ВВЕДЕНИЕ
В современном государстве значимость исполнительной власти и, соответственно, Национального собрания Республики Беларусь, объективно возрастает. На сегодняшний день именно от Парламента Республики Беларусь все в большей мере зависят благополучие государства, защита прав и свобод его граждан, так как одной из главных задач является претворение в жизнь законов, принятых Национальным Собранием Республики Беларусь.
В Парламенте, народное представительство осуществляется посредством избрания депутатов Палаты представителей Республики Беларусь.
Актуальность данной темы обусловлена тем, Палата представителей, как одна из частей, составляющей Парламент Республики, является сильным инструментом управления государством. От того, кем и какими именно органами осуществляется непосредственное функционирование Палата представителей Республики Беларусь, на сколько обширными правами и обязанностями обладают депутаты Палаты представителей в пределах своей компетенции и с учётом занимаемой ими должностями, зависит состояние государственности в данный момент, а также позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Характеристика деятельности депутатов Палаты представителей представляет огромный интерес для конституционного права, для теоретического и практического правового знания. Несмотря на это, многие интересные, содержательные учебники и учебные пособия данную тему рассматривают довольно сжато и схематично.
На современном этапе из учёных-правоведов, которые осмысленно подходят к проблемам правового положения, правам и обязанностям депутатов Палаты представителей Республики Беларусь можно выделить
Г. А. Василевича.
Целью исследования настоящей работы является общая характеристика депутатов Палаты представителей Республики Беларусь, их прав и обязанностей на сессиях в избирательных округах.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить общие положения депутатов Палаты Представителей, гарантии, которые они приобретают в связи со вступлением в должность и определить их ответственность;
- дать характеристику структуры и порядка формирования Правительства Республики Беларусь;
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПУТАТЕ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ГАРАНТИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Республики Беларусь имеет представительный характер, что проявляется в избрании гражданами своих представителей в Парламент и выражении своих интересов через этих представителей[1].
В соответствии со ст. 90 Конституции Республики Беларусь(далее- Конституция) Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является законодательным, а также представительным и органом, осуществляющий свою деятельность на территории Республики Беларусь. Национальное собрание Республики Беларусь состоит из двух палат – Палаты представителей (нижняя палата) и Совета Республики (верхняя палата)[2]. Следовательно, структура Парламента является двухпалатной
[3, ст. 316].
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З «О Национальном собрании Республики Беларусь», в состав Палаты представителей входят 110 депутатов. Избираются такие депутаты на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь [4].
Обратимся к Избирательному кодексу Республики Беларусь от 11 февраля 2000 года № 370-З (далее – ИК), который непосредственно регламентирует порядок избрания депутатов Палаты представителей. В соответствии с ИК кандидаты в депутаты выдвигаются политическими партиями (непосредственно зарегистрированными Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за шесть месяцев до назначения дня выборов), а также гражданами (на собраниях по месту работы или путем сбора подписей).
Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.
Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от политических партий осуществляется через их высшие органы.
Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей может происходить на собраниях избирателей по месту работы, при условии, что там работает не менее 300 человек и в собрании участвует не менее половины работающих.
ГЛАВА 2
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, КОМПЕТЕНЦИЯ ДЕПУТАТОВ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВО ВРЕМЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СЕССИЯХ И В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГАХ
2.1 Общие положения о сессиях
Сессии являются основной формой работы Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
В праве Республики Беларусь отсутствует чёткое определение термина «сессия», но если исходить из нормативно-правовых актов, под сессией понимается определенный промежуток времени, в течение которого обе палаты Парламента Республики Беларусь осуществляют свои полномочия.
На сессиях осуществляются такие виды деятельности, как
- рассмотрение и принятие проектов законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов;
ГЛАВА 3
ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОМОЩНИКА ДЕПУТАТА ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Депутат Палаты представителей, для более тесной связи с избирателями, населением, получения постоянной помощи в решении организационных, технических, консультационных и других вопросов, связанных с их деятельностью, вправе иметь помощников в количестве
- до двух, работающих на постоянной основе с оплатой труда,
- до трех, работающих на общественных началах[14, с. 45].
Депутат Палаты представителей имеет право самолично определить число своих помощников и распределить обязанности между ними.
За помощником закрепляется его постоянное рабочее, которое должно является надлежаще оборудованным помещением. Такое помещение предоставляется соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом депутату Палаты представителей.
Депутат Палаты представителей, несут за своих помощников персональную ответственность, а также непосредственно направляют их деятельность.
