ВВЕДЕНИЕ
Юридической природой какого-либо явления зачастую понимают признаки этого явления.
Вместе с тем до сих пор легального определения этой категории нет, нет на этот счет и доминирующего доктринального понимания. Вместе с тем анализ работ, где исследуется юридическая (правовая) природа различных правовых явлений, дает основания считать, что под юридической природой следует понимать прежде всего социально-правовые истоки (исходные начала, корни) и целеполагание того или иного правового явления[1, с. 174].
Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что юридическая доктрина не может пока решить все современные проблемы правотворчества, систематизации, интерпретации, преодоления противоречивости и несогласованности нормативных правовых актов, что требует комплексного исследования и новых научных подходов к их разрешению. В данной ситуации обращение к вопросу исследования юридической природы нормативных правовых актов является ключом к дальнейшему развитию законодательства нашей страны и его оптимизации.
Работа посвящена важнейшему структурному элементу правовой системы – нормативным правовым актам как источникам белорусского права. В работе проведен анализ правового акта как элемента правовой системы общества. Рассматривается юридическая природа правовых актов; подробно характеризуются основные признаки, юридическая сила, сфера действия, содержание и форма, в которую обличен правовой акт. Уделено внимание конституционным истокам формирования текущего законодательства, выстраивается правовая пирамида актов на основе Конституции. В работе обращено внимание на проблемные вопросы, связанные с публикацией и введением в действие нормативных правовых актов. Предложены пути устранения пробелов и других дефектов в законодательстве, проанализировано законодательство, предусматривающее возможность приостановления или отмены действия правовых актов.
Объект настоящей работы - совокупность общественных отношений определяющих юридическую природу нормативных правовых актов с позиций теоретического и практического осмысления.
Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты юридической природы нормативных правовых актов в системе законодательства Республики Беларусь.
Цель работы заключается в комплексном исследовании общетеоретических и практических вопросов юридической природы нормативных правовых актов (далее – НПА).
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЦЙ ПРИРОДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1.1 Виды нормативно правовых актов
Юридическая природа НПА базируется на учредительном характере и юридической силе. НПА занимают ведущее место в нормативно-правовом регулировании наиболее значимых, типичных и устойчивых общественных отношений, привнося элементы стабильности, упорядоченности в социально-правовую жизнь.
В Республике Беларусь действуют следующие нормативные правовые акты:
Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Действующая Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004) и вступила в силу со дня ее опубликования[2];
решение референдума - нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом. Особенность решений референдума состоит в том, что это непосредственное правотворчество народа по установлению правовых норм;
программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь в нашей республике принимаются программные законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине. Таковыми в соответствии с Конституцией Республики Беларусь являются Закон Республики Беларусь «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь»[3].
В национальной иерархической лестнице нормативных правовых актов, установленной Законом Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах» (далее – закон о НПА), кодифицированные нормативные правовые акты занимают четвертое место после Конституции Республики Беларусь, решения референдума и программного закона. Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Кодексы созданы с целью систематизации и упорядочения правовых норм[4];
ГЛАВА 2
ФОРМИРОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРОЦЕССЕ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ
2.1 Условия и порядок вступления в силу нормативных правовых актов Республики Беларусь
Вступление в силу НПА имеет принципиальное значение, ведь именно с этого момента норма становится обязательной для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан, документ начинает действовать, порождает определенные права и обязанности.
В случае, когда в самом документе определен порядок его вступления в силу либо указана точная дата, как правило, особых трудностей не возникает. Если в самом документе вопрос его вступления в силу не урегулирован, применяется так называемый общий порядок вступления в силу. Он представляет собой определенные правила, установленные законодательством, при соблюдении которых НПА вступают в силу.
Для определения точной даты необходимо изучить порядок вступления в силу для соответствующего вида НПА, выявить источник и дату официального опубликования, если нужно, произвести определенные расчеты.
При определении даты вступления в силу НПА необходимо принимать во внимание порядок исчисления сроков и определения моментов наступления событий.
