ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире изучение социально-психологических особенностей страхов в младшем школьном возрасте и их проявлений, причин приобретает все большее значение. В последнее время специалистами отмечается достаточно широкое распространение детских страхов (И.В. Дубровина, А.В. Захаров, А.А. Ковалевская, А.С. Спиваковская).
Современная социальная ситуация характеризуется неустойчивым социально-экономическим положением, изменениями в приоритетах культурных и семейных ценностях, что оказывает влияние на институт семьи в целом и на развитие детей в частности. Наличие техногенных катастроф, стихийных бедствий, военных действий, кризисных ситуаций, а также их широкое обсуждение в средствах массовой информации не может не отразиться на восприятии окружающего мира детьми. Негативные социальные тенденции, возрастные и личностные особенности выступают факторами нарушения эмоциональной сферы детей, способствуют повышению ситуативной тревожности, появлению страхов.
Проблема страхов среди детей, несмотря на достаточную изученность в современной литературе, не только не теряет своей актуальности, но и обостряется в связи с социальными изменениями в общественной и экономической сферах жизни не только взрослых, но и детей.
Актуальность исследования социально-психологических особенностей детских страхов в зарубежной и отечественной научной литературе обусловлена пониманием важности эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста, которые негативно влияют на формирование личности ребенка.
В возрастной психологии младший школьный возраст занимает особое место. По причине того, что в младшем школьном возрасте происходит активное развитие эмоциональной сферы ребенка, возникновение различных переживаний является естественным для детей. Младший школьник начинает включаться в общественную жизнь и сталкиваться с неизвестными ситуациями в социальном мире. Это всё способствует возникновению и развитию различных страхов у детей младшего школьного возраста.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблематика возрастных страхов, методов диагностики и психокоррекции отражена в исследованиях Л.С. Акопян, Н.Г. Вологодиной, А.И. Захарова, К. Изарда, Н.С. Карпенко, В.А. Леви, А.И. Тащевой, Т.Л. Шишовой, Л.В. Щербаковой, Ю.В. Щербатых.
Некоторых аспектов проблемы страхов касались отечественные и зарубежные психологи, дифференциации отдельных видов страхов и их причин (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.К. Вилюнас, Ф. Риман, П.В. Симонов, З. Фрейд, К. Хорни и др.).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Проблема детских страхов в психологии
В отечественной и зарубежной литературе проблема детских страхов исследовалась различными школами и направлениями.
Представителем классических теорий эмоций У. Джемсом страх рассматривался как одна из трех сильнейших эмоций наряду с радостью и гневом. Страх, по его мнению, также является неподдельным и самым ранним инстинктом человека. Особое внимание Джемс уделял боязни одиночества, темноты и сверхъестественных явлений и полагал, что одиночество в детстве служит одним из главных источников страха [14, с. 108]. То есть страх рассматривался как базовая эмоция, связанная с реакцией на внешнюю угрозу.
Известный зарубежный психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу полагал о наличие связи между причинами возникновения страха и фрустрацией потребности в безопасности, что препятствует самоактуализации личности [22, с. 140].
Отечественные психологические концепции источниками страха называют воспитание, детско-родительские отношения (А.И. Захаров, А.М. Прихожан).
В рамках психоаналитического направления (А. Адлер, З. Фрейд, Г.С. Салливен) главная причина возникновения страхов называется первичная родовая психотравма. А. Адлер считал, что источник страха – это, прежде всего, переживание собственной неполноценности, испытывающее ребенком в первые пять лет, а также ожидание угрозы от окружающего мира.
З. Фрейд писал об архаических, исторически унаследованных детских страхов. С одной стороны, в таких страхах раннего возраста, как боязнь маленьких животных, грозы; Фрейд говорил о некоторой «доли архаического наследства», «заглохших остатках врожденной приспособленности к реальной опасности», полагая, что целесообразна на часть страхов, которая относится, прежде всего, к потере объекта. С другой стороны, Фрейд называл в качестве наиболее сильных детских страхов боязнь кастрации, страх потери любви, страх животных [20, с. 238].
Архаические страх являются основными и универсальными страхами детей, которые фиксируются, в основном, в моральной тревожности, но не ограничиваются ею. Эти страхи играют важную роль в онтогенезе, и дети оказываются в плену этих страхов. Именно такие страхи в итоге способствуют выбору форм защиты от тревожности, относительной успешности или неуспешности ее преодоления [20, с. 240].
Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон осуществил первое исследование сравнительной эффективности различных путей преодоления
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить социально-психологические особенности страхов у детей младшего школьного возраста.
Эмпирическое исследование включало три этапа:
– подбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования;
– изучение преобладающих страхов у детей младшего школьного возраста;
– анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов.
База исследования: исследование осуществлялось на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 51 г. Минска».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 20 учащихся 1-го класса (10 мальчиков и 10 девочек) в возрасте 6-7 лет.
Методы исследования: тестирование, беседа, количественный и качественный анализ.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1. Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захаров, М. Панфилова.
