Введение
Глава 1 Основные задачи и функции Администрации Президента Республики Беларусь
Глава 2 Структура и порядок формирования Администрации Президента Республики Беларусь
Глава 3 Управленческие полномочия Администрации Президента Республики Беларусь по отношению к органам государственного управления
Заключение
Список использованных источников
Введение
В курсовой работе будут рассматриваться основные задачи и функции Администрации Президента Республики Беларусь, структура, порядок формирования Администрации Президента Республики Беларусь, а также управленческие полномочия Администрации Президента Республики Беларусь по отношению к органам государственного управления.
Актуальность курсовой работы проявляется в необходимости исследования цельной совокупной системы, которая функционирует непосредственно под руководством Главы государства, и призвана выполнять задачи, выступающие или следствием задач, стоящих перед Президентом Республики Беларусь, или же вытекают из них. Эта слаженная система и выражается аппарате Президента.
Аппарат Президента Республики Беларусь – это определенное сочетание управленческих органов государства, которые должны способствовать деятельности Главы государства, выполнению его указаний и распоряжений. Базовое предназначение названного аппарата обладает рядом сходств с аппаратами иных органов государства. Однако, если принимать во внимание правовой статус аппарата Президента, то он занимает более высокое положение.
Похожий аппарат находится в арсенале главы каждого государства. Без него руководитель государства не может эффективно выполнять свои многочисленные функции и задачи, а также в целом осуществлять свою тяжелую разно направленную деятельность. Глава любого государственного органа обладает своим аппаратом, но немного иного качества, так как он формирует внутреннюю структуру и, чаще всего, не наделен полномочиями внешнего характера [1, с.388-389].
Одну из ведущих ролей в аппарате Президента играет Администрация Президента, выступающая государственным органом, основными целями которого являются обеспечение деятельности Главы государства и контроль за исполнением решений Президента [2, п.1].
Глава 1 Основные задачи и функции Администрации Президента Республики Беларусь
Термин «президент» (от лат. praesidens) переводится как «впереди сидящий». В период античности президентами именовались лица, которые выполняли функции председательствующих на разного рода заседаниях. Вероятно, основываясь на этом значении толковый словарь русского языка В. Даля отождествляет слово «президент» со «старшим чином совещательного места, управления» [3, с.184].
Президент Республики Беларусь в качестве должности с исполнением роли главы государства и исполнительной власти обозначился в Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. [4, с.299].
Сегодня Президент Республики Беларусь осуществляет государственную власть как Глава государства. Административно-правовой статус Президента закреплен в Основном законе нашего государства, а также Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», где полномочия Главы государства раскрывается более детально [5, с.45-46].
В частности, перед Главой государства стоят задачи своевременного принятия мер по сохранению независимости Беларуси, ее национальной безопасности, неделимости территории, создания условий для обеспечения стабильности в политической сфере и экономике, преемственности и взаимодействия со всеми другими ветвями власти, осуществления посредничества между различными государственными властными органами [6, ст.1].
При этом Глава государства обладает некоторыми полномочиями исключительно самостоятельно, в случае, если не нужно контрассигнирование и какое-либо иное участие другого органа государства [7, с.97].
Значение института президентства состоит в следующем:
- Президент является необходимым элементом механизма государства;
- Президент выступает гарантом непоколебимости функционирования всей системы государства;
- Глава государства свидетельствует о законности, признанности народом государственной власти;
- Глава государства играет роль высшей инстанции при возникновении в стране негативных, кризисных явлений [8, с.116].
Глава 2 Структура и порядок формирования Администрации Президента Республики Беларусь
Процесс осуществления управления государством предполагает разработку значительного количества разнообразного характера решений. В связи с этим, бесспорно, человек единолично не смог бы контролировать и основательно осмысливать такие огромные информационные пласты. Следовательно, для успешной реализации данной деятельности требуется некая подготовленная или сформированная совокупность людей. По историческим свидетельствам главы государств при осуществлении политической деятельности доверяли и прибегали к помощи своего ближнего круга лиц. «Немалую важность имеет для государя выбор советников», – отмечал философ из Флорентии Н. Макиавелли. Подобное умозаключение делает и А. Ришелье: «Разумный Государь есть великое сокровище в государстве, как и искусный Совет, и согласие обоих бесценно, ибо от того то все государственное благополучие зависит» [14, с.79].
Для успешной организации функционирования и выполнения всех гарантий Главы государства и работает Администрация Президента Республики Беларусь [15, с.404].
В существующей редакции Основного Закона Республики Беларусь прямо установлено, что Глава государства образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь. До этого в Конституции подобное право Главы государства не отражалось вовсе, в связи с чем многочисленные противники имели почву для упреков в адрес Главы государства, которым данная вспомогательная структура уже была сформирована. И только в принятом 21 февраля 1995 г. Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» в первый раз на законодательном уровне закреплялось положение о том, что в целях непосредственного обеспечения деятельности Главы государства создается его Администрация.
Глава 3 Управленческие полномочия Администрации Президента Республики Беларусь по отношению к органам государственного управления
Администрация относится к органам государственной власти, а, следовательно, обладает своим собственным административно-правовым статусом, как и всякий иной государственный властный орган.
