ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Анализ литературы по теме исследования
1.2 Культурно-досуговая инфраструктура: понятие и сущность
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ГОРОДА ОСИПОВИЧИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
По мнению ученых, культурная среда в большей степени, чем какая-либо другая, отражает динамику жизни человеческого сообщества в ее целостности, дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям.
Восприятие жизнедеятельности людей как историко-культурного процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, верой, деятельностью – творца своей собственной и общественной жизни, истинного «двигателя» истории, ибо не подвергается сомнению тот факт, что именно жизнь конкретных людей в их связях и взаимодействии на протяжении социального времени и в социальном пространстве составляет единственное содержание исторического процесса.
В свете сказанного становится понятным обозначившийся в последние годы интерес ученых к историческому анализу одной из граней культурного процесса – культурно-досуговой деятельности населения, которая должна проходить в определенных заведениях.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что изучение культурно-досуговой инфраструктуры того или иного города (села) представляется крайне важным. Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей – все это связывалось непосредственно со свободным временем и его правильным распределением в культурно-досуговых учреждениях.
Изучением культурно-досуговой деятельности, ее инфраструктуры и иных особенностей занимались такие ученые как С.В. Конова, Л.А. Дубеко, Е. Рудакова, Е.А. Белецкая, И.М. Асанова, С.О. Дерябина, Г.А. Аванесова, И.Л. Смаргович и другие.
Цель курсовой работы – определить культурно-досуговую инфраструктуру в условиях города Осиповичи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Анализ литературы по теме исследования
Деятельность человека способствует развитию его физических, духовных сил, совершенствует знания, умения, навыки людей, в том числе и в сфере общения. Общественные отношения, в которые вступает человек в процессе деятельности, формируют взгляды, убеждения, идейно-нравственные качества, поэтому возникает необходимость специальной организации жизни и деятельности в свободное время – досуговой деятельности [5].
Исследованием сложнейших вопросов досуга занимаются представители разных наук, например, социологии и искусствоведения, этнографии, археологии, истории, антропологии. Каждая из них изучает культуру досуга под углом зрения собственного предмета исследования и оперирует ею в контексте конкретно-научного подхода.
Само по себе слово «досуг» в русском языке появилось в ХV в. [11, с.73], современное значение приобрело в Х1Х в., когда его начали рассматривать как свободное от работы (основного занятия) время.
Досуг – это часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг – это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, философским умосозерцанием, общением и т.п. [5].
Социологи в основном рассматривают досуг как составную часть свободного времени, затрачиваемую человеком на удовлетворение социальных потребностей, в том числе физических и духовных. В зависимости от своих
ГЛАВА 2 КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ГОРОДА ОСИПОВИЧИ
Осиповичи – это город в Могилевской области. Датой основания города считается 17 ноября 1872 года (построена станция Либаво-Роменской железной дороги, название которой, а потом и название города было взято от расположенной в двух километрах деревни Осиповичи).
В Советское время в городе располагались различные воинские объекты с развитой инфраструктурой, большим количеством военной техники и личного состава.
Первую бомбардировку Осипович фашисты произвели ночью с 22 на 23 июня 1941 года. Город был оккупирован 30 июня 1941 года подразделениями 2-ой танковой группы Гудериана. Территория Осиповичей вошла в зону армейского тыла группы армий «Центр» [19].
Согласно довоенной переписи населения, проводившейся в 1939 году, в Осиповичах проживало 1 694 евреев, составлявших 12,34 % от общего числа жителей города. Подавляющее большинство оставшихся в городе евреев были согнаны нацистами в осиповичское гетто и убиты.
В настоящее время население города на 1 января 2016 года составляет 31 498 человек.
Культурно-досуговая индустрия города Осиповичи направлена на сохранение историко-культурного наследия, создание условий для развития творческих способностей детей и молодежи, организацию содержательного досуга населения, его информационного обеспечения.
Основными достопримечательностями города Осиповичи являются:
· Свято-Крестовоздвиженская церковь (дата постройки – 1826 год, дата перевозки в Осиповичи – 1946 год);
· Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1997);
· Городская застройка начала ХХ века:
ü Служебные корпуса на железнодорожной станции;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, были сделаны следующие выводы:
1. Культурно-досуговая деятельность культурно-досуговая деятельность – это деятельность, по удовлетворению основных социально-культурных потребностей людей в свободное время. Она выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей. Когда говорят о культурно-досуговой деятельности, имеют в виду, прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих людей, которые нуждаются в рекреации.