Назначение: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у дошкольников старше трех лет. Ребенку предлагается на листе бумаги, на котором нарисованы два домика (черный и красный) расселить в них страхи из списка, которые ему называет психолог. Психолог отмечает те страхи, которые ребенок поселил в черный домик. Диагностируются следующие группы страхов:
– медицинские страхи – боль, уколы, врачи, болезни;
– страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
– страх смерти (своей);
– боязнь животных;
– страхи сказочных персонажей;
– страх темноты и кошмарных снов;
– социально-опосредованные страхи – людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
– пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств.
После проведения процедуры диагностики психологом подсчитываются страхи в черном домике и сравниваются с возрастными
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что в современной литературе существуют различные теории, каждая из которых по-своему объясняет сущность и происхождение страха. Страх является отрицательным эмоциональным состоянием, которое проявляется при получении индивидом информации о возможной угрозе его благополучию, о реальной или воображаемой опасности. Существуют различные виды детских страхов: ситуативные и личностные; реальные и воображаемые, острые и хронические, навязчивые, бредовые и сверхценные; дневные и ночные; возрастные и невротические. На каждом из этапов своего развития дети испытывают различные страхи, которые различны для разных возрастов.
Детерминантами страхов на семьи являются неудовлетворенные потребности в привязанности, в понимании, в безусловной любви, а также физические наказания, дефицит позитивного общения с родителями, их тревожность, гиперопека. Детерминантами страхов у детей на уровне школы являются: преобладание критики над похвалой, подчеркивание недостатков сверстниками, отсутствие общения, разлука с матерью или отцом. На этапе мезосреды детерминантами выступают негативный опыт, военные действия, наличие стихий и бедствий, просмотр фильмов с пугающим содержанием. Основными страхами у детей младшего школьного возраста являются школьные страхи.
Основными методами изучения страхов детей младшего школьного возраста являются: наблюдение за поведением младших школьников; метод экспертных оценок, где в качестве экспертов могут выступать педагоги и родители; проективные методики; тестирование. Наиболее распространено использование в этом возрасте проективных методик, позволяющих выявить уровень школьной тревожности, социально-психологические и другие страхи. Основными способами преодоления страхов у детей младшего школьного возраста являются: рисование страхов, вербализация страхов, игра со страхами. Также применяются специальные способы преодоления страхов: разыгрывание ситуаций взаимодействия с предметом страха в игре, манипулирование предметом страха, анатомирование страха, подражание и заражение, эмоциональный конфликт, эмоциональное переключение и эмоциональные качели, сенсибилизация.
Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей страхов у детей младшего школьного возраста позволило установить следующее:
– в результате исследования страхов у младших школьников было выявлено, что у мальчиков преобладают социально-опосредованные страхи, страхи сказочных персонажей, страхи, связанные с причинением физического ущерба, страх страшных снов, медицинские страхи, страх своей смерти. Менее всего выражены страх животных и пространственные страхи. У девочек младшего школьного возраста преобладают медицинские страхи,
1. Акопян, Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.С. Акопян. – Самара, 2002. – 201 с.
2. Антонова, Е.В., Томашевская, О.А. Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методами артпедагогики / Е.В. Антонова, О.А. Томашевская // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. г. Санкт-Петербург, июль 2015 г. – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 1-5.
3. Вологодина, Н.Г. Детские страхи днем и ночью / Н.Г. Вологдина. – М.: Феникс, 2006. –106 с.
4. Гарбузов, В.И. Неврозы и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. – Л.: Медицина, 1977. – 492 с.
5. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
6. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. – 1980. – № 2. – С. 107-114.
7. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 448 с.
8. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков / А.И. Захаров. – М.: Педагогика, 1988. – 288 с.
9. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
10. Ковалевская, А.А. Страхи детей младшего школьного возраста и способы их психокоррекции / А.А. Ковалевская // Приволжский научный вестник. – 2014 – № 2 (30). – С. 71-76.
11. Кулинцова, И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / Е.И. Кулинцова. – СПб.: Речь, 2008. – 167 с.
12. Леви, В.А. Приручение страха / В.А. Леви. – М.: Метафора, 2006. – 492 с.
13. Панфилова, М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков / М.А. Панфилова // Школьный психолог. – 1999. –№ 8. – С. 10-12.
14. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
15. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 498 с.
16. Снегирева, Т. Детские рисунки глазами психолога / Т. Снегирева // Обруч. – 2007. –№ 5. – С. 5-6.
17. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. – М.: ЭКСМО, 2000. – 430 с.
18. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. – М.:МГУ, 1988. – 240 с.
19. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. – СПб.: Речь, 2008. – 118 с.
20. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд. – М.: Прогресс, 1992. – 436 с.
21. Шишова, Т.Л. Страх мой – враг мой. Как помочь ребенку избавиться от страхов / Т.Л. Шишова. – СПб.: Речь, 2007.– 104 с.
22. Щербакова, Л.В. Детские страхи: роль родителей / Л.В. Щербакова // Психолог в школе! – 2015. – № 1. – С.36-39.
23. Щербатых, Ю. В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М.: Эксмо-пресс, 2002 . – 54 с.