ВВЕДЕНИЕ
Местное управление и самоуправление – это наиболее приближенные к потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-бытовым и иным условиям органы.
Сущность таких органов характеризуется сочетанием черт органа публичной власти и объединения граждан по территориальному принципу. В этой связи субъективные интересы отдельных граждан, общественных объединений и других негосударственных структур получают выражение на местном уровне наиболее свободно и полно в том случае, когда местная власть организована на началах самоуправления.
Успешность деятельности таких органов во многом зависит от того, каким образом организована их деятельность. При этом важно понимать, что органы управления и самоуправления преследуют общие цели, а значит необходимо наладить взаимодействие между ними для того, чтобы принимаемые ими меры были еще более эффективными.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследована повышенной важностью деятельности местных органов управления и самоуправления, а также необходимостью совершенствования механизмов их взаимодействия.
Целью настоящей курсовой работы комплексный анализ правовых основ взаимодействия местных Советов депутатов и местных исполнительных и распорядительных органов.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие и систему местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов
– исследовать вопрос о взаимодействии местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов;
– проанализировать перспективы совершенствования конституционно-правового регулирования взаимодействия органов местного управления и самоуправления.
Объектом исследования, проведенного в настоящей курсовой работе, выступают общественные отношения, которые складываются в процессе взаимодействия местных Советов депутатов и местных исполнительных и распорядительных органов.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты Республики Беларусь, а также доктринальные подходы к сущности рассматриваемого вопроса.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ, МЕСТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь изложены в разделе 5 Конституции «Местное управление и самоуправление» [1] и Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее – Закон) [2].
На основании ст. 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
В соответствии со ст. 1 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местное самоуправление – это форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств [2, ст. 1].
Анализируя историю местного самоуправления, Е.М. Ковешников отмечает, что российские ученые второй половины ХIХ в. – начала ХХ в. рассматривали местное самоуправление как коллективную деятельность общины по решению вопросов локального значения. Он приводит определения, данные рядом ученых. Так, М.А. Курчинский полагал, что местное самоуправление представляет собой заведование всеми местными нуждами самим обществом. По мнению В.В. Погосского, местное самоуправление есть управление через лиц, избранных населением. А.И. Васильчиков называл самоуправлением систему, возлагающую на местных обывателей все тягости управления, с соответствующими правами. Он рассматривал самоуправление как один из видов управления. Как составную часть государственного управления, осуществляемую местными жителями, трактовали местное самоуправление В.П. Безобразов, Н.М. Коркунов и другие российские ученые.
Представители западной научной мысли ХIХ-ХХ вв. А. Токвиль, Р. Гейст, Л. Штейн, Лабанд, внесшие большой вклад в развитие теории местного самоуправления, также придерживались подобной точки зрения. Так, П. Ашпей
ГЛАВА 2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ, МЕСТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
В Республике Беларусь органы местного самоуправления и управления обладают определенной самостоятельностью. В то же время нельзя не отметить, что они находятся в тесном взаимодействии с органами государственного управления.
Так, во-первых, Совет Республики, согласно Конституции Республики Беларусь, имеет право отмены решений местных Советов депутатов, не соответствующих законодательству, роспуска местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом. Кроме того, как в верхней, так и в нижней палатах Парламента существуют комиссии, которые занимаются вопросами местного самоуправления: Комиссия по региональной политике и местному самоуправлению (верхняя палата) и Комиссия по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту (нижняя палата). Данные комиссии являются головными при прохождении через Парламент законопроектов, касающихся местного самоуправления [9, с. 68].
Рассматривая данный вопрос, хотелось бы также акцентировать внимание на то, что в Республике Беларусь было принято Постановление Совета Республики №390-СР3/УП от 2 апреля 2007 г. [10], в соответствии с которым был создан Совет по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь, являющегося коллегиальным совещательным органом, который координирует вопросы взаимодействия между ними и органов государственного управления, а также разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления. Согласно абз. 3 п. 4 Положению о данном органе, одной из его задач является выработка рекомендаций и предложений по формированию и реализации государственной политики при осуществлении местного самоуправления. Безусловно, сами по себе рекомендации и предложения не создают строгой обязанности; но главное, на мой взгляд, чтобы эти рекомендации и предложения не приобрели принудительного характера, т.к. это создает препятствие в осуществлении местными Советами своей деятельности исходя в первую очередь из интересов населения данной территории. Я считаю, что созданием Совета по взаимодействию органов местного самоуправления мы сделали шаг к централизации власти. Не думаю,
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ
Анализируя современное состояние и основные проблемы взаимодействия органов местного управления и самоуправления, в первую очередь стоит подчеркнуть, что органы местного управления – это управленческая деятельность назначенных органов, в то время как местное самоуправление – это управленческая деятельность выборных лиц.
Полагаем, что главным направлением совершенствования деятельности местных исполнительных и распорядительных органов является совершенствование законодательства в данной сфере.
В Конституции Беларуси и в законодательстве перечень вопросов местного значения отсутствует. Вопросы местного значения подменяются компетенцией местных Советов, которая распределена среди уровней Советов. Не имеют Советы и своих собственных уставов (кроме г. Минска), которые имеют все муниципальные образования Российской Федерации.
