Введение
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Пcихолого-педагогическая характеристика учащихся начальных классов с интеллектуальной недостаточностью
1.2 Особенности развития связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ У УЧАЩИХСЯ II КЛАССА ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1 Организация работы по изучению сформированности умения составлять рассказ по картинкам у учащихся II класса вспомогательной школы
2.2 Результаты диагностики сформированности умения составлять рассказ у учащихся с интеллектуальной недостаточностью во II классе вспомогательной школы
2.3 Приемы и средства формирования умения составлять рассказ по картинкам у учащихся с интеллектуальной недостаточностью во II классе вспомогательной школы
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
3.1 Организация коррекционно-развивающей работы по формированию умения составлять рассказ по картинкам у учащихся с интеллекТуальной недостаточностью II класса посредством электронного средства обучения
3.2 Результаты коррекционно-развивающей работы по формированию умения составлять рассказ по картинкам у учащихся с интеллекуальной недостаточностью II класса посредством электронного средства обучения
3.3 Методические рекомендации по использованию электронного средства обучения для формирования умения составлять рассказ по картинкам у учащихся с интеллектуальной недостаточностью II класса
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В настоящее время особое внимание уделяется развитию связной речи. Ее значимость определяется тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом.
На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями и, возрастает значимость проблемы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости, отклонений от норм поведения, трудностей взаимоотношений с окружающими.
У всех учащихся с интеллектуальной недостаточностью, отмечается низкий уровень сформированности связной речи, что негативно влияет на развитие, обучение и социализацию ребенка.
Совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний и умений, позволяют проводить своевременную и целенаправленную работу по развитию связной речи.
Развитие у учащихся с интеллектуальной недостаточностью устной монологической речи в целом и обучение построению рассказов в частности является одной из важнейших задач, которую ставят перед собой педагоги вспомогательных школ, руководствуясь действующими программно-методическими материалами.
Необходимость обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью составлению рассказа вызвана имеющимися нарушениями последовательности и связности рассказа, смысловыми пропусками существенных элементов, фрагментарностью изложения, нарушением пространственно-временных и причинно следственных связей, неумением выделить главные и второстепенные элементы замысла при составлении своего рассказа. Все эти специфические особенности сочетаются с отсутствием инициативности к речевому высказыванию.
Овладение детьми навыками продуцирования рассказов предполагает проведение разносторонней коррекционной работы по развитию монологической речи. Рассказ как вид монолога предполагает наличие у учащихся разнообразных речевых умений и навыков. В этой связи на первых этапах школьного обучения учащиеся с интеллектуальной недостаточностью должны учиться составлять и воспроизводить рассказы в устной форме.
Под преемственностью в обучении связной речи следует понимать установление взаимосвязи разных сторон и их соотношения на разных ступенях усвоения языка.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальных классов с интеллектуальной недостаточностью
В настоящее время зафиксирован рост числа детей имеющих интеллектуальную недостаточность.
Понятие «ребенок с интеллектуальной недостаточностью» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение различных особенностей, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно ярко - в мыслительных процессах.
В школьном возрасте особенности интеллектуальной деятельности проявляются, главным образом, в учебной деятельности. Оказывается нарушенной уже первая ступень познания – восприятие [9, с. 23].
Часто восприятие учащихся с интеллектуальной недостаточностью страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. На это указывают исследования психологов (К.А. Вересотская, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф). Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп. Учащимся требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственной деятельности они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями. Поэтому восприятие их отличается меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова.
Отмечается также узость объема восприятия. Учащимся с интеллектуальной недостаточностью свойственно выхватывать отдельные части в воспринимаемом объекте, в прослушанном тексте, не замечать и не
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ У УЧАЩИХСЯ II КЛАССА ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация работы по изучению сформированности умения составлять рассказ у учащихся II класса вспомогательной школы
На основе изученного теоретического материала по вопросу формирования связной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью был организован и проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявить уровень сформированности умения составлять рассказ у учащихся II класса вспомогательной школы.
Задачи исследования:
1. Выбрать методики обследования сформированности умения составлять рассказ у учащихся II класса вспомогательной школы.
2. Выполнить экспериментальное обследование учащихся по выбранным методикам.
3. Проанализировать экспериментальные данные, дать качественную и количественную характеристику полученным результатам.
Исследования по проблеме формирования умения составлять рассказ по картинкам у младших школьников интеллектуальной недостаточностью проводилось на базе ГУО «Вспомогательная школа №1 г. Гродно»
В эксперименте участвовало 6 детей. Биологический возраст испытуемых на момент исследования был 8-9 лет.
Перед роцедурой обследования была изучена документация на каждого ребенка, проведено наблюдение за работой на уроках, с помощью которых удалось получить информацию об испытуемых, в частности: их индивидуальные возможности, способности и интересы, а также особенности личностно- волевой сферы и поведения.
ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
3.1. Организация коррекционно-развивающей работы по формированию умения составлять рассказ по картинкам у учащихся с интеллектуальной недостаточностью во II классе посредством использования электронного средства обучения
Проведенное экспериментальное исследование по изучению особенностей сформированности умения составлять рассказ по картинкам у учащихся II класса с интеллектуальной недостаточностью, анализ психолого-педагогической литературы определило основные особенности, которые присущи учащимся вспомогательной школы при составлении рассказов по картинкам и обосновало необходимость разработки электронного средства обучения.
