Введение
1. Самореализация в контексте жизненного пути человека
1.1. Самореализация личности в контексте жизненного пути
1.2. Профессиональная самореализация личности в контексте жизненного пути
1.3. Удовлетворенность работой
2. Эмперическое исследование взаимосвязи стремления к самореализации и удовлетворенностью работой
2.1. Программа эмпирического исследования взаимосвязи стремления к самореализации и удовлетворенностью работой
2.2. Взаимосвязь стремления к самореализации и удовлетворенностью работой
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена постоянным интересом к такой обширной области, как самореализация личности. Однако в последнее время вопросы самореализации довольно остры. Это, объясняется, с одной стороны, глубокой необходимостью каждого человека найти свое место в мире и обществе, сосредоточиться на оптимальном осуществлении его усилий, а с другой – изобилием и наличием информации по вопросам самосознания, в том числе по вопросам самореализации. Стоит также отметить, что в жизни современного общества самореализация, как индивидуальная характеристика человека, переходит на передний план, становится нормой, провозглашается, «почти культурный стереотип», анализ исторических фактов приводит нас к пониманию разницы между современным человеком и людьми, живущими в первые эпохи.
Эта разница заключается в основах ценности и смысла человеческой жизни, в других акцентах поведения – новой системе ценностей, в центре которой находится сам человек. Учитывая то, что было сказано необходимость индивидуальной и профессиональной самореализации является неотъемлемой частью мотивации и потребностей многих людей нашего времени, живущих в развитых странах. Среди тех, кто инициировал изучение явления самореализации, и внес важный вклад в развитие этой темы позже, следует отметить Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева. А. Г. Маслоу, А. К. Осницкого, С. Л. Рубинштейна и других.
1. Самореализация в контексте жизненного пути человека
1.1 Самореализации личности
На современном этапе развития психологической науки можно говорить о существующем разнообразии подходов к изучению и пониманию проблеме самореализации человека. Однако стоит отметить, что и по сей день не существует общепризнанной и общепринятой концепции самореализации, не существует единого определения такой концепции. Впервые понятие «самореализация» (self-realisation) упоминается в английском словаре по философии и психологии в 1902 г.: «Самореализация – реализация возможностей развития Я. Это определение соответствует доктрине, согласно которой самым высоким конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление» [12, с. 8].
В настоящее время термин «самореализация» наиболее часто трактуется в значении «реализация собственного потенциала» [13], однако, до сих пор «представляется невозможным даже классифицировать это понятие в той или иной форме – будь то это явлением, процессом, потребностью, свойством или чем-то прочим» [13].
Существуют различные уровни (аспекты) обзора самореализации личности [29]:
• Философский уровень: изучает сущность, а также условия самореализации человека в связи с развитием человечества в целом;
• Социальный уровень: решает вопросы о путях и средствах самореализации личности в обществе;
• Психологический уровень: рассматривает в трех аспектах: как потребность, как деятельность и как объективный и субъективный результат этой деятельности.
2. Эмперическое исследование взаимосвязи стремления к самореализации и удовлетворенностью работой
2.1 Программа эмпирического исследования взаимосвязи стремления к самореализации и удовлетворенностью работой
При эмпирическом исследовании было опрошено 40 испытуемых в возрасте от 20 до 57 лет – 6 мужчин и 34 женщины с разными рабочими должностями. Общий стаж работы испытуемых составляет от 6 месяцев до 33 лет. Количество повышений за последние пять лет было выявлено у 9 человек.
Для определения особенностей взаимосвязи стремления к самореализации и удовлетворенностью работой использовались следующие методики:
1. Русскоязычная модификация Шкалы инициативы к личностному росту – (PGIS–II) К. Робичек, которая была разработана в 2012 г. Шкала состоит из 16 пунктов. Исследования по адаптации новой версии опросника позволили увидеть следующие выводы: когнитивное измерение, которое проявляется в «готовности к переменам» и «планомерности», а также поведенческое измерение, которое включает подшкалы «использование ресурсов» и «преднамеренное поведение» составляют инициативу к личностному росту. «Готовность к переменам» соотносится со способностью индивида идентифицировать или создавать ситуации с потенциалом для содействия личностному росту. «Планомерность» подразумевает способность человека к разработке стратегии личностного развития. «Преднамеренное поведение» необходимо для оценки предрасположенности и личной мотивации для достижения целей персональных изменений. «Использование ресурсов» охватывает привлечение внутренних и внешних ресурсов в содействии личностному росту [30].
