ВВЕДЕНИЕ
Переход к нормативному регулированию посредством нормативных актов осуществлялся в государствах постепенно. Вначале они применялись для регламентации тех сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативных правовых актов расширилось. Они стали использоваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающим.
Белорусская правовая система исторически складывалась как система писаного права. Как и в иных странах континентальной Европы (так же и в Беларуси), она относится к модели романо-германского типа. Это предопределило доминирующее положение в национальной правовой системе Беларуси нормативных правовых актов как источников права.
Понимание нормативного правового акта, его теоретической сущности, многообразия позволяет хорошо ориентироваться любому гражданину в действующем законодательстве.
В настоящее время в Республике Беларусь установлена достаточно сложная система нормативных правовых актов, которая включает различные акты, имеющие силу закона, в том числе несколько разновидностей самого закона. Поэтому тема курсовой работы является весьма актуальной.
Целью курсовой работы является раскрытие теоретических аспектов понятия нормативного правового акта, как источника права с учетом реальностей в Республике Беларусь.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- дать определение самому понятию нормативного правового акта, как источника права, выявить определенные, присущие только ему свойства и признаки, отличающие его от иных источников права;
- рассмотреть виды нормативных правовых актов; изучить иерархическую систему нормативных правовых актов в Республики Беларусь;
- выявить проблемы классификации нормативных правовых актов и определить пути их решения.
Объектом исследования является изучение понятия и видов нормативных правовых актов, как источников права.
Предметом исследования является описание различных видов нормативных правовых актов и их места в законодательстве Республики Беларусь, их систематизация.
ГЛАВА 1
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА
Юридическая наука выделяет несколько видов исторически сложившихся источников права. К наиболее распространенным относятся правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, религиозные писания и др.
Нормативный правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений. В нормативных правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
По сравнению с другими источниками права нормативный правовой акт имеет ряд преимуществ. В нем, как правило, четко и ясно, в письменном виде формулируются общеобязательные правовые предписания, что предопределяет большую доступность их содержания для населения. В силу специфики тщательно отработанных письменных текстов нормативным правовым актом легко пользоваться при разрешении различных юридических дел, вносить в него уточнения и дополнения в случае необходимости, осуществлять контроль за его исполнением и т.д.
Нормативный правовой акт, как и любое правовое явление, подразумевает под собой ряд признаков. Так, одной из характеристик является волевая природа нормативного правового акта, которая проявляется в том, что такой акт выражает волю государственной власти либо определенной социальной общности. В целях ее реализации нормативный правовой акт обеспечивается властным принуждением, включающим возможность контроля за соблюдением правовых норм, содержащихся в акте, и применение санкций за их нарушение.
ГЛАВА 2
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Система нормативных правовых актов характеризуется многообразием входящих в нее документов. Это многообразие обусловлено широким кругом регулируемых правом общественных отношений и разнообразием методов, средств воздействия на эти отношения. Единство данной системы обеспечивается верховенством закона, едиными принципами правотворчества, взаимодействием нормативных правовых актов между собой, а также наличием укрупненных кодифицированных актов.
Система нормативных правовых актов в нашей республике определяется Конституцией и изданными в соответствии с ней подконституционными актами. В них определены органы, имеющие право принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов.
Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определяет понятие и виды нормативных правовых актов, действующих в Республике Беларусь, устанавливает общий порядок их подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования и систематизации.
Согласно статье 1 Закона «О НПА» нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. [2]
Статья 2 Закона «О НПА» содержит исчерпывающий перечень видов нормативных правовых актов, действующих в Республике Беларусь. К ним относятся:
- Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений;
- решение референдума - нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом;
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Нормативный правовой акт – наиболее массовый источник белорусского права, насчитывающий десятки тысяч актов.
В настоящее время правовая база нашего государства включает более 30 тысяч нормативных правовых актов. При этом доля, которую занимают законы в нормативной правовой массе, невелика — около 1000. В то же время для построения правового государства требуется создание стабильного законодательства, а значит, необходимо отдавать приоритет законам с нормами прямого действия и сокращать количество действующих подзаконных нормативных актов.
Нормативные акты издаются многочисленными органами, имеют разные названия, различную юридическую силу. Они постоянно изменяются, дополняются, отменяются. Все это в совокупности очень затрудняет получение необходимой нормативной правовой информации.
Однако существует средство, которые облегчает доступ к правовой информации и позволяет быстро находить соответствующие нормы. Таким средством выступает систематизация нормативных правовых актов.