Данный вопрос урегулирован пунктом 55 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2003 № 359[17].
Так, если в проекте акта указывается срок вступления его в силу, такой срок может определяться календарной датой, истечением периода времени, который исчисляется месяцами или днями, указанием на событие, с которым связано вступление в силу акта. Если акт вступает в силу со дня его официального опубликования, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов дня выхода в свет официального издания, в котором первоначально помещен этот акт.
Пример. Если НПА опубликован 5 января 2017 г., то он вступает в силу с ноля часов 05.01.2017 г.
ГЛАВА 3 ПРАВОТВОРЧЕСТВО КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Юридическая природа нормативного правового акта обусловлена правомерной правотворческой деятельностью, осуществляемой с соблюдением установленного порядка и требований к содержанию и форме акта. Правотворчество, издание правовых норм является общепризнанным признаком государства и от того, как действуют изданные им правовые нормативные акты, напрямую зависит его функционирование и существование. В процессе правотворчества решается ряд важнейших для общества, государства и личности задач. На его этапах и стадиях происходит согласование существующих в обществе интересов, разрешается вопрос тех взаимоотношений и взаимозависимостей, которые существуют между идеологией, политикой и правом. Конечным итогом правотворчества является позитивация и легитимация нормативных представлений, сформировавшихся в общественном или групповом правосознании, преобразование их в официальные нормативные предписания. Значение правотворчества состоит так же и в том, что по – существу своему происходит творение иной реальности, т.е. того, что мы называем юридическим миром. Процесс правотворчества завершается актом производства новых смыслов. Они то и составляют сущность и содержание юридического мира, юридической (правовой) реальности.
Правоприменение по отношению к правотворчеству представляет вторичное, последующее явление. Правоприменитель имеет под руками тот нормативный материал, который создал для него правотворец. Важно заметить то, что правотворческий орган создает право не только по форме, но и вкладывает в эту форму определенное содержание, выражающееся в характере и направленности нормативных предписаний. Этот факт нужно иметь ввиду, ибо судья, например, применяя соответствующую норму права к конкретному случаю, не обязан и не должен вдаваться в ее оценку с позиций соответствия принципа справедливости, моральности и т.д. Даже если правоприменительный орган, основываясь на личных убеждениях и внутреннем правосознании, приходит к выводу о несправедливости тех или иных нормативных предписаний, обязан применить их и, тем самым, разрешить дело [25, с.35-36].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из направлений правовой политики нашего государства является формирование единого информационно-правового пространства, создание которого напрямую зависит от характера и природы, степени упорядоченности и совершенства тех или иных правовых актов.
НПА имеют словесно-документальную форму, т.е. представляют собой юридический документ (объективированный, фактически обособленный письменный материал). НПА должен быть оформлен согласно правилам юридической техники, куда входит формулирование правил поведения длительного или разового характера; нормативный язык; использование специфических юридических понятий и терминов; соблюдение обязательных реквизитов, свойственных каждому акту.
Через НПА раскрывается и только благодаря им может существовать одно из важнейших, ключевых первичных свойств права – его формальная определенность. Именно это обстоятельство объясняет единство в одном явлении юридического источника и внешней формы права.
НПА должен быть принят в надлежащей форме, несоблюдение которой приводит к тому, что действие такого акта может быть ограничено в отношении тех юридических последствий, которые имел в виду орган, его издавший, или же вообще не порождать никаких юридических последствий. В первом случае такой правовой акт называется дефектным, а во втором – ничтожным.
НПА, воплощая в себе волю государства, его органов, отдельных граждан, направлены на удовлетворение типичных и конкретных интересов и на достижение определенных юридических последствий. НПА носят государственно-волевой характер, т.к. они оформляют государственную волю народа. НПА являются обязательными для исполнения физическими и юридическими лицами, которым они адресованы. Игнорирование НПА, воспрепятствование их реализации является нарушением законности.
НПА принимаются различными субъектами правотворчества (государственными органами, органами местного самоуправления), способными выразить свою волю вовне, сделать ее доступной для внешней оценки, обладать дееспособностью. Они имеют право принимать только те виды НПА, которые за ними закреплены законодательством.
Цель НПА – достижение определенных позитивных юридических последствий, а также упорядоченное удовлетворение на этой основе интересов субъектов права.
1. Четвертин, В.А. Проблемы теории государства и права / В.А Четвертин. – М.:2007. – 297 с.
2. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004. – Мн.: Амалфея, 2006.
3. Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь:Закон Республики Беларусь от 20.07.2016 № 412-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
4. О нормативных правовых актах Республики Беларусь :Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З (ред. от 02.07.2009) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
5. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь как ценностная доминанта в процессе реализации правовых норм / Г.А.Василевич) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
6. О хозяйственных обществах :Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII (ред. от 15.07.2015) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
7. Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при работе со свинцом и его неорганическими соединениями :Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.09.2009 № 116 (ред. от 28.05.2014) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
8. Уголовный кодекс Республики Беларусь:Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З(ред. от 19.07.2016)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
9. О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359 :Указ Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 № 267 (ред. от 07.05.2015) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
10. Трудовой кодекс Республики Беларусь (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2016) Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З(ред. от 15.07.2015// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
11. Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций :Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
12. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь :Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З (ред. от 04.01.2016)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
13. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2017) :Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (ред. от 30.12.2015)
14. Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь :Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1605 (ред. от 02.12.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
15. О лицензировании отдельных видов деятельности:Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (ред. от 20.10.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
16. О порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами) :Указ Президента Республики Беларусь от 16.02.2012 № 71 (ред. от 28.02.2017) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
17. О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности (вместе с «Правилами подготовки проектов нормативных правовых актов») :Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2003 № 359 (ред. от 29.11.2013) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
18. О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь:Указ Президента Республики Беларусь от 20.07.1998 № 369 (ред. от 11.07.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
19. О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь:Декрет Президента Республики Беларусь от 24.02.2012 № 3 (ред. от 24.01.2014) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
20. О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 № 318 (ред. от 15.06.2015) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
21. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова – СПб.: Норинт, 2000 - 1534 с.
22. Тихомиров, Ю.А. Критерии законности правовых актов / Ю.А. Тихомиров // Право и экономика. - 1997. - № 19 – 20, с. 24-28 .
23. О конституционном судопроизводстве :Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 124-З (ред. от 22.12.2016)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
24. О Совете Министров Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 № 424-З (ред. от 04.06.2015)Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
25. Корнев, В.Н. Правотворчество, правоприменение и содержание парва / В.Н. Корнев // Научные ведомости Белгородского государственного университета, Серия: философия, социология, право. –Белгород: БГНИУ. – С. 35–42
26. Афанасьев, В.С. Правообразование и правотворчество / В.С. Афанасьев // Юридическая наука и правоохранительная практика. – Тюмень: Институт повышения квалификации сотрудников МВД.–с.4–14.
27. Шаршун, Е.В. Совершенствование порядка официального опубликования нормативных правовых актов Республики Беларусь / Е.В.Шаршун // Право.by. – №6. – 2012. – с. 18–24.
28. Тихомиров,Ю.А., Правовые акты: учебно-практическое и справочное пособие / Тихомиров , Ю.А., Котелевская И.В.– М.: Век,– 1999.– С. 17.
29. Тихомиров, Ю.А. Коллизионное право: учебное и научно-практическое пособие / Ю.А. Тихомиров М.: Век, –2000.– С. 257.
30. Иванов, А.А. Гражданское право / А.А. Иванов // Учебник. М.: Юррайт, – 2010. – 320 с.
31. Василевич, Г.А. Нормативные правовые акты как источники белорусского права: соотношение, действие, утрата юридической силы / Г.А.Василевич // прво в современном белорусском обществе. –Минск, 2011. – Вып. 6 – С. 247 – 255.
32. Галкина, О.В. Юридическая природа правовых актов / О.В.Галкина // Право, Законодательство. Личность. – №1. – 2014.–С.11-16