ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ОСУЖДЕННЫХ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ПРЕБЫВАНИЯ В МЛС
1.1 Психические состояния осужденного
1.2 Факторы, влияющие на психические состояния осужденных
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ОСУЖДЕННЫХ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ПРЕБЫВАНИЯ В МЛС
2.1 Организация и методики проведения исследования
2.2 Описание результатов эмпирического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточным изучением теоретических вопросов проблемы психических состояний осужденного и отсутствие в отечественной психологической, юридической и пенитенциарной литературе исследований по типичным психическим состояниям осужденных, а также влияние различных объективных и субъективных факторов на психику человека, лишенного свободы.
Лишение свободы – это особый тип экстремальной ситуации. Пребывание в местах лишения свободы не может не отразиться на психическом состоянии человека. Особенности психологии осужденных, прежде всего, проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы.
Исследование психических состояний человека, лишенного свободы, имеет существенное значение для организации всего процесса исправления и разработке рекомендаций по профилактики деструктивного поведения осужденных, подозреваемых, обвиняемых, обусловленного их психическим состоянием.
Знание причин возникновения и динамики различных психических состояний человека позволяет выделять типичные психические состояния, повторяющиеся в сходных обстоятельствах, и тем самым предвидеть с достаточной достоверностью поведение заключенного в тех или иных условиях; а также распознавать нетипичные для данного заключенного ситуативные или случайные состояния и избегать ошибок при его характеристике.
На сегодняшний день накоплен достаточно большой материал по изучаемой теме. Изучением психологии осужденных занимались такие исследователи как М.Н. Гернет [2], А.В. Зосименко [6], В.Ф. Пирожков [11], А.В. Пищелко, Д.В. Сочивко [12] и другие.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ОСУЖДЕННЫХ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ПРЕБЫВАНИЯ В МЛС
Психическое состояние как самостоятельная категория впервые была выделена В.Н. Мясищевым [10] в 1932 г. Первой основательной попыткой обоснования проблемы психических состояний явилась монография Н.Д. Левитова «О психических состояниях человека» (1964). В последующие годы изучение проблемы нормальных состояний человека осуществлялось по двум направлениям: физиологи и психофизиологи изучали функциональные состояния, а психологи – эмоциональные и психические. Однако, границы между этими состояниями достаточно размыты [9, с. 115].
В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Психическое состояние – это временное своеобразие психической деятельности человека, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности. Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.
Психические состояния являются, как правило, реактивными состояниями – системой реакций на определенную поведенческую ситуацию [9, с. 116]. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью – являются текущей модификацией психики конкретной личности.
По определению Т.А. Немчина [21], нервно-психическое напряжение – это вид психических состояний, развивающийся у индивида, который действует в таких сложных психологических условиях как дефицит времени,
Цель эмпирического исследования: выявить уровень типичных психических состояний осужденных на начальных этапах пребывания в местах лишения свободы.
Эмпирическое исследование проводились в три этапа:
1) на первом этапе были подобраны методы и методики исследования, сформирована выборка исследования, сформулированы эмпирические задачи;
2) на втором этапе проведено эмпирическое исследование посредством тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась статистическая обработка данных, качественный анализ и интерпретация, формулирование выводов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) выявить уровень таких психических состояний как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность у осужденных;
2) определить уровень психологического стресса у осужденных;
Гипотеза исследования: осужденные на начальных этапах пребывания в местах лишения свободы характеризуются высоким уровнем психологического стресса, высоким уровнем ригидности, низким уровнем жизненной удовлетворенности.
Методы исследования: тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для проведения исследования применялись следующие методики:
1. Методика диагностики самооценки психических состояний
Г. Айзенка. Тест самооценки психических состояний разработан известным
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Теоретический анализ литературы показал, что психические состояния осужденного представляют собой реакцию на пребывания в местах лишения свободы. Имеющий место у них психологический стресс предполагает высокую степень психологического напряжения. Для осужденных характерен «пенитенциарный стресс» – состояние, возникающее вследствие изоляции. У них значительно возрастает, с одной стороны, тревожность и агрессивность, с другой стороны, появляется тоска и одиночество. Все типичные психические состояния осужденных могут быть рассмотрены на трех уровнях реагирования: психический (переживания), физиологический (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческий (мотивированное поведение).