Систематизация нормативных правовых актов – это целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативного правового материала, приведению его в единую согласованную систему с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях. Целями систематизации являются: создание стройной системы нормативных правовых актов, полной, доступной и удобной в использовании, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства. Основную значимость систематизация приобретает для правоохранительных органов: милиции, органов предварительного следствия, прокуратуры, адвокатуры, судов. Они, как правило, руководствуются в своей деятельности систематизированными правовыми актами – кодексами, сборниками правовых актов по конкретным вопросам. Не меньшую значимость систематизация законодательства имеет для органов государственного управления, применяющих право, а также для лиц, занимающихся правотворческой деятельностью, ученых-юристов, преподавателей юридических вузов и факультетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретические и исторические наработки по проблемам определения нормативного правового акта позволяют создать любому современному государству прозрачную и доступную систему законодательства, характерную для демократического общества. Реализация данного положения в первую очередь зависит от общественно-политического строя и социальной направленности государства. Для правоприменения знание теории особенностей «нормативно-правового акта» позволяет не только решать сложные практические вопросы, но и прогнозировать ход развития законодательства с учетом местных социально-политических условий.
Таким образом, нормативный правовой акт – один из наиболее совершенных источников права. Он позволяет государству оперативно реагировать на изменения в характере общественных отношений путем принятия правовых норм, обеспечивать нормативные правовые акты эффективным государственно-правовым механизмом в целях его реализации. Нормативный правовой акт регулирует подавляющее большинство общественных отношений в Республике Беларусь. К тому же он создает определенные удобства для применения норм права, их толкования, учета и систематизации нормативных правовых актов.
Как было сказано выше, основным источником права в Беларуси выступает нормативный правовой акт. В стране существует четкая иерархия нормативных актов (Конституция, законодательство, подзаконные нормативные акты). Есть достаточно четкое деление права на отрасли, право носит кодифицированный характер, т. е. нормы, составляющие одну отрасль права, сведены в крупные, внутренне систематизированные нормативные акты. В нашем государстве приняты Гражданский, Уголовный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и другие кодексы. Все остальные источники права рассматриваются обычно лишь в плане дополнения писаного права и имеют подчиненное, вспомогательное значение. Система нормативных правовых актов закреплена в Законе «О НПА».
Так как нормативный правовой акт относительно недавно стал основным источником права, многие проблемы в отношении его не разрешены. Так, отношения в современном обществе имеют тенденцию к быстрому изменению, а с изменением отношений, сложившихся в обществе, нужно изменять и право, в частности нормативные правовые акты. Такое частое изменение приводит к коллизиям в праве, частому переизданию нормативных правовых актов, внесению в них изменений и дополнений, за которыми не успевают следить не только граждане, но и юристы.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). – Минск : Амалфея, 2007. – 48 с.
2. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-3: с изм. и доп. от 1 дек. 2004 г. – Минск: Дикта, 2004.
3. О Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З : с изм. и доп. от 4 июня 2015 г. № 268-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
4. О Прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 года №220-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
5. О формировании и издании Свода законов Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 19 янв. 1999 г., № 34 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
6. Алексеев, С.С. Общая теория права: в 2 т. / С.С. Алексеев.– М.: Юрид. лит., 1982. –Т. 2. – 360 с.
7. Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь / Г.А. Василевич. - Минск.: Право., 1999. – 231 с.
8. Василевич, Г.А. Комментарий к Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» / Г.А. Василевич. – Минск: Интерпрессервис, 2003. – 256 с.
9. Василевич, Г.А. Нормативные правовые акты как источники белорусско-го права: соотношение, действие, утрата юридической силы / Г.А. Василевич // Проблемы управления. – 2007. – № 2. – С. 10–24.
10. Вишневский А. Ф. Общая теория государства и права: учебник для студентов высших учебных заведений по юридическим специальностям / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. – Минск: Интегралполиграф, 2009. – 550 с.;
11. Горбаток Н. А. Общая теория государства и права: ответы на экзаменационные вопросы: практическое пособие / Н. А. Горбаток. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2008. – 207 с.;
12. Дробязко, С.Г. Общая теория права / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Амалфея, 2007. – 479 с.
13. Дробязко С. Г. Общая теория права: учебное пособие для вузов / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. – Минск: Амалфея, 2010. – 499 с.;
14. Малько, А.В. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления / А.В. Малько // Государство и право. – 2001. – № 5. – С. 11–12.
15. Марченко, М.Н. Источники права: учеб. пособие / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2006. – 760 с.
16. Нерсесянц, М.В. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. академика РАН, д-ра юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2006. – С. 250–252.
17. Общая теория государства и права: Курс лекций/ А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общей ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998. -576с.
18. Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.: Амалфея, 2002. – 308с.
19. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. – Мн.: Тесей, 2003. – 342 с.
20. Пляхимович, И.И. Юридическая природа концепций совершенствования законодательства и иных политико-программных документов / И.И. Пляхимович // Весн.Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2007. – № 2. – С. 71–81.
21. Пляхимович, И.И. Свод законов или источников права? / И.И. Пляхимович// Право.by. – 2008. – № 1. – С. 199–205.
22. Пляхимович, И.И. Свод законов Беларуси: основные черты / И.И. Пляхимович // Государство и право. – 2011. – № 6. – С. 67–75.