ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАННИКОВ С ЛЁГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Определение понятия социально-эмоциональной культуры в психолого-педагогической литературе
Эмоциональная культура – дословно означает воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими. Культура чувств и эмоций, как способ внешнего выражения чувств, состоит в способности человека адекватно реагировать на окружающую действительность. Эмоциональная культура проявляется в межличностных отношениях, в речевом этикете, в коммуникативных умениях. Человек воспитанной эмоциональной культуры чаще находится в состоянии эмоциональной стабильности, эмоциональной автономии, т.е. меньшей зависимости от настроения других людей. Эмоциональная культура упорядочивает эмоциональную жизнь человека [3].
В психологии эмоции занимают из центральных мест. подчеркивает А. Сроуф, не эмоции, невозможно понять человеческое развитие [4].
развитие представляет сложный и процесс. Оно в себя появление определенных усложнение связей ними, изменение к эмоциональному рост понимания эмоций и других людей, также правил эмоций
Значительная роль в эмоциональной сферы ребенка семье. Уже в Л.С. Выготского, позднее А.В. А.Д. Кошелевой др. показано значение взрослого (родителя) для эмоциональной и нравственной детей [4; 17].
Характер его с окружающими, на успехи неудачи задают эталон не способов действия, и эмоционального к людям событиям, служат для подражания. факторов семейной таких как семьи, психологический особенности семейных стиль воспитания, привязанности ребенка матери, особенности родителей, система ожиданий и вносят свою в формирование сферы ребенка.
В от теоретической психологи по-разному акценты, анализируя указанных факторов ситуации для развития ребенка. эффекты предполагают, это влияние функцию эмоционального в целом, к какой-либо эмоции; указанные были установлены помощи дисперсионного анализа.
1.3 Специфика процесса социально-эмоционального воспитания с интеллектуальной недостаточностью
Развитие детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью в мере определяется организацией всей жизни, наличием систематического педагогического осуществляемого родителями семье или в специальном Дети из неблагоприятной среды отличаются от кто посещал детский сад. Они менее организованны, несдержанны проявлении своих эмоций [16].
Социально-эмоциональное детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью рассматривается как одно важнейших сторон общего ребенка. направленность обучения становится в психическом развитии ребенка.
задачами социально-эмоционального на данном этапе являются:
– освоение ребенком социальных отношений, умений отражать отношения в видах деятельности в повседневной жизни;
– развитие «эмоционального интеллекта» интеллект - способность понимать распознавать собственные и эмоции людей с чтобы управлять в различных ситуациях во взаимоотношениях с людьми (Salovey P., Mayer J 1990)).
– формирование умений понимать свои реакции и проявления других проявлять адекватные в различных уметь управлять эмоциональным состоянием регулировать свое поведение [3; 19].
1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович – М.: Педагогика, 1968. – 214 с.
2. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко – М.: Класс, 2001. – 336 с.
3. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения: Монография / Г.М. Бреслав – М.: Педагогика, 1990. – 140 с.
4. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон – М.: Просвещение, 1967. – 196 с.
5. Вартанян, Г.А. Эмоции и поведение / Г.В. Вартанян, Е.С. Петров – Л.: Наука, 1989. – 144 с.
6. Васягина, Н.Н. Особенности эмоциональной сферы личности / Н.Н. Васягина – Шадринск: Исеть, 2000. – 166 с.
7. Вилюнас, В. Психология эмоций. Тексты / В. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер – М.: МГУ, 1984. – 287 с.
8. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я Гозман – М.: МГУ, 1987. – 174 с.
9. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
10. Запорожец, А.В., Неверович, Я.З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. – 1974. – №6. – С. 63-67.
11. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард – СПб.: Питер, 1999. – 460 с.
12. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2001. – 749 с.
13. Куликов, В.Н. Эмоции и чувства в жизни человека / В.Н. Куликов, А.Г. Ковалев – Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1997. – 152 с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина – М.: Академия, 2002. – 456 с.
15. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова – М.: Просвещение, 1999. – 442 с.
16. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе/под ред. Воронковой // Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе – М.: «Школа-пресс», 1994
17. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова – М.: Академия, 2003. – 448 с.
18. Рогов, Е.П. Эмоции и воля / Е.П. Рогов – М.: Владос, 1999. – 239 с.
19. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов – М.: Владос, 2002. – Кн. 1.: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
20. Строков, Ю.П. Эмоции и личность / Ю.П. Строков – Тюмень: изд-во Тюменского гос. ун-та, 1998. – 146 с.
21. Федосеева, О.А. Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка // Молодой ученый. – 2013. – №3. – С. 446-447.
22. Хвойницкая, В.Ч. Эмоции и их воспитание / В.Ч. Хвойницкая // Дэфекталогiя. – 2002. – №2. – С. 88-99
23. Целуйко, В.М. Методики изучения эмоциональных особенностей личности / В.М. Целуйко – Волгоград, 1991. – 120 с.
24. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков – М.: Логос, 2002