2. На психические состояния осужденных, которые отбывают наказания в местах лишения свободы с целью исправления, влияют многие факторы. Основными факторами, оказывающими влияние на психические состояния осужденных, являются: объективные и субъективные факторы. Изменения психического состояния осужденных связываются с такими факторами как: вынужденная ломка сложившегося перед осуждением жизненного стереотипа; резкое для большинства осужденных ухудшение бытовых условий; прерывание или снижение качества эмоционально значимых социальных связей; наложение на осужденного от общества ранее не свойственных для него обязанностей. Особое место среди факторов психического состояния занимают психологические свойства личности, возрастные особенности личности осужденного.
3. Эмпирическое исследование типичных состояний осужденных показало:
– осужденные характеризуются повышенной склонности испытывать беспокойство, тревогу в ситуации лишения свободы;
1. Воронин, С.Н. Типичные психические состояния осужденных, подозреваемых, обвиняемых и их учет в процессе профилактики правонарушений [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://psy.su/psyche/psyche_archive/2006/&project_id=40. – Дата доступа : 08.04.2017.
2. Гернет, М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии / Пер. с англ. – М. : Смысл, 1925. – 385 с.
3. Евтушенко, И.И. Условно-досрочное освобождение осужденных к лишению свободы и их ресоциализация : монография / И.И. Евтушенко. Волгоград: Изд-во ВГТУ, 2005. – 174 с.
4. Ермасов, Е. Типология переживания стресса в условиях изоляции / Е. Ермасов // Развитие личности. – 2011. – № 1. – С. 92-100.
5. Ермасов, Е.В. Психологический стресс в условиях изоляции / Е.В. Ермасов // Развитие личности. – 2009. – № 2. – С. 84–99.
6. Зосименко, А.В. Психические расстройства у осужденных, связанные с субкультуральными особенностями мест лишения свободы (сексуальное насилие и его угроза) : автореф. дис. … канд. мед. наук : 14.00.18 / А.В. Зосименко. – М. : ГНЦСиСП, 2004. – 19 с.
7. Луговой, А.С. Личность заключенного на различных этапах отбывания наказания в виде лишения свободы / А.С. Луговой // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 45. – С. 21-26.
8. Мельникова, Д.В. Пенитенциарный стресс и особенности его проявления у осужденных, подозреваемых, обвиняемых / М.Д. Мельникова. – Психология и право. – 2015. – № 2, Т. 5. – С. 1-7.
9. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В.Д. Менделевич. – М. : Мед пресс, 2005. – 432 с.
10. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. – Л. : ЛГУ, 1960. – 224 с.
11. Пирожков, В.Ф. Криминальная психология / В.Ф. Пирожков. – М. : Ось-89, 2001. – 704 с.
12. Пищелко, А.В. Реадаптация и ресоциализация / А.В. Пищелко, Д.В. Сочивко. – М. : Смысл, 2003. – 490 с.
13. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 1998. – 672 с.
14. Рыбак, М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики : автореф. дис. … канд. юридич. наук : 12.00.08 / М.С. Рыбак. – Саратов: СГАП, 2001. – 21 с.
15. Сандомирский, М.Е. Психологическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных : монография / М.Е. Сандомирский. – Уфа : Изд-во «Здравоохранение Башкартостана», 2001. – 88 с.
16. Селье, Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. – М. : Академия, 1993. – 422 с.
17. Сергеев, М.П. Личность осужденных (психодиагностика и психопрофилактика, воспитательная работа) / М.П. Сергеев // Вестник Чувашского ун-та. – 2010. – № 2. – С. 1-7.
18. Сухов, А.Н. Пути преодоления деформации общения осужденных / А.Н. Сухов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2015. – № 2 (61). – С. 60-62.
19. Темаев, Т.В. Исправление осужденного: ресоциализация или неосоциализация / Т.В. Темаев // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 12. – С. 1-15.
20. Чириков, А.М. Пенитенциарный стресс [Электронный ресурс]. – Режим доступа : .http://фсин.рф/territory/Vipe/journal_bulletin_of_the_institute/archive/magazine/09/13.pdf. – Дата доступа : 08.04.2017.
21. Щепкина, Н.К. Пути и способы дестигматизации лиц, осужденных к лишению свободы / Н.К. Щепкина // Известия ВГПУ. – 2008. – № 6. – С. 170-174.