В связи с исполнением должностных обязанностей, в компетенцию помощника депутата Палаты представителей входит:
- проведение предварительного приема избирателей и иных лиц, а также ведение записи на прием к депутату Палаты представителей;
- осуществление подготовки и технического обслуживания приема граждан депутатом Палаты представителей;
- проведение приема граждан по поручению депутата Палаты представителей;
- получение по поручению депутата Палаты представителей, в государственных органах, общественных объединениях, учреждениях, организациях и на предприятиях документов, в том числе вне очереди проездных документов, а также информационных и справочных материалов, которые необходимы депутату Палаты представителей, для осуществления им своих полномочий;
- содействие депутату Палаты представителей, в организации общественных комиссий и проводимых им проверках;
- выезд по поручению депутата Палаты представителей, в служебные командировки в пределах Республики Беларусь;
- выполнение иных поручений депутата Палаты представителей, связанных с исполнением им своих полномочий.
Заключение
Целью исследования настоящей работы являлась характеристика компетенции Правительства Республики Беларусь.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- определить общие положения депутатов Палаты Представителей, гарантии, которые они приобретают в связи со вступлением в должность и определить их ответственность;
- дать характеристику структуры и порядка формирования Правительства Республики Беларусь;
- определить основные направления деятельности депутатов Палаты представителей во время сессий, их права и обязанности;
- охарактеризовать права и обязанности депутатов Палаты представителей в избирательных округах;
- изучить правовой статус помощника депутата Палаты представителей.
Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является законодательным, а также представительным и органом, осуществляющий свою деятельность на территории Республики Беларусь. Национальное собрание Республики Беларусь состоит из двух палат – Палаты представителей (нижняя палата) и Совета Республики (верхняя палата).
В соответствии с ИК кандидаты в депутаты выдвигаются политическими партиями , а также гражданами (на собраниях по месту работы или путем сбора подписей).
В состав Палаты представителей входят 110 депутатов.
Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, который достиг возраста 21 года . При этом у кандидата в депутаты должно быть отсутствие судимости.
В соответствии с Законом № 196-З, депутату Палаты Представителей предоставляются определённые гарантии при осуществлении ими своих полномочий, а также наступает определённая ответственность в связи с нарушением законодательства Республики Беларусь.
Гарантиями являются:
- получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение в размере заработной платы министра;
- пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий.
1. Понятие, состав, структура и порядок формирования Парламента [Электронный ресурс] / Могилевский институт МВД Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://sdo.institutemvd.by/mod/book/view.php?id=4792. – Дата доступа: 19.04.2017.
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
3. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник. — Минск : Вышэйшая школа, 2016. — 399 с.
4. О Национальном собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 июл. 2008 г., № 370-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
5. Избирательный кодекс Республики Беларусь: 11 февр. 2000 г. № 370-З: принят Палатой представителей 24 янв. 2000 г.: одобр. Советом Респ. 31 янв. 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 04.06.2015 г. – Минск: НЦПИ, 2016. – 80 с.
6. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 нояб. 1998 г., № 196-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
7. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 14 июн 2003 г., № 204-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
8. Выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Belarus.by. – Режим доступа: http://www.belarus.by/ru/government/belarus-elections/elections-of-deputies-of-the-house-of-representatives. – Дата доступа: 20.04.2017.
9. Василевич, Г. А. Конституционное право : учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
10. О Чрезвычайном положении: закон Респ. Беларусь, 24 июн. 2002 г., № 117-З : Принят Палатой представителей 17 мая. 2002 г. : Одобр. Советом Респ. 6 июн. 2002 г. : В ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2009 г., № 114-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
11. Об обороне: закон Респ. Беларусь, 3 нояб. 1992 г., № 1902-XІІ [Электронный ресурс]. / Министерство Обороны Республики Беларусь. – Режим доступа: www.mil.by/ru/all_about/normative_base/Ob_oborone.docx/. – Дата доступа: 20.04.2017.
12. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс]: Кодекс Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 139-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2016 N 13-З // Эталон-Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.
13. О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Палаты представителей Нац. собрания Респ. Беларусь, 15 дек. 2015 г., № 707-П5/VIII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14. Василевич Г.А. Контрольная функция Парламента и местных Советов депутатов Республики Беларусь / Г.А. Василевич // – Минск: Право и экономика, 2008. – 166 с.
15. Трудовой кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 26 июл. 1999 г., № 296-3 : Принят Палатой представителей 8 июн. 1999 г. : Одобр. Советом Респ. 30 июн. 1999 г. : В ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2015 г., № 305-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.