ВВЕДЕНИЕ
В последнее время заинтересованность в нормотворческой деятельности различных государственных органов, проявляют не только ученые, но и практики-юристы. особенно интерес вызывают нормативно-правовые акты, которые они принимают.
Большую роль для улучшения нынешнего права, деятельности его использования, а также усовершенствование в целом правовой системы обладает принятие государственными органами нормативных правовых актов в пределах их компетенции, устанавливание определённой иерархии этих актов, способа публикации и вступления в силу и т.д. вследствие этого изучения, приуроченные к этой проблематике и в том числе вопросам правотворчества, располагают не только важным теоретическим, но и практическим значением. Термины "правотворчество" и "нормотворчество" по своей сути, являются обозначением схожих процессов. Но мнению некоторых авторов, термин «правотворчество» употребляется для обозначения общего процесса принятия правовых актов независимо от их вида, а «нормотворчество» - для издания лишь нормативных правовых актов [1, c. 49]. В то же время В.М. Шамаров считает, что для законодательных и подзаконных актов вполне обоснованно употребление термина «правотворчество», а в случае актов, принимаемых муниципальными органами, руководителями негосударственных органов, юридическими лицами, в рамках локального правотворчества, а также заключения соглашений между государственными органами и негосударственными (общественными) организация ми желательно использование термина «нормотворчество» [2, c. 47]. Зачастую эти понятия используются и как синонимы [3, c. 6].
В Республике Беларусь правотворчество является одним из самых важных направлений для полноценного функционирования работы государства. Это является специфической, требующей особых знаний и умений интеллектуальной деятельностью, которая связана с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм[4, с. 174].
По итогам правотворческой деятельность - законам и другим нормативным актам - складывается мнение о государстве в целом, степени его цивилизованности, культурности, демократичности, Цивилизованному обществу всегда требовалась точность и совершенность в правовых решениях, в такой работе государства, по результатам которой образовываются нормы права, правила поведения граждан и организаций. Это и позволяет назвать такое государство правовым без каких-либо утрирований. Увеличение качества законных решений, сокращение до минимального количества малоэффективных нормативных актов - непрерывная задача законодателя, если у него есть стремление к организации правового государства. Непосредственно этим разъясняется практическое и теоретическое назначение исследования трудностей, сопряженных с процессом формирования норм права. «Потребителями» законов представлены общество, люди, поэтому не дозволяется давать возможность принятия непродуманных, поспешных, правовых решений, так как каждая погрешность законодателя влечет за собой необъяснимые затраты в материальном плане, а также нарушение интересов граждан.
ГЛАВА 1 НОРМОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, СТАДИИ
До последнего момента отечественная юридическая наука характеризовала правотворчество, как специфическую деятельность компетентных государственных органов по созданию нормативно правовых актов, по результатам которой создают, перерабатывают либо отменяю нормы права, тем не менее, в последнее время взамен определения «правотворчество» законодатель применяет похожие определения, как «нормотворческий процесс», «нормотворческая деятельность», «нормотворческий орган» и др.
В общей сложности, как уже упоминалось ранее, эти определения подобны понятию «правотворчество» либо, по крайней мере, замещают его, наполняя в то же момент новым значением.
«Нормотворческая деятельность - является научной и организационной деятельностью по экспертизе, подготовке, принятию (изданию) либо отмене, изменению дополнению, нормативно правовых актов.
Нормотворческий орган (должностное лицо) представляет собой государственный орган (должностное лицо), который уполномочен принимать (издавать) нормативные правовые акты.
Под нормотворческим процессом понимается нормотворческая деятельность нормотворческих органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, введению их в действие»[6, ст. 1].
Из этого вытекает, что предопределяемое прежде определение «правотворчество» обретает в себе этакую логическую ошибку, как сужение понятия. Она состоит в том, что субъектом правотворчества имеет возможность быть не исключительно «компетентный государственный орган», «народ в случае референдума», или «негосударственный орган в случае делегирования ему полномочий», что вытекало из предопределяемого прежде понятия, но также и должностное лицо, которое наделено полномочиями издавать нормативно правовые акты.
Помимо этого, анализируемый закон уточнял, традиционно использовавшиеся ранее понятия «создание» и «переработка» понятиями «подготовка», «экспертиза», «изменение», «дополнение» и «принятие» нормативных правовых актов.
ГЛАВА 2 ПРОЦЕСС НОРМОТВОРЧЕСТВА
2.1 Субъекты нормотворчества
В Республике Беларусь субъектами нормотворчества могут быть:
• государственные органы (должностные лица),
• негосударственные организации (к примеру, профсоюзы),
• народ,
• международные организации.