Д.Н. Бахрах выделял в понятии административно-правового статуса такой элемент как цель функционирования органа власти, которая в свою очередь предусматривала задачи, стоящие на пути достижения определенной цели, и функции, как основные направления деятельности субъекта административной деятельности.
Данный целевой элемент определял совокупность прав и обязанностей самого органа и его должностных лиц как элемент компетенции, и организационный элемент, определяющий структуру органа власти и взаимоотношения его структурных единиц.
Обобщая различные подходы к понятию административно-правового статуса государственных учреждения, А.В. Киселев разбил его на такие элементы, как:
- местоположение государственного учреждения в общей структуре какой-либо системы власти и во взаимосвязи с другими властными органами;
- область общественных отношений, или сфера деятельности такого органа;
- нормативно возложенные на орган функции, или направление его деятельности;
- преследуемые при его создании цели, или целеполагание деятельности;
- вытекающие из цели и нормативно закрепленные задачи функционирования органа;
- совокупность прав и обязанностей органа, или его компетенция;
- юридическая ответственность органа и его должностных лиц за действия или бездействие при осуществление своих функциональной деятельности.
Заключение
Итак, в заключение можно отметить:
1. Администрация Президента Республики Беларусь – это орган государственного управления, обеспечивающий деятельность Президента Республики Беларусь в области государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента Республики Беларусь.
Главными задачами Администрации Президента Республики Беларусь являются: обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии белорусского государства; координация деятельности подчиненных Президенту Республики Беларусь государственных органов, иных государственных организаций в указанных областях; обеспечение взаимодействия Президента с иными ветвями власти; организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь.
На Администрацию Президента Республики Беларусь возлагается следующие функции общего руководства работой по подбору, расстановке, формированию резерва руководящих кадров государственных органов, формированию единой системы учета руководящих кадров, общего руководства деятельностью государственных органов, координации и анализа эффективности идеологической работы в республике, координации деятельности государственных средств массовой информации, систематического анализа и прогнозирования социально-экономической ситуации в республике и др.
2. Структура Администрации Президента Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Главы Администрации Президента Республики Беларусь.
Руководителем Администрации Президента Республики Беларусь является Глава Администрации. Глава Администрации Президента Республики Беларусь назначается на должность и освобождается от должности указом Президента Республики Беларусь. Заместители Главы Администрации Президента Республики Беларусь, помощники Президента Республики Беларусь, пресс-секретарь Президента Республики Беларусь назначаются на должность и освобождаются от должности указами Президента Республики Беларусь по представлению Главы Администрации Президента Республики Беларусь. Начальники главных управлений Администрации Президента Республики Беларусь назначаются на должность и освобождаются от должности по согласованию с Президентом Республики Беларусь Главой Администрации Президента Республики Беларусь по представлениям заместителей Главы Администрации Президента Республики Беларусь.
1. Крамник, А. Н. Административное право Республики Беларусь. Часть 1. Управленческое право / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2008. – 672 с.
2. Положение об Администрации Президента Республики Беларусь: утв. Указом Президента Респ. Беларусь от 13.02.2017 № 40 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 16.02.2017, 1/16902.
3. Демичев, Д. М. Конституционное право. Учеб. пособие / Д.М. Демичев. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 351 с.
4. Кодавбович, В. А. Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2007. – 528 с.
5. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М. Рябцева. – Минск: Амалфея, 2011. – 320 с.
6. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-XІІ с изм. и доп. от 6 октября 2006 г. № 166-З / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2006 г., № 166, 2/1263.
7. Шишко, Г. Б. Основы права: учебник / Г.Б. Шишко, Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2006. – 800 с.
8. Масловская, Т. С. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменац. вопр. / Т. С. Масловская. – 3-е изд., перераб. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 224 с.
9. Гавриленко, Д. А. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Мн.: Дикта, 2004. – 416 с.
10. Кивель, В. Н. Конституционное право: экспресс курс / В.Н. Кивель. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 168 с.
11. Волков, А. М. О месте и роли администраций Президентов Российской Федерации и Республики Армения / А.М. Волков, К. М. Конджакулян // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2012. – № 2 (19). – С. 23-30.
12. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: пособие для студентов юрид. фак. спец. 1-24 01 02 «Правоведение» / Г.А. Василевич. – Минск: БГУ, 2006. – 125 с.
13. Блинов, А. Б. Администрация Президента Российской Федерации / А.Б. Блинов // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2011. – № 5. – С.57-66.
14. Копаев, Е. Н. К постановке вопроса о роли Администрации Президента РФ в политическом процессе современной России / Е. Н. Копаев //
15. Петров, А. П. Конституционное право: учеб. пособие / А.П. Петров. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина. – 2010. – 576 с.
16. Рокач, И. А. Сущность и источники гарантий деятельности Президента Республики Беларусь. Организация и обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь / И.А. Рокач // Актуальные проблемы современного права. – 2016. – С.235-239.
17. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
18. Буров, Н. Администрация президента: в коридоре между жестким курсом и либерализацией / Н. Буров // Белорусский ежегодник. – 2018. – С.11-19.
19. Лесных, Е. А. Вопросы административно-правового статуса администрации Президента РФ / Е.А. Лесных // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6. – № 4(21). – С.479-481.
20. Конин, Н. М. Правовой статус Президента Российской Федерации и его администрации в системе исполнительной власти России / Н.М. Конин // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2012. – № 3 (86). – С.77-80.