Заключение
Был проведен теоретический анализ литературы по проблеме профессиональной самореализации в контексте жизненного пути в соответствии с поставленными задачами.
Таким образом, в настоящее время разрабатывается понятие самореализации в современной науке: в литературе нет общепринятого определения этого термина. Кроме того, существует несколько терминов, в основном близких к термину «самореализация», и между этими терминами нет четкой границы. В современной отечественной литературе большинство авторов придерживаются определения самореализации личности, предложенного Л. А. Корастылевой «Самореализация – это реализация возможностей развития, которые у меня есть своими собственными усилиями, творение, деятельность с другими людьми (близкими и далекими), обществом и миром в целом».
Можно выделить ряд параметров, определяющих условия самореализации человека в профессиональной деятельности: степень осведомленности человека о его личном потенциале и инструментальных ресурсах; степень адекватности профессионального выбора; уровень развития общества и общественного производства, способный обеспечить доступ к человеку на профессиональный выбор; обучение человека идеям самореализации в качестве миссии по отношению к другим людям и обществу.
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Балык А.С. Детерминанты затруднений самореализации личности в профессиональной сфере. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bdpu.org.
3. Бильгильдеева Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации. Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Кострома: КГУ, 1999.
4. Борисова Н.В. Развитие функции самореализации личности. – http://borytko.nm.ru.
5. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. Сборник / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростелевой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.
6. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Международная педагогическая академия, 2001. - 180 с.
7. Галажинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2002. - 212 с.
8. Галажинский Э.В. Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализация личности // Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии» (20 апреля 2001 года). – Караганда: Изд-во КарГУ, 2001. – с.38-48. – http://www.soz-univ.ru.
9. Горностай П.П. Готовность личности к самореализации как психологическая проблема. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://hpsy.ru.
10. Денисова Е.А. Гендерные особенности самореализации личности студентов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М.: РУДН, 2010.
11. Кислицина О.А., Мерсиянова А.П. Роль родительских установок в самореализации личности // Вестник КАСУ. – 2006. – №1. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vestnik-kafu.info.
12. Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров как этапы самореализации личности. Автореф. дисс. д. социол. наук. – М.: ИСПИ РАН, 2004.
13. Коломиец Е.Ф. Креативность как фактор выбора стратегии самореализации личности. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – СПб.: СПбГУ, 2010.
14. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб.: Изд-во «Речь», 2005. – 222 с.
15. Коростылева Л. А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. - С. Петербург, 1997.
16. Кудинов С. Самореализация как системное психологическое образование. – Библиотека РГИУ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.i-u.ru.
17. Кудинов С. И. Экспериментально-теоретические аспекты исследования базовых свойств личности // Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тольятти: ТГУ, 2005.
18. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу // Вопросы психологии. – 1987. – №3. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.voppsy.ru.
19. Лысикова С.В. Личность и общество. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.masters.donntu.edu.ua.
20. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.108-117.
21. Мельникова М.И. Проблема самореализации личности в условиях городского и сельского образа жизни: психологический подход // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2003. – №2(9). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://science.ncstu.ru.
22. Психологические проблемы самореализации личности. Сборник / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростелевой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.
23. Пустовит О.И. Социально-психологические особенности самореализации личности офицеров, уволенных в запас. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М.: МГСУ, 1999.
24. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 416 с.
25. Рубцова М.О. Взаимосвязь эмоциональных свойств личности и самореализации в зрелом возрасте // Материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» 20 августа 2009 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sibac.info.
26. Солодовникова И.В. Самореализация личности в зрелом возрасте (социологический анализ). Автореф. дисс. … д. социол. н. – М.: РГГУ, 2007.
27. Фейдмен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.follow.ru.
28. Фоменко А.Н. Практическая философия Карен Хорни о процессе самореализации личности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sophia.nau.edu.ua.
29. Хакимова Н.Р. Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения // Психология труда и инженерная психология. М., 2000. 142 с.
30. Скворцова Л.Л. Психометрическая разработка русскоязычной модификации Шкалы инициативы к личностному росту – 2. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elib.grsu.by/doc/50396
31. Лепешинский Н.Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К.Рифф // Психологический журнал №3, 2007.
32. Карпинский К.В., Гижук Т.В. // Теоретическая и эмпериментальная психология. – 2016. – Т.9. - №4.
33. Чекалина А.А. Самореализация и гендерная идентичность человека. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.follow.ru.
34. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1997. - 340 с.
35. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://bookap.info/book/ilin_rabota_i_lichnost_trudogolizm_perfektsionizm_len/gl1.shtm