ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Обзор литературы по проблеме исследования
1.2 Субъекты культурно-досуговой деятельности
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1 Специфика культурно-досуговой деятельности детей и подростков
2.2 Деятельность государственного учреждения «Детский центр культуры «Росток» г. Молодечно»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Восприятие жизнедеятельности людей как историко-культурного процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, верой, деятельностью – творца своей собственной и общественной жизни, истинного «двигателя» истории, ибо не подвергается сомнению тот факт, что именно жизнь конкретных людей в их связях и взаимодействии на протяжении социального времени и в социальном пространстве составляет единственное содержание исторического процесса
Сфера культурно-досуговой деятельности всегда являлась объектом научного интереса. Саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей – все это связывалось непосредственно со свободным временем.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность, так как выдвигается на ответственные рубежи организации досуга населения, а особенно детей и подростков.
Дети и подростки стремятся как можно быстрее выйти из подчинения старшего поколения, при этом не имея достаточного опыта «взрослой жизни». Такие самостоятельные выходы далеко не всегда увенчиваются благоприятным успехом.
Культурно-досуговая деятельность является именно тем инструментом, через который подрастающее поколение способно сформировать все необходимые социальные качества (овладение языком общения, знания норм общения, традиций, обычаев, усвоение социальных ролей) и стать полноценным дееспособным участником социальной жизни.
Центр культуры, например, может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания и методов этой деятельности; создает условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Обзор литературы по проблеме исследования
Исследованию культурно-досуговой деятельности посвящено не мало книг, статей и иных материалов. При написании данной курсовой работы мы обращались к следующим работам: Г.А. Аванесова «Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов», И.М. Асанова, С.О. Дерябина «Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования», О.В. Гимазетдинова, В.К. Крючек «Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков: теория, методика и организации культурно-просветительской деятельности», Е.И. Григорьева «Современные технологии социально-культурной деятельности», А.Д. Жарков «Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств», Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников «Социально-культурная деятельность», И.Л. Смаргович «Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие для студентов вузов по направлению специальности 1-21 04 01-02 Культурология (прикладная)», Т.Н. Смолина, Ю.Г. Бердникова, Ю.С. Жданова «Теория и методика культурно-досуговой деятельности», «Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа» под редакцией Н.П. Гончаровой, Л.И. Козловская «Технология социально-культурной деятельности: учебно-методическое пособие, М.Б. Зацепина «Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности» и другим.
Деятельность человека способствует развитию его физических, духовных сил, совершенствует знания, умения, навыки людей, в том числе и в сфере общения. Общественные отношения, в которые вступает человек в процессе
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1 Специфика культурно-досуговой деятельности детей и подростков
Современные преобразования в социально-культурной сфере вызвали изменения в понимании сущности и содержания досуговой деятельности. Так, ее главными задачами становятся создание механизмов социальной и психологической стабилизации и адаптации индивида, предоставление ему возможности творческой деятельности, а главное – формирование социальной и культурной среды, защищающей от негативного воздействия, которым чревата социальная, экономическая и экологическая ситуация в современном обществе.
Как показала практика, особую чувствительность к различного рода влияниям, как положительным, так и отрицательным, имеют дети младшего школьного возраста. Именно этот возраст характеризуется процессом усиленного развития и обучения. Глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире [20, c. 65].
О.А. Филистович отмечает, что досуг младших школьников существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих им психологических особенностей. Основные потребности этой возрастной группы – общение, выбор дела по интересу, эмоциональная разрядка и отдых, участие в личностно значимых событиях и возможность самостоятельного решения проблем. Эти потребности наиболее полно могут быть реализованы в досуговое время. В основе его содержания – не только отдых и развлечения, но и разностороннее развитие [18, c. 22].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, были сделаны следующие выводы:
1. Культурно-досуговая деятельность – это деятельность, по удовлетворению основных социально-культурных потребностей людей в свободное время. Она выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей. Когда говорят о культурно-досуговой деятельности, имеют в виду, прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих людей, которые нуждаются в рекреации.
2. К субъектам культурно-досуговой деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний. К таким учреждениям относятся: Дворцы и Дома культуры, сельские клубы, центры досуга, центры и Дома ремесел, фольклора, клубы-библиотеки, эколого-культурные центры, Дворцы спорта, тенниса, водно-спортивные комбинаты, спортивные базы, дискоклубы, культурно-развлекательные центры, бильярд-клубы, боулинг-клубы, караоке-клубы; любительские объединения, общественные организации, театры, музеи, библиотеки, филармонии, галереи, туристско-экскурсионные предприятия, санаторно-курортные учреждения, историко-культурные комплексы и т.д.
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Антонович, И.И. Свободное время и культура / И.И. Антонович, В.П. Скороходов. – Минск: Ковчег, 2008. – 230 с.
3. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
4. Гимазетдинова, О.В. Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков: теория, методика и организации культурно-просветительской деятельности / О.В. Гимазетдинова, В.К. Крючек. – Волгоград: ВолГУ, 2003. – 217 с.
5. Государственное учреждение «Детский центр «Росток» г. Молодечно» (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dckrostok.belcult.by/. – Дата доступа: 19.04.2017.
6. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е.И. Григорьева. – Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. – 284 с.
7. Грушецкая, И.Н. Особенности организации молодежного досуга / И.Н. Грушецкая // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2012. – №1-2. – С.164-166.
8. Домбровская, А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности: учеб.-метод. пособие / М.Ю. Домбровская. – СПб.: Лань; Планета Мызыки, 2013. – 159 с.
9. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ культуры ребенка: сб. ст. / ГУО «Минск, обл. ин-т развития образования»; под ред. Н.Г. Кобраева. – Минск: МОИРО, 2010. – 50 с.
10. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Ерошенков. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 221 с.
11. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
12. Жигульский, К. Праздник и культура / К. Жигульский. – М.: «Прогресс», 2004. – 258 с.
13. Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников: учеб.-метод. пособие для вузов / М. Б. Зацепина. – М.: Педагог. о-во России, 2004. – 144 с.
14. Зацепина, М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности: автореф. дис.… доктора пед. наук: 13.00.05 / М. Б. Зацепина ; МГОПУ. – М., 2005. – 44 с.
15. Иванова, В.Г. Освоение инновационно-информационных технологий как актуальная проблема для специалистов культурно-досуговой деятельности / В. Г. Иванова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 3. – С. 227-231.
16. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. – 530 с.
17. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Г.Н. Новикова. – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2008. – 173 с.
18. Прыкладная культуралогія: вучэб. дапам. / Я.Д. Грыгаровіч, А.І. Смолік. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2005. – 288 с.
19. Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. – М.: Институт человека РАН, 2002. – 260 с.
20. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие для студентов вузов по направлению специальности 1-21 04 01-02 Культурология (прикладная) / И. Л. Смаргович; [среди рец. Н.В. Самерсова]. – Мн.: БГУКИ, 2013. – 172 с.
21. Смолина, Т.Н. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / Т.Н. Смолина, Ю.Г. Бердникова, Ю.С. Жданова. – Екатеренбург, 2010. – 30 с.
22. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа / Под ред. Н.П. Гончаровой. – Тверь, 2003. – 378 с.
23. Суртаев, В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга: учебное пособие / В.Я. Суртаев. – Ростов н/Д: СПбГАК, 1997. – 200 с.
24. Технология социально-культурной деятельности: учеб.-метод.пособие / Л.И. Козловская. – Мн.: БГУКИ, 2014. – 206 с.
25. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2007. – 360 с.