Актуальность рассмотрения данной темы можно определить так. Право по своим свойствам – такой социальный феномен, который вызван нуждою привнести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок, базирующиеся на началах общественной свободы, активности, ответственности, и поэтому по своей природе оно противится произволу и беззаконию. И совсем не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле постоянно выступали в качестве противников права и законности. Именно как явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе – занимает высокозначимое место в общественной жизни, выступает как причина социального прогресса. При этом, ясно, собственная важность права напрямик обусловлена его социальной природой и весьма значительно находится в зависимости от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима и поэтому от стадии его "гуманитарного восхождения" – движения от права сильного к праву гражданского общества.
В юридической науке проблему ценности права детально разработал проф. С.С. Алексеев. Он обосновал тезис о том, что право – это не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность. Оно обладает рядом высокозначимых свойств – общеобязательностью, нормативностью, высокой обеспеченностью и другими свойствами, раскрывающими его социальную силу.
В далеком историческом прошлом имели место дискуссии о понятии права и государства, о их соотношении, они длятся и в настоящее время. Современные ученые выделяют некоторое количество подходов и определений права. Один из данных подходов – позитивистский, иной непозитивистский.
Первые идеи о государстве и праве были выдвинуты ещё в эпоху рабовладения. Начальные наиболее полные, системные знания о государстве и праве были рассказаны в работах величайших мыслителей Древней Греции – Платона и Аристотеля.
В учении Платона об идеальном государстве и праве лежит принцип разделения труда. Разумность закона, сообразно Платону, подразумевает его необходимое соотношение справедливости и праву в социологическом аспекте право сознание базируется на его учение. Платон рассматривает справедливость, право и закон как социально-политические явления, как составляющие упорядоченной жизни. Платон под правом понимает справедливость и разумность, рассматривает право как Божественный разум, он считал, что право и закон – это не одно и то же, законы обязаны соответствовать праву.
Аристотель в своём учении проводит отличия между естественным и условным правом. Естественное право имеет однообразное значение, не зависит от признания или не признания людьми. Условное право существует благодаря законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права к праву условному, установленному людьми. Разумность закона, по Аристотелю, значит его верность. Закон обязан быть нейтральным, что значит его возвышенность над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить в рамках справедливости [1].
Ценности занимают важное пространство в жизни человека и сообщества, так как конкретно ценности охарактеризовывают фактически человеческий образ жизни, степень выделения человека из животного мира. Необыкновенную значимость неувязка ценностей получает в переходные периоды публичного развития, когда катигоричные общественные преображения приводят к резкой замене существовавших в нём систем ценностей, тем самым ставя людей перед проблемой: или охранять устоявшиеся, обычные ценности, или адаптироваться к новым, которые обширно предлагаются, даже набиваются представителями разных партий, публичных и религиозных организаций, движений. Потому вопросы: что такое ценности; удивительно соответствие ценности и оценки; какие ценности являются для человека ключевыми, а какие второстепенными – являются сейчас жизненно необходимыми.
Каковы ценности, таковы и сообщество, и личность. Не случайно, что неувязка ценностей постоянно выступает на единое пространство в переходные периоды публичного развития. Конкретно такое время переживает сейчас наше сообщество, с его непостоянностью, резкими социальными сдвигами. Всё это обретает своё представление в процессе переоценки ценностей. При этом следует иметь в виду, что за отречением стареных ценностей прячется отречение старых форм жизни сообщества и личности [5].
Ценность — значимость, важность, полезность чего-либо. Снаружи ценность выступает как качество предмета либо явления. Но значимость и полезность присущи им не от природы, не элементарно в силу внутренней структуры объекта самого сообразно себе, а являются субъективными оценками конкретных параметров, какие вовлечены в сферу публичного бытия человека, человек в их заинтересован либо проверяет надобность. Система ценностей исполняет роль ежедневных ориентиров в предметной и общественной реальности человека, обозначений его разных практических отношений к находящимся вокруг предметам и явлениям.
В связи с развитием направленности философской идеи, называемой аксиологией (учением о ценностях); стало возможным охарактеризовать место и роль права в жизни общества наиболее верно и фундаментально.