Частным моментом культурно-досуговой деятельности, ее проявлением и своеобразной единицей измерения служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в конкретный целостный процесс. Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут (например, прослушивание музыкальной звукозаписи, участие в настольной игре) до нескольких дней или недель (участие в туристском походе, праздничном марафоне). Каждое досуговое занятие имеет свой темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены особенностям их психологии и духовным запросам.
2. Инфраструктура – это внутреннее строение отрасли. Культурно-досуговую инфраструктуру можно разделить на три вида:
· организации культуры;
· организации искусства;
· образовательные.
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Акимова, Л.А. Социология досуга: учебное пособие / Л.А. Акимова. – М., 2003. – 289 с.
3. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
4. Государственное учреждение культуры «Многопрофильный молодежно-подростковый центр «Ровесник» по месту жительства» (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://osipovichi.gov.by. – Дата доступа: 10.04.2017.
5. Дашковская, О.Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studmed.ru. – Дата доступа: 10.04.2017.
6. Дуликов, В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере / В.З. Дуликов. – М.: МакРОМИр, 2003. – 310 с.
7. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
8. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью: методика подготовки и проведения: учебно-методическое пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с.
9. Камоцкий, М.В. Досуг как один из компонентов повседневной культуры молодежи / М. В. Камоцкий // Культура: открытый формат – 2014 (библиотековедение, библиографоведение и книговедение, искусствоведение, культурология, музееведение, социокультурная деятельность): сборник научных статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2014. – С. 292-295.
10. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. – 530 с.
11. Козловская, Л.И. Культурно-досуговая программа в работе с подростками / Л.И. Козловская, Т.П. Бирюкова // Пазашкольнаевыхаванне. – 2010. – № 6. – С. 31–36.
12. Коленькова, М.А. Досуговая инфраструктура столичного региона: типология и социализирующее влияние на студенческую молодежь / М.А. Коленькова, А.В. Чаевич // Сервис в России и за рубежом, 2016. – з №9 (70). – С.28-40.
13. Культурно-досуговая деятельность: учебник для вузов культуры и искусств / Т.Г. Васильева [и др.]; под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 461 с.
14. Культурно-досуговые программы в структуре социокультурной деятельности // Социальная педагогика / В.Н. Наумчик [и др.]. – Минск: Четыре четверти, 2007. – С. 43–51.
15. Максютин, Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность / Н.Ф. Максютин. – Казань: Казак. гос. ун-т, 1999. – 138 с.
16. Морозова, Е.Я. Экономика и организации предприятий социально-культурной сферы / Е.Я. Морозова, Э.Д. Тихомирова. – СПб., 2002. – 420 с.
17. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Издательство: ИТИ Технологии, 2008. – 944 с.
18. Осиповичский районный исполнительный комитет (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – http://osipovichi.gov.by. – Дата доступа: 10.04.2017.
19. Осиповичский районный центр культуры и досуга (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://o-rck.blogspot.com.by. – Дата доступа: 10.04.2017.
20. Рылеева, А.С. Организация культурно-досуговой деятельности населения России: учебное пособие / А.С. Рылеева. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2014. – 229 с.
21. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие для студентов вузов по направлению специальности 1-21 04 01-02 Культурология (прикладная) / И. Л. Смаргович; [среди рец. Н.В. Самерсова]. – Мн.: БГУКИ, 2013. – 172 с.
22. Смолина, Т.Н. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / Т.Н. Смолина, Ю.Г. Бердникова, Ю.С. Жданова. – Екатеренбург, 2010. – 30 с.
23. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа [Текст]: учебник / Под ред. Н.П. Гончаровой. – Москва-Тверь, 2004. – 222 с.
24. Учреждение культуры «Осиповичский районный историко-краеведческий музей» (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://osipovichi.gov.by. – Дата доступа: 10.04.2017.
25. Шарковская, Н.В. Понятие «Досуг» в контексте гуманитарного дискурса / Н.В. Шарковская // Вестник МГУКИ, 2014. – №5 (61). – С. 100-106.