ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Особенности речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
1.2 Коррекционное воздействие игровой деятельности на речь детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
1.3 Анализ программных требований по учебному предмету «Человек и мир» в специальной школе
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Игры на уроках «Человек и мир» с детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Конспект урока «Человек и мир»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У них наблюдается снижение интереса к обучению, быстрая утомляемость, что может привести к возникновению чувства неполноценности и другим психологическим проблемам.
Вместе с тем, задача развития речи детей младшего школьного возраста с ТНР целенаправленно решается в основном на уроках русского языка и литературного чтения. Влияние других уроков (например, «Человек и мир») на развитие речи учащихся недооценивается, хотя они также могут положительно влиять на развитие речи. В практике работы педагогов с учащимися с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир» достаточно много методов и приемов деятельности, однако их применение для развития речи строго индивидуально. Игровые технологии всегда были в приоритете при обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что благодаря игровым технологиям, в более короткие сроки можно решить такие задачи как: пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности.
Цель курсовой работы: рассмотреть возможности игровых технологий в практике речевого развития детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках «Человек и мир».
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
2. Раскрыть теоретические аспекты коррекции речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами игровой деятельности.
3. Провести анализ программных требований по учебному предмету «Человек и мир» в специальной школе.
4. Разработать и предложить игры и занятия по развитию речи детей младшего школьного возраста с ТНР средствами игровой деятельности.
Методы исследования: анализ специально научно-методической литературы; наблюдение.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Особенности речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.
Понимание детьми связной речи взрослых, осознание слышимого звукового потока предшествует усвоению отдельных предложений, словосочетаний, слов, морфем, т.е. предшествует способности вычленять их из потока речи. Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты – предложения, слова и т.д.
Известно, что для осуществления речевого общения необходимо умение выражать и передавать мысли. Этот процесс реализуется с помощью фраз. При нарушении речевого развития трудности построения фраз и оперирование ими в процессе речевой коммуникации выступают достаточно отчетливо, проявляются в аграмматизме речи (сужение набора употребляемых конструкций, их дефекты, нарушение грамматической формы слова), что свидетельствует и о несформированности грамматического структурирования.
Обычно вызывают затруднения следующие особенности словообразования и грамматических форм:
2 ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Игры на уроках «Человек и мир» с детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Как было сказано в предыдущей главе, игровая деятельность способствует закреплению полученных на уроках знаний, поскольку содержит, как правило, обучающие задачи. Так, например, дидактическая игра содержит дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме. Целенаправленное проведение дидактических игр играет положительную роль при обучении первоклассника.
Игры положительно влияют на речевое развитие учащихся с ТНР. С помощью развлекательных моментов можно поддерживать интерес к урокам, желание узнать новое.
Использование игр, как на уроках, так и не является наиболее результативным для создания психолого-педагогических условий развития познавательных интересов детей, привлечению их к совместному решению задач, подведению к самостоятельным выводам.
Нами были разработаны игровые упражнения, которые буду способствовать развитию речи детей младшего школьного возраста с ТНР и которые можно использовать на уроках «Человек и мир».
Игра «Эти разные цветы»
Класс: 1
Тема урока, на котором может применяться: «Комнатные растения, особенности внешнего вида и ухода за ними»
Задачи:
- Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах.
- Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания.
- Пополнять словарный запас учащихся.
- Формировать умение работать в парах.
- Развивать интерес и любовь к природе.
Эта дидактическая игра может использоваться как на развивающих часах, так и во время урока для работы в парах. Карточки раздаются заранее.
Оборудование:
У детей карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а также два полотна с буквами «Д» и «К» (рисунок 3.1)
После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим. Можно на доске прикрепить такие же
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
Предмет «Человек и мир» ориентирован на практическую подготовку детей с ТНР к самостоятельной жизни, повышение уровня их общего развития, активизацию речемыслительной деятельности, включение ребенка в практическую деятельность, в общение со взрослыми и детьми.
Использование различных игр (дидактических, подвижных, игр-конкурсов, викторин) на уроках по предмету «Человек и мир» помогает расширить кругозор учащихся с ТНР, побудить их самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость, мотивацию и качество учебного процесса, делая обучение запоминающимся и интересным.
У детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как правило, наблюдается: нарушение связности и последовательности изложения; низкая информативность; бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка; пропуски смысловых звеньев и ошибки; повторы слов, паузы по тексту; незаконченность смыслового выражения мысли; трудности в языковой реализации замысла; необходимость в стимулирующей помощи.
Далее нами были предложены разработки игр, которые могут быть включены в проведение уроков «Человек и мир», которые на наш взгляд, будут способствовать не только речевому развитию, но и формированию достаточного уровня развития психических функций.
Для педагогов применение игровых технологий имеет также немаловажное значение, поскольку позволяет: формировать потребности в изучении возможностей новых современных технологий, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей младшего школьного возраста; повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию; развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности; внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе современных педагогических технологий.
1. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие. – М.: Академия, 2003. – С. 56-67.
2. Гончарова, Е.Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] / Альманах Института коррекционной педагогики РАО, М., 2002, № 5. – Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami. – Дата доступа: 08.01.2017.
3. Ладыженская, Т.А. Определение уровня развития связной речи учащихся [Текст] / Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1974. – 301 с.
4. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 287 с.
5. Лещинская, Т.Л., Серединская О.X., Гринько А.Н. Обучение учебному предмету «Человек и мир» на 1-м отделении вспомогательной школы: учеб.- метод. пособие для педагогов вспомогат. шк. с белорус, и рус. яз. обучения. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010.
6. Лэндрет, Г. Игровая терапия, искусство отношений. – М.: Международная педагогическая академия., 2004.
7. Медведева, Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития // Дефектология. – 2002. – № 3. – С. 84-92.
8. Мельникова, И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет. – Ярославль: «Академия развития», 2002. – 144 с.
9. Михайловская, Л.В. Методика обучения предмету «Человек и мир» детей с нарушенным слухом: учеб.- метод. пособие. – Минск: БГПУ, 2004.
10. Олифер, В., Олифер, Н. Новые технологии в обучении / В. Олифер и др. – СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.
11. Пидкасистый, П.И., Хайдаров, Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 168 с.
12. Ретюнских, Л. Т. Игра как она есть или онтология игры. – М.: МПГУ, Липецк – Липецкое издательство Госкомпечати РФ, 2007. – С. 103-104.
13. Савенок, Н.В. Современные педагогические технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития: учеб.-метод. Пособие – Минск: АПО, 2006.
14. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112 с.
15. Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для I-V классов первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения – Минск, 2014
16. Федоренко, Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. – М.: Просвещение, 1977. – 239 с.
17. Финогенов, А.В. Игровые технологии в школе: учеб.-метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001. – 39 с.