ВВЕДЕНИЕ
В процессе формирования правового государства в Республике Беларусь неизменно повышается роль и значение институтов гражданского общества, развиваются и укрепляются общественные структуры, формируются общественные отношения, основанные на конституционном принципе политического многообразия.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь граждане участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Социальная активность населения в первую очередь проявляется через участие в различных общественных формированиях.
В условиях демократии, идеологического и политического плюрализма невозможно представить себе развитие политического процесса без участия неправительственных некоммерческих объединений, без учета их мнений и интересов.
В Конституции Республики Беларусь закреплено право граждан на объединение, гарантирует свободу их деятельности. Основной Закон государства устанавливает важнейшие принципы создания и деятельности, а также формы ответственности общественных объединений.
В связи с этим возникла реальная потребность научного изучения и многих сторон демократических преобразований, которые произошли в нашем государстве, и осмысления многочисленных вопросов их
правового регулирования.
Таким образом, целью настоящей курсовой работы является комплексный анализ деятельности общественных объединений в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной целит необходимо последовательно решить следующие задачи:
– охарактеризовать понятие и виды общественных объединений в Республике Беларусь;
– исследовать вопрос о государственно-правовом регулировании организации и деятельности общественных объединений в Республике Беларусь;
– проанализировать современное состояние и пути совершенствования общественных объединений в Республике Беларусь;
– описать основные тенденции развития общественных объединений в Республике Беларусь.
Объектом исследования, проведенного в настоящей курсовой работе, выступают общественные отношения, которые складываются в сфере деятельности общественных объединений.
Глава 1 Теоретические аспекты деятельности общественных объединений
1.1.Понятие и виды общественных объединений в Республике Беларусь
Легальное определение понятия «общественное объединение» закреплено сразу в нескольких нормативных актах .
В первую очередь следует назвать Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее- ГК) [1]. В соответствии со ст. 117 ГК под общественным объединением необходимо понимать добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Вторым нормативным правовым актом, которое закрепляет легальное определение общественных объединений, является Закон Республики Беларусь от 04 окт. 1994 г. № 3254-XII "Об общественных объединениях" (далее – Закон "Об общественных объединениях") [2]. В соответствии со ст. 1 данного Закона общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.
Как видим приведенные определения весьма схожи и не имеют принципиальных различий с правовой точки зрения.
В юридической литературе некоторые из авторов делают вывод о том, что приведенное определение несовершенно.
Так, в своем диссертационном исследовании Е.В. Янковская говорит о том, что существующее в отечественном законодательстве понятие общественных объединений должно быть уточнено. По мнению автора, общественное объединение представляет собой добровольное негосударственное самоуправляемое некоммерческое объединение граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, создаваемое и действующее на основе общности интересов в установленном законодательстве порядке для реализации законных прав [3, с. 14].
Для того, чтобы четко уяснить сущность общественных объединений, необходимо рассмотреть их характерные признаки.
В данном вопросе позиции ученых и исследователей имеют определенные отличия.
Глава 2 Современное состояние и тенденции развития общественных объединений в Республике Беларусь
2.1. Современное состояние и пути совершенствования общественных объединений в Республике Беларусь
Одним из основных показателей демократических преобразований, происходящих в политической системе, выступает формирование гражданского общества и развитие третьего сектора, включающего некоммерческие организации.
Начальная стадия образования третьего сектора на постсоветском пространстве приходится на конец 80-х– начало 90-х гг. XX в.
Этому способствовала политика «перестройки» и гласности, либерализация законодательной системы.
В то же время нельзя не отметить, что общественные объединения имеют долгую и богатую историю. Не останавливаясь на ней подробно, отметим, что в данном случае заслуживает внимания диссертационное исследование В.Ф. Батяева, которое посвящено истории развития общественных объединений на белорусских землях. Так, автор на основе многочисленных источников, собранных из фондов Национального исторического архива Беларуси, Национального исторического архива Беларуси в г. Гродно, Национального архива Республики Беларусь, государственных архивов Витебской, Минской, Могилевской областей, а также из периодических изданий, сборников и брошюр, впервые в отечественной исторической науке всесторонне исследовал белорусские общественные объединения ХІХ - 20-х годов ХХ в. [14].
В современных условиях в гражданском обществе увеличивается роль общественных объединений, которые представляют собой часть гражданского общества и являются его характеристикой.
Общественные объединения выступают своего рода индикатором уровня сложности общественных отношений. Кроме того, они рассматриваются и как свойство демократического государства. По мнению ряда ученых, общественные объединения рассматриваются государством как инструмент, с помощью которого можно будет выстроить сильное демократическое государство и реформировать социальную сферу, что позволит стабилизировать социально-политическую жизнь, завоевать общественное доверие [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании анализа подходов к определению понятия общественных объединений, а также основных их признаков, представляется возможным определить общественное объединение как самостоятельное самоуправляемое формальное сообщество людей, которые объединились на добровольных началах для того, чтобы совместно реализовать общие цели, проводить совместную работу, направленную на достижение социально полезных интересов.
