ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТНИКОВ
ГЛАВА 2 ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ГЛАВА 3 ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РАБОТНИКА К ОБЩЕЙ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Индивидуальная система мотивации учитывает потребности и интересы лично каждого работника. Некоторых работников на эффективный труд мотивирует высокий заработок, некоторых – возможность карьерного роста, для кого-то важен сам процесс работы или комфортные условия труда и пр. При этом наниматель свободен в вопросе выбора способов и методов мотивации для тех или иных сотрудников, за счет чего достигаются высокие показатели работы коллектива и каждого конкретного сотрудника в отдельности.
Предоставление нанимателю права избирать вид дисциплинарной ответственности с учетом личности работника, его личной мотивации, безусловно, снизит количество фактов нарушения дисциплины труда, как среди уже привлеченных к дисциплинарной ответственности работников, так и среди иных работников компании.
В случае понимания работником своей исключительности, востребованности для данного нанимателя многократное привлечение работника к дисциплинарной ответственности в виде замечания или выговора превентивной мерой являться не будет. Наниматель в таких случаях, осознает бесперспективность и несостоятельность действий по привлечению работника к дисциплинарной ответственности, так как намерения на увольнение такого сотрудника не имеет. В связи с чем, применение замечания либо выговора не имеет практического значения, следовательно, трудозатраты нанимателя, направленные на оформление необходимых документов, соблюдение порядка применения взыскания, не будут являться обоснованными.
Актуальность темы исследования состоит в том, что нынешнее положение дел, работа, а также система трудовых отношений обладают своей спецификой, связанной, в первую очередь, с особенностями, установленными законодательством, а также нынешними реалиями осуществления трудовой деятельности. Наложение дисциплинарных взысканий сейчас- редкое явление, присущее нанимателям, созданным еще 20-30 лет назад и обладающим большим штатом.
Глава 1 Понятие и правовое регулирование дисциплинарной ответственности работников
Дисциплинарная ответственность — это юридическая ответственность по нормам трудового права, наступающая за нарушение трудовой дисциплины и выражающаяся в наложении на работника, совершившего дисциплинарный проступок, дисциплинарного взыскания.
Правовое регулирование дисциплинарной ответственности осуществляется, в первую очередь, Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – ТК).
В мировой истории развития трудового права и в современной практике зарубежных стран представлено значительное количество дисциплинарных мер. В частности, перевод на другую работу с сокращением или удержанием заработной платы, понижением в должности или отказом от повышения в должности, другими изменениями условий труда. В качестве меры дисциплинарной ответственности также может применяться отстранение от работы. Это относится к случаям, когда лицо, совершившее дисциплинарное правонарушение, отстранено от работы на время дисциплинарного расследования или судебного разбирательства. В то же время в Германии, Новой Зеландии и Великобритании сотруднику, который был отстранен от работы таким образом, выплачивается заработная плата, а в США, Канаде, Франции и Швейцарии ее разрешено удерживать. В Италии приостановка без оплаты не должна превышать 10 дней. Кажется весьма двусмысленным запретить размещение на доске объявлений организации уведомления о дисциплинарном взыскании с указанием имени работника и совершенного им нарушения (Германия, Швейцария). Гораздо мудрее работают в Австрию, где такая процедура разрешена, но без оскорбительных выражений. В противном случае дисциплинарная ответственность утратит характер мощного осуждения и примет почти интимный, нехарактерный для него характер [1, с.113].
Глава 2 Основания общей дисциплинарной ответственности
Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей.
Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности выступает дисциплинарный проступок. За совершение дисциплинарного проступка к работнику применяется дисциплинарное взыскание. Законодательством о труде закреплены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
В настоящее время дисциплинарная ответственность характеризуется следующими чертами:
– основанием ее возникновения является дисциплинарное правонарушение, выраженное в несоблюдении правил трудовой (служебной) дисциплины, ненадлежащее исполнение или неисполнение трудовых (служебных) обязанностей, возложенных на лицо в связи с его служебной деятельностью, работой, различными видами служб, обучением, реализацией наказания, связанного с лишением свободы или иной деятельностью;
– за дисциплинарное правонарушение применяются различные виды дисциплинарной ответственности;
– меры дисциплинарного принуждения могут применяться только уполномоченными на то должностными лицами органов и организаций, на основе взаимных обязательств по трудовому договору (контракту о службе), при наличии подчиненности, членства в организации и т. д.;
– условия реализации мер дисциплинарной ответственности (в том числе и дисциплинарное производство) строго определено нормативными правовыми актами.
Основная цель дисциплинарной ответственности заключается в формировании позитивного (правомерного) поведения при исполнении сторонами трудовых (служебных) отношений, уважении взаимных прав и обязанностей. Цель дисциплинарной ответственности определяется через задачи и функции, реализуемые посредством нормативных актов о труде, различных видах государственных служб в случае, когда законодательно закрепляются права и обязанности сторон (нанимателей и работников) и обуславливается система поощрения и дисциплинарной ответственности и т. д.
Глава 3 Порядок оформления привлечения работника к общей дисциплинарной ответственности
Для привлечения к уголовной ответственности существует уголовный процесс, для административной ответственности – административный процесс.
Для выяснения вопроса о том, что понимается под процессом привлечения к дисциплинарной ответственности, представляется необходимым провести анализ правовых норм регулирующих такой процесс в других видах ответственности и концептуальные подходы по его построению при привлечении к дисциплинарной ответственности [10].
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь устанавливает «порядок производства по материалам и уголовному делу», который «является единым и обязательным для всех органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, а также для иных участников уголовного процесса» [11].
Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях «устанавливает порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административного взыскания» [12].
В свою очередь административный процесс определен как «установленный настоящим Кодексом порядок деятельности его участников по делу об административном правонарушении» [13, c. 22].
Процесс представляет собой строгий порядок (совокупность стадий), все уполномоченные органы осуществляющие производство должны следовать предписанным стадиям, определенным в соответствующем Законе, и точно следовать его требованиям [14, c. 45]. Нарушение установленного порядка влечет ответственность и признание принятых решений «не имеющими юридической силы» [15, c. 42].
Заключение
Так, крупные компании с развитой филиальной сетью сталкиваются с проблемами определения момента выявления неправомерных действий и, соответственно, соблюдения сроков привлечения к дисциплинарной ответственности, поскольку непосредственные руководители работников или менеджеры на уровне структурных подразделений или филиалы, это не всегда информация о совершенном проступке, своевременно доведенная до руководства филиала или юридического лица, соответственно. Целесообразно установить на законодательном уровне момент раскрытия правонарушения с момента передачи информации о его совершении исполнительному органу юридического лица или руководителю филиала.
В практике привлечения работников к дисциплинарной ответственности встречаются случаи нарушения прав работниками. В частности, если работник определен как совершивший проступок, как правило, до тех пор, пока он не получит письменное объяснение, он отправляется в больницу, которая также может длиться шесть месяцев и более. Либо человек с семейными обязанностями, который оставил отпуск по уходу за ребенком на срок до трех лет, прежде чем ребенок достигнет трехлетнего возраста, и снова совершил дисциплинарное взыскание, берет соответствующий отпуск, что также возможно в наиболее оперативный период. Соответственно, в случае истечения шести месяцев с момента совершения / раскрытия проступка в момент прекращения временной трудоспособности или выхода из отпуска наниматель не может воспользоваться правом на привлечение работника к дисциплинарной ответственности.
В условиях курса по развитию индустриальной экономики улучшение института дисциплинарной ответственности представляется значимой мерой. Такие виды дисциплинарных санкций, как замечание и выговор, в настоящее время не соответствуют современным тенденциям в области управления персоналом, в частности, лидерским тенденциям, как стиль лидерства, а также обеспечения индивидуального подхода к вопросам мотивации труда и т. д.
1. Чуприс, О.И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И.Чуприс // Национальный центр законодательства и правовых исселдований Республики Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2009. – 310 с.
2. Постникова, А.А. Административное право Республики Беларусь. / А.А. Постникова, А.И. Сухаркова. – Могилев: Областная типография, 1999. – 172 с.
3. Зорич, С.Н. Алгоритм действий по привлечению к дисциплинарной ответственности работника, совершившего дисциплинарный проступок / С.Н. Зорич // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. Трудовой кодекс Республики Беларусь: 26 июля 1999 г., № 296-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Непевная, Н.Т. Дисциплинарное взыскание и порядок его применения [Электронный ресурс] / Н.Т. Непевная // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Одинец, А.Н. О некоторых правилах применения мер дисциплинарного взыскания в свете расширения их перечня / А.Н. Одинец // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
7. Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 07 окт. 2003 г., № 1271 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
8. Ограничения работы по совместительству для руководителей организаций (кроме государственных служащих и иных лиц, проходящих государственную службу) / Киеня Р.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
9. Основы государственного управления: учебное пособие / под ред. С.Н. Князева, Н.Б. Антоновой. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 415 с.
10. Штейнер, А.И. Сокращение численности или штата работников в вопросах и ответах (по состоянию на 09.12.2016) / А.И. Штейнер // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
11. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 июля 1999 г., № 295-З: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
12. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 20 дек. 2006 г., № 194-З: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
13. Сыроватская, Л.А. Трудовые отношения и трудовое право / Л.А. Сыроватская // Государство и право. – 1996. – № 7. – C.22-25.
14. Тамашэўскі, К.Л. Маральныя прынцыпы працоўнага права / К.Л. Тамашэўскі // Весці НАН Беларусі Серыя гуманіт. навук. – 1999. – № 4. – С. 45–51.
15. Тарасевич, Н.И. Концепция трудового договора на современном этапе / Н.И. Тарасевич // Весці НАН Беларусі. Сер. гуманіт. навук. – 1999. – № 2. – С. 42–48.
16. Путеводитель по кадровым вопросам «Трудовая дисциплина» (Материал подготовлен специалистами ООО «ЮрСпектр») // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
18. Привалов, Ю.А. Развитие полномочий участников правоотношений с учетом положений Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» / Ю.А. Привалов // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
19. Томашевский, К.Л. Понятие государственного служащего и его трудоправовой статус. / К.Л. Томашевский // Юстыцыя Беларусі – 2005. – №2. – С. 40-43.