Белорусские исследователи в области местного самоуправления отмечают ряд недостатков в правовом регулировании местного самоуправления. Так, местные Советы в Республике Беларусь не имеют права создавать подотчетные им исполнительные органы. По этому поводу Б.К. Малахов пишет: "Таким образом, получается, что местные Советы Республики Беларусь не имеют полноценного механизма реализации их властных полномочий. Действительно, зачем, если все решается в центре" [15, с. 207].
В.К. Сидорчук при этом справедливо отмечает, что при разработке новой концепции местной власти в Беларуси должны быть даны ответы на вопросы, в частности:
- о том, почему местные представительные органы не имеют своих исполнительных и распорядительных структур;
- если исполнительный комитет подконтролен и подотчетен практически по всем направлениям работы вышестоящему исполнительному и распорядительному органу, то почему он считается местным органом управления, а не звеном системы центрального управления;
- почему декларируется осуществление гражданами местного управления и самоуправления через исполнительные комитеты, но в то же время граждане не имеют возможности участвовать в их формировании, контроле работы и т.п." [16, с. 43].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под местным самоуправлением принято понимать управленческую деятельность в местной территориальной единице, осуществляемую специальными выборными и иными органами, непосредственно представляющими ее население.
Действующая в Республике Беларусь система органов местного самоуправления состоит из трех территориальных уровней (областного, базового и первичного) и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы.
Деятельность органов местного самоуправления направлена на решение важнейших управленческих функций, т.е. по сути преследуя те же практические цели, что и государственное управление.
Под местным самоуправлением необходимо понимать управленческую деятельность местных исполнительных и распорядительных органов в целях решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.
Так же, как и система органов местного самоуправления, система органов местного управления в Республике Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных и местных администраций.
Хотелось бы подчеркнуть, что и местные органы управления и местные органы самоуправления преследуют в своей деятельности одни и те же цели, однако их не стоит отождествлять.
Отличительной чертой органов местного самоуправления является их выборность. Вторым отличием является то, что их компетенция шире, чем у местных органов управления. При этом перечень полномочий местных Советов депутатов, указанный в законодательстве, является открытым.
Одним из важнейших признаков местного самоуправления является их независимость. В то же время их деятельность не может осуществляться в отрыве от деятельности органов государственной власти.
Помимо этого, хотелось бы указать на тесную взаимосвязь деятельности местных органов и самоуправления.
Можно отметить, что многим полномочиям Советов депутатов соответствуют полномочия исполнительных комитетов. Например, если исполкомы разрабатывают программы социально-экономического развития, то местные Советы депутатов утверждают их.
На основании изложенного можно говорить о том, что основные векторы развития региона определяют местные советы депутатов, исполнительные же
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – 4-е изд., стереотип. – Минск : Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2009. – 62 с.
2. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
3. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах : учеб. пособие / под ред. А.С. Прудникова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2007. – 271 с.
4. Конституционное (государственное) право : справочник / под ред. В.И. Лафитского. – М. : Юристъ, 1995. – 191 с.
5. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь : учеб. для студентов юрид. вузов / Г.А. Василевич. – Минск : Кн. Дом, 2003. – 830 с.
6. Марыскин, А.В. Основы конституционного права : курс лекций : в 2 ч. / А.В. Марыскин. – Ч. 2. – Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. –272 с.
7. Крамник, А.Н. Местное управление / А.Н. Крамник // Белорусская юридическая энциклопедия: В 4 т.– Т. 2. – Минск, 2009. – С.236-237.
8. Мельников, А.П. К вопросу о соотношении понятий «местное управление» и «местное самоуправление» / А.П. Мельников. – Вестник БГУ. Серия 2, Химия. Биология. География. - 2012. - №3. - С. 82-85
9. Василевич, Г.А. Конституционность (законность) актов органов местного управления и самоуправления / Г.А.Василевич // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – №4. – С. 67-69.
10. Об образовании Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и утверждении Положения о нем [Электронный ресурс] : Постановление Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 02 апр. 2007 г. № 390-СР3/VII // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
11. Сивец, С.М. К вопросу об особенностях компетенции местных органов управления и самоуправления в социальной сфере [Электронный ресурс] / С.М. Сивец. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/142011. – Дата доступа: 12.04.2017.
12. Солодкова, Е.В. К вопросу о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь / Е.В. Солодкова. Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 9: в 3-х т. Т. 3 / cост. С. В. Анцух. — Минск: Издательство «Четыре четверти», 2012. — 392 с.
13. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь : науч.-практ. коммент. / Г.А. Василевич. – 2-е изд. – Минск : Право и экономика, 2001. – 484 с.
14. Кодекс Республики Беларусь Об образовании [Электронный ресурс] : Кодекс Республики Беларусь от 13.01.2011г., № 243-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15. Малахов Б.К. Местное самоуправление в Беларуси: история и современность / Б.К. Малахов. // Современное белорусское общество: актуальные вопросы идеологической работы. – 2007. – Вып. 4. – С. 207-210.
16. Сидорчук, В.К. Организация местного самоуправления. / В.К. Сидорчук. – Минск, 2002. – 186 с.
17. Шабайлов, В.И. Реформа местного самоуправления: пути и способы осуществления / В.И. Шабайлов // Гуманитарно-экономический вестник. – 1997. – № 2. – С. 88-91.
18. Шинкарев, В.В. Местное самоуправление: проблемы реформирования: Монография. / В.В. Шинкарев. – Минск: БГПУ, 2005. – 242 с.
19. Кодавбович, В.А. Становление местного самоуправления в Беларуси / В.А. Кодавбовича // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 6. – С. 73 - 77.