мотивации учащихся I класса с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать их психолого–педагогические особенности:
– недоразвитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, воображения;
– неустойчивость внимания;
– трудности в распознавании и интерпретации сенсорных раздражителей, знаков и символов;
– сниженная мотивация учебной деятельности.
Предмет «Человек и мир» во вспомогательной школе обеспечивает социально-личностное развитие учащихся на основе ознакомления их с окружающим миром. Основная цель предмета – формирование жизненно значимых знаний, умений, навыков, способов практической деятельности в системе «человек – общество – природа», обеспечивающих развитие личности и успешное функционирование учащихся с интеллектуальной недостаточностью в основных сферах жизнедеятельности [29].
Задачами изучения предмета «Человек и мир» являются:
– уточнение, расширение и систематизация представлений учащихся о предметном, природном, социальном мире;
– обогащение представлений о физическом образе самого себя, о себе как о человеке и личности;
– знакомство с природой ближайшего окружения, образом жизни, условиями существования растений и животных, способами приспособленности к условиям окружающей среды, формирование основ экологической культуры;
Теоретический анализ литературы показал, что особенностью отношения к обучению учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью является то, что оно развивается в большей своей части под воздействием внешних стимулов. Воздействие же внутренних мотивов по сравнению с нормой сильно ограничено, что обусловлено особенностью дефекта и психического развития. У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью преобладают мотивы, связанные со стимуляцией со стороны учителя, воспитателя. У таких детей под воздействием учебно-воспитательной и коррекционной работы на протяжении всего периода обучения наибольшее число мотивов относятся к группе мотивов широкого социального значения.
Эмпирическое исследование показало, что младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью имеют преимущественно средний и низкий уровень учебной мотивации. У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью доминирует игровой мотив. Для них характерно наличие интереса к игровой деятельности. Основным побудителем к учению является внешнее воздействие учителей, воспитателей, родителей и неосознанная привычка подчиняться школьным порядкам. Мотив получения отметки связан у детей с получением одобрения, похвалы, поощрения и эмоциональной поддержки учителя. Учитель является значимой и авторитетной фигурой для детей младшего школьного возраста. На отношение младших школьников с интеллектуальной недостаточностью к школе и учению влияет позиция родителей. Если поведение родителей является поддерживающим, а не контролирующим, то у детей в большей степени выражено положительное отношение к школе. Жёсткое, авторитарное поведение родителей подавляет инициативность детей.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствовали о необходимости проведения коррекционной работы по повышению учебной мотивации учащихся. Нами были проведены 5 занятий с учащимися I класса с интеллектуальной недостаточностью по теме «Домашние животные». Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о положительных сдвигах после проведения с детьми с интеллектуальной недостаточностью формирующего эксперимента. Так, количество младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, имеющих I уровень учебной мотивации, увеличилось с 16,7% до 33,3%, имеющих II уровень – с 33,3% до 50% детей. Число младших дошкольников с интеллектуальной
1. Абибок, Л. О. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках «Человек и мир» на 1 ступени общего среднего образования : опыт работы / Л. О. Абибок // ИКТ в начальных классах. – 2015. – № 1. – С. 1-8.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. – М. : Прогресс, 2006. – 267 с.
3. Бирюков, С. М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников / С. М. Бирюков // Начальная школа. – 1999. – № 10. – С. 23-43.
4. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения для детей и подростков / Л.И. Божович. – М. : АСТ-Пресс, 2002. – 460 с.
5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2000. – 185 с.
6. Босова, Л. Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л. Л. Босова // Информатика в начальной школе. – 2002. – № 1. – С. 86-94.
7. Выготский, Л. С. Собр. соч. : В 6 т. / Л. С. Выготский. – М. : Лань, 1983. – Т. 5. – 656 с.
8. Гатальская, Г. В. В школу с радостью / Г. В. Гатальская. – Минск : Амалфея, 1998. – 175 с.
9. Даливеля, О. В. Опыт внедрения информационных коммуникационных технологий в систему специального образования Республики Беларусь / О. В. Даливеля, В. Э. Гаманович // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – № 1. – С. 8 – 12.