К государственным органам и должностным лицам, которые имеют право заниматься нормотворчеством можно отнести:
• Президента Республики Беларусь;
• Палату Представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь;
• Совет Министров Республики Беларусь;
• Министерства;
• государственные комитеты;
• Национальный банк;
• Национальная академия наук Беларуси;
• местные Советы депутатов;
• исполнительные и распорядительные органы;
• другие органы государственного управления.
Касательно должностного лица, то в законодательных актах Республики Беларусь его универсальное определение не имеется, Тем не менее, мы можем ссылаться на Уголовный кодекс Республики Беларусь[8], в котором присутствует развернутое определение.
Под ними понимаются:
1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей
Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;
2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При исследовании тема данной курсовой работы были решены следующие задачи:
- обозначить понятие, принципы, основные виды и стадии нормотворчества в Республике Беларусь
- охарактеризовать процесс нормотворчества;
- определить субъектов нормотворческого процесса;
- изучить законодательный процесс в Республике Беларусь.
Под «нормотворческой деятельностью подразумевается научная и организационная деятельностью по экспертизе, подготовке, принятию (изданию) либо отмене, изменению дополнению, нормативно правовых актов.
Нормотворческий орган (должностное лицо) представляет собой государственный орган (должностное лицо), который уполномочен принимать (издавать) нормативные правовые акты.
Под нормотворческим процессом понимается нормотворческая деятельность нормотворческих органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, введению их в действие».
Нормотворчество по субъекту можно подразделить на следующие виды:
• нормотворчество народа путем референдума;
• нормотворчество компетентных государственных органов и должностных лиц;
• нормотворчество негосударственных организаций в случае делегирования им специальных полномочий.
По юридической силе нормотворчество подразделяется на:
• разработку подзаконных нормативных правовых актов внешнего регулирования;
• законотворчество;
• разработку подзаконных нормативных правовых актов внутреннего регулирования.
По содержанию нормотворческой деятельности нормотворчество разделяется на такие виды, как:
• подготовка, экспертиза и принятие нормативных правовых актов;
• изменение и дополнение нормативных правовых актов;
• отмена нормативных правовых актов.
В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определены следующие принципы нормотворчества:
• конституционность;
1. Москалькова Т. Н., Черников В. В. Нормотворчество: научно-практическое пособие. Москва: Проспект, 2011. 384 с.
2. Шамаров В. М. К вопросу о содержании понятия «правотворчество» в учебной юридической литературе. В: Вестник Екатеринского Института, 2012, №2(18). с. 45-53.
3. Костенников М.В. Порядок разработки и принятия правовых актов органов внутренних дел: Учебное пособие. М., 2001. 124 с.
4. Шевчук Д.А., Теория государства и права: конспект лекций. Ростов-на-дону: Феникс, 2007.- 327 с.
5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
6. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 363-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
7. Коркунов, Н.М. Русское государственное право. Т. 2. Часть особенная / [Соч.] Н.М. Коркунова. - Изд. 4-е, без перемен. - СПб. : тип. М.М. Стасюлевича, 1903. - VI, 596 с.
8. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 9 июл.1999 г. №275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. от 23.08.2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2016
9. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 15 июл. 2015 г., № 305-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
10. Об общественных объединениях [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 4 окт. 1994 г., № 3254-XІІ// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014
11. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 9 ноя. 1999 г., № 305-З// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
12. Демичев, Д. В. Конституционно-правовые основы проведения референдумов в Республике Беларусь / Д. В. Демичев // Экономическая наука сегодня : сборник научных статей / пред. редкол. С.Ю. Солодовников . - Минск : БНТУ, 2014. - Вып. 2. - С. 276 - 292.
13. Избирательный кодекс Республики Беларусь: 11 февр. 2000 г. № 370-З: принят Палатой представителей 24 янв. 2000 г.: одобр. Советом Респ. 31 янв. 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 04.06.2015 г. – Минск: НЦПИ, 2016. – 80 с.
14. О Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 21 фев. 1995 г., № 3602-XІІ// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
15. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.–245с.
16. О Национальном собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 8 июл.. 2008 г., № 370-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
17. Постоянные комиссии Палаты представителей Республики Беларусь// Официальный сайт Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.house.gov.by/ru/deputies-ru/viewCommittee/– Дата доступа: 15.04.2017.
18. Постоянные комиссии Совета Республики // Официальный сайт Совета Республики [Электронный ресурс]. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.sovrep.gov.by/ru/senators-ru/viewCommittee/– Дата доступа: 15.04.2017.
19. О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 фев.. 2012 г., № З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.