Право в обществе в условиях цивилизации с аксиологической точки зрения — это не только необходимость, средство социального регулирования, но и социальная ценность, социальное благо [9, c. 129].
Исходным, для осмысливания права в этом качестве, являются его особенности как институционного образования. Благодаря своей институционности право обладает рядом высокозначимых свойств — общеобязательной нормативностью, формальной определенностью, высокой обеспеченностью и другими, раскрывающими его цель существенной социальной силы общества, носителя значимой социальной энергии.
Для предстоящего анализа нужно хотя бы в самой общей форме обозначить некоторое количество исходных факторов, характеризующих результативные качества права, — тот основной эффект, к которому может привести надлежащее, корректное и целеустремленное использование параметров права как нормативного институционного образования.
Во-первых, это возможность (способность) обеспечить всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях. Решающую роль в данной плоскости играет нормативность права, отличающаяся общеобязательностью, всеобщностью. Это дозволяет добиться такого состояния жизни общества, когда, регламентированный юридическими нормами, порядок одинаково работает во всей стране, притом непрерывно, неизменно, постоянно во времени [10, c. 54].
В социологии совсем нередко употребляются понятия социальных ценностей и норм, которые охарактеризовывают основные ориентации людей как в жизни в целом, так и в главных сферах их деятельности - в труде, в политике, в быту и т.д. Социальные ценности – наверное высочайшие принципы, на базе которых гарантируется единодушие, как в небольших общественных группах, так и в обществе в целом. Социальные нормы исполняют в обществе очень принципиальные функции. Они: выверяют совместный ход социализации; интегрируют индивидов в группы, а группы - в общество; осуществляют контроль отклоняющееся поведение; служат эталонами поведения.
Что касается права, оно есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются правительством, формулируют единые и индивидуальные интересы населения и выступают государственным регулятором общественных взаимоотношений.
Есть немало теорий и понятий права. Среди них выделяют теорию естественного права, историческую школу права, реалистическую школу права, социологическую школу права, нормативистскую направленность, психологическую концепцию, материалистическую концепцию права.
Невзирая на двойственность и отличие научных представлений о праве, данные учения имеют ряд единых положений:
- право есть социальное явление, в отсутствии которого нереально наличие цивилизованного сообщества;
- право в нормативной форме обязано отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам сообщества в целом, а никак не отдельным его классам либо социальным группам, учитывать личные интересы и потребности личности как первоосновы сообщества;
- право частной собственности является базой всех прав человека;
-право есть мера поведения, поставленная и охраняемая государством.
В отличие от неправовых нормативных регуляторов общественных отношений право характеризуется следующими признаками:
1 Большая онлайн библиотека e-Reading [Электронный ресурс] / Учебник для юридических вузов и факультетов, под ред. проф. С.С. Алексеева – Режим доступа: http://www.e-reading.club/bookreader.php/1566/Alekseev_-_Teoriya_gosudarstva_i_prava.html - Дата доступа: 23.04.2017.
2 Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. I – М.: Юрид. лит. 1981. – 361 с.
3 Емельянов С.А. Право: определение понятия. М, 1992. – 11 с.
4 Антоненко Т.А., Власов В.И., Власова Г.Б., Колюшкина Л.Ю., Лаврененко Н.И., Смоленский М.Б. Теория государства и права. 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов вузов. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. - 288 с.
5 Works.doklad.ru – Учебные материалы [Электорнный ресурс] / Ценности – Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/dDYqSCV5koo.html - Дата доступа: 23.04.2017.
6 Основы философии: Учебник / Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.: Издателько-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007.
7 Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 1998.
8 Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000.
9 Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. — М.: Наука, 1988.
10 Берман Г. Вера и закон: примирение права и религии. — М., 1998.
11 Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. — М., 1986.
12 Болдырева Д.П. Правовая культура. — М.: Моск. юрид. институт, 1988.
13 Козлихин И.Ю. Право и политика. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.
14 Мальцев Г.В. Нравственные основания права. — М.: Изд-во СГУ, 2008.
15 Минниахметов Р.Г. Право и социальные нормативы общества. — М.:Изд. дом «Право и государство», 2005.