10. Данилов, М. А. Дидактика / М. А. Данилов, Б. П. Есипов. – М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1953. – 519 с.
11. Егошина, Е. В. Методика исследования мотивов учения / Е. В. Егошина // Начальная школа. – 1995. – № 6. – С. 32-41.
12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2006. – 287 с.
13. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев – СПб. : Речь, 2006. – 512 с.
14. Кириленко, В. Формирование и коррекция мотивации учения младших школьников / В. Кириленко // Начальная школа. – 2007. – № 12. – С. 50-53.
15. Ковалева, А. Г. Использование информационно–компьютерных технологий при обучении в начальной школе./ А.Г. Ковалева – М. : Академия, 2006. – 75 с.
16. Кудрина, С. В. Средства активизации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / С. В. Кудрина. – СПб., 2000. – 20 с.
17. Кукушкина, О. И. Компьютер в специальном обучении: новое средство – новые идеи / О. И. Кукушкина. – М. : ИКПРАО, 1995. – 352 с.
18. Лаврентьев, В. В. Значение игры в работе с детьми / В. В. Лаврентьев // Начальная школа. – 1999. – № 5. – С. 47-53.
19. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А.А. Леонтьев. – М. : Куб, 1972. – 280 с.
20. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер. – М. : Академия, 2000. – 208 с.
21. Маркова, А. К. Мотивация учебной деятельности школьника / А. К. Маркова // Вопросы психологии. – 1978. – № 3. – С. 11-13.
22. Маркова, А. К. Мотивация учения и её воспитание у школьников / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 226 с.
23. Матюхина, М. В. Мотивация учения / М. В. Матюхина. – Волгоград : Светоч, 1976. – 215 с.
24. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М. : Просвещение, 1984. – 285 с.
25. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н. А. Менчинская. – М. : Институт практической психологии, 1998. – 448 с.
26. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Знание : Психология и педагогика. – 1979. – № 2. – С. 16-23.
27. Немов, Р. С. Общая психология : краткий курс / Р. С. Немов. – СПб. : Питер, 2008. – 304 с.
28. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / Под ред. И. М. Бгажниковой. – М.: Просвещение, 2007. – 184 с.
29. Осипова, И. Формирование учебной мотивации школьников / И. Осипова // Воспитание школьников. – 2003. – № 8. – С. 33-36.
30. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 457 с.
31. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. – М. : Просвещение, 1965. – 287 с.
32. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 355 с.
33. Пинский, Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б. И. Пинский. – М. : Просвещение, 1962. – 194 с.
34. Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / Б. П. Пузанов. – М. : Академия, 2001. – 391 с.
35. Рубинштейн, С. Л. Психология умственно отсталого школьника / С. Л. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1986. – 425 с.
36. Толстикова, О. Н. Динамика учебной мотивации умственно отсталых учащихся от второго к четвертому классу / О. Н. Толстикова // Вестник ЧГУ. – 2012. – № 2 (37). – С. 136-142.
37. Толстикова, О. Н. Задачи и организация коррекционно-развивающей работы по формированию учебной мотивации у умственно отсталых младших школьников / О. Н. Толстикова // Специальное образование. – 2012. – № 3 (27). – С. 118-124.
38. Улицкая, И. Л. Для развития познавательной активности / И. Л. Улицкая // Начальная школа. – 1996. – № 6. – С. 22-30.
39. Учебная программа для I-V классов по предмету «Человек и мир» // Сборник программ 1-го отделения вспомогательной школы с русским языком обучения. – Минск : НИО, 2014.
40. Швец, М. В. Информационное обеспечение педагогических технологий в интегрированном обучении: учеб.–метод. комплекс / М. В. Швец. – Витебск : ВГУ им. Машерова, 2014. – 51 с.
41. Шипова, Л. В. Проблема мотивации учения умственно отсталых школьников в специальной психологии / Л. В. Шипова, О. В. Кухарчук // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 18. – С. 1-7.
42. Шкуркин, В. И. Влияние мотивов на учебную деятельность / В. И. Шкуркин. – М. : Норма, 2003. – 173 с.
43. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 2000. – 125 с.
44. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. – М. : Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 416 с.
45. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. – М. : Наука, 2005. – 267 с.