Обучающий эксперимент по формированию умения составлять рассказ по картинкам учащимися II класса с интеллектуальной недостаточностью был организован на базе ГУО «Вспомогательная школа №1 г. Гродно». Основное средство формирования умений составлять рассказ по картинкам учащимися с интеллектуальной недостаточностью во II классе – словесный метод, а именно беседа по картинкам. Обучающий эксперимент проводился на уроках по предмету «Элементы грамоты».
Цель проведения формирующего эксперимента: формировать у учащихся с интеллектуальной недостаточностью умение самостоятельно составлять связный, последовательный, эмоционально окрашенный рассказ по картинкам на основе использования электронного средства обучения «Твои интересные рассказы».
Цель можно конкретизировать следующими задачами:
- развивать умение анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и событиями, изображенными на картинках;
- формировать умение устанавливать логические зависимости, характеризующие действия и поведение героев на картинках;
- формировать умение удерживать смысловую программу в памяти (запоминание последовательности картинок);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников по данной теме показал, что нарушения речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью является сложным расстройством, возникающим вследствие имеющихся особенностей интеллектуального развития. В младшем школьном возрасте у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается недоразвитие всех сторон речи: звуковой, грамматической, смысловой, отмечается также бедность словаря. Таким образом, у учащихся отмечается системный характер нарушений речи. Нарушенными оказываются фонематический слух, звукопроизношение, лексико-грамматический строй и связная речь.
Так как связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, можно выделить ряд характерных нарушений, отражающиеся в процессе ее формирования у учащихся с интеллектуальной недостаточностью: фрагментарность рассказа, пропуск его частей, сокращение действующих лиц и мест действий, искажение верного порядка событий повествования, нарушение логической зависимости явлений, недостаточное или неверное использование языковых средств связи, скудность речи и её плохая выразительность.
Можно сделать вывод о том, что для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью составление связного самостоятельного рассказа оказалось затруднительным. Для выполнения заданий учащиеся прибегали к помощи педагога в виде наводящих вопросов, но некоторым и эта помощь не позволила составить связное высказывания. Отсутствие сформированности навыков в данных видах рассказывания можно объяснить слабой переключаемостью внимания, восприятия, памяти, с недостаточной координацией указанных процессов с речевой деятельностью у школьников с интеллектуальной недостаточностью. У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью вызывает затруднение выстроить порядок рассказа, что в начале, а что потом.
По результатам выполнения диагностических заданий был выявлен III уровень сформированности умения составлять рассказ по картинкам.
В ходе выполнения диагностических заданий учащиеся быстро называли изображенные предметы, нарисованные на картинке. Большинство младших школьников составляли связный рассказ только с опорой на наводящие вопросы со стороны педагога. В составленном рассказе присутствуют ключевые содержательные звенья, второстепенные звенья нечасто опускались. Встречались предложения построенные грамматически неправильно. Младшие школьники были недостаточно внимательны и сосредоточены, в связи с этим им не удавалось в нужной степени устанавливать логико-смысловые
1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – Астрель, 2011. – 158 с.
2. Воронков, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / В. В. Воронков. – М.: Школа-пресс, 1994. – 417 с.
3. Воспитание и обучение детей от одного года до десяти лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://мишуткина школа.рф/load/uchimsja_sostavljat_rasskaz_i_pereskazyvat/rasskaz_po_kartinke/sostav_rasskaz_po_kartinkam_na_temu_quot_kak_my_sdelali_kormushki_quot/45 1-0-587 /. – Дата доступа: 27.09.2016.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 1999. – 250 с.
5. Гнездилов, М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М.Ф. Гнездилов. – М.: Педагогика, 1985. – 315 с.
6. Доблаев, Л.П. Логико-психологический анализ текста / Л.П. Доблаев. – Саратов: Ритм-люс, 1986. – 327 с.
7. Дульнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с.
8. Ефименкова, Л.Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Педагогика, 1970. – 230 с.
9. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Просвещение, 1985. – 290 с.
10. Занков, Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы / Л.В. Занков. – М.: Издательство ФПН РСФСР, 1976. – 279 с.
11. Каринки png речевые нарушения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kgslhciregjldv.tk/topics/993fa-картинки-png-речевые-нарушения /. – Дата доступа: 27.09.2016.
12. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / К.В. Комаров. – М.: Педагогика, 1982. – 190 с.
13. Краевская, Н.А. Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания / Н.А. Краевская. – М.: Педагогика, 1984. – 350 с.
14. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 2013. – 265 с.
15. Лалаева, Р.И. Формирование операции порождения связных высказываний у умственно отсталых школьников / Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 1984. – 250 с.
16. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. – М.: Высшая школа, 2011. – 521 с.
17. Петрова, В.Г. Практическая и умственная деятельность детей – олигофренов / В.Г. Перова. – М.: Педагогика, 1978. – 210 с.
18. Работа на дому – сочинение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bukvic.ru/rabota-na-domu-sochinenie/. – Дата доступа: 27.02.2017.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 1989. – 116 с.
20. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И.М. Соловьев. – М.: Просвещение, 1976. – 370 с.
21. Составление рассказа по серии картинок старшая группа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pictures-hd8.ru/articles/Sostavlenie-rasskaza-po-serii-kartinok-starshaya-gruppa /. Дата доступа: 27.02.2017.
22. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / Л.П. Якубинский. – М.: Педагогика, 1976. – 195 с.