Общественное объединение обладает следующими характерными признаками:
– это добровольное объединение граждан;
– организационное единство;
– общность интересов и целей участников;
– некоммерческий характер деятельности.
Деятельность общественных объединений в Республике Беларусь регламентирована достаточно широким перечнем нормативных правовых актов.
Базисом для данной системы выступает Конституция, которая гарантирует каждому право на свободу объединений. Помимо этого основой законодательства об общественных объединениях является Гражданский кодекс Республики Беларусь.
Стоит отметить, что в данной сфере широкий перечень вопросов урегулирован законами. Так, Закон «Об общественных объединениях» является комплексным нормативным правовым актом, который наиболее полно регламентируют вопросы деятельности общественных объединений.
Помимо этого, особенности установлены для молодежных и детских общественных объединений, объединений инвалидов и т.д.
Также в сфере общественных объединений действуют подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие узкие вопросы деятельности общественных объединений, например, порядок рассмотрения документов, которые необходимы для государственной регистрации общественных объединений.
В Республике Беларусь общественные объединения имеют долгую и богатую историю развития. В современных условиях в гражданском обществе увеличивается роль общественных объединений, которые представляют собой часть гражданского общества и являются его характеристикой.
На сегодняшний день в нашем государстве 2731 общественное объединение, большинство из которых физкультурно-спортивные.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 07 дек. 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Республики 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09 янв. 2017 г. № 14-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
2. Об общественных объединениях [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 04 окт. 1994 г., № 3254-XII : в ред. Закона Республики Беларусь от 04 нояб. 2013 г., № 71-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
3. Янковская, Е.В. Конституционно-правовой статус общественных объединений в Республике Беларусь : автореф. дис. … канд. юр. наук / Е.В. Янковская. –Мн., 2011. – 32 с.
4. Синица, А.В. Понятие и условия деятельности общественного объединения [Электронный ресурс] / А.В.Синица // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
5. Кравчук, В. Громадьскі об’еднання в громадянському суспільстві / В. Кравчук // Актуальна проблеми правазнав-ства. - Тернопіль. - Вып. 4. - 2002. - С. 93-96.
6. Гакало, Е.В. К вопросу о понятии «Общественное объединение» / Е.В. Гакало // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. – 2008. – №2. – С.70-73.
7. Козлова, Е.И. Конституционное право России: Учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2008. – 560 с.
8. Малый, Д.А. Конституционное право на объединение в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / Д.А. Малый. – Казань, 2002. – 21 с.
9. Боголюбов, С.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / С.А. Боголюбов. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: издательство БЕК, 1996. – 432 с.
10. Шухов, Ф.Г. Общественные объединения как институт гражданского общества: теоретико- и историко-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Ф.Г. Шухов. – Белгород, 2015. – 32 с.
11. Гусейнова, Л.В. Формы общественных объединений и конституционно-правовые способы их реализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Л.В. Гусейнова. – Махачкала, 2006. – 29 с.
12. Закон Республики Беларусь от 09 ноября 1999 г. № 305-З "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь».
13. Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-XII "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь".
14. Батяев, В.Ф. Развитие белорусских общественных объединений в ХІХ-20-е гг. XX в.Этнологическое исследование: автореф. дис. … канд. истор. наук / В.Ф. Батяев. –Мн., 2001. – 50 с.
15. Гросс, Е.П. Международная деятельность общественных объединений Республики Беларусь (по результатам опроса) [Электронный ресурс] / Е.П. Гросс. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/114536/1/gross_2015_IR.pdf. – Дата доступа: 12.04.2017.
16. Лапа, О.В. Женские общественные объединения в Республике Беларусь: политико-правовые проблемы развития в условиях социальной трансформации / О.В. Лапа // Право и демократия: Сб. науч. тр. Вып. 14. / Редкол.: В. Н. Бибило (отв. ред. ) и др. – Мн.: БГУ, 2003. – 329 с.
17. Гадлевская, Е.В. Государственная регистрация и ликвидация общественных объединений. Часть 1. Государственная регистрация общественного объединения, его символики, изменений и (или) дополнений, внесенных в устав общественного объединения [Электронный ресурс] / Е.В.Гадлевская // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
18. Кудрявцев, В.В. Общественные объединения как институт участия граждан в народовластии [Электронный ресурс] / В.В. Кудрявцев // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
19. Кирилловых, А.А. Общественные объединения инвалидов как социально ориентированные некоммерческие организации / А.А. Кирилловых // Законодательство и экономика. – 2017. – № 1. – С. 25 - 42.
20. Мартынов, А.В. Современное состояние и перспективы развития системы общественного контроля в России / А.В. Мартынов // Административное право и процесс. – 2014. – № 10. – С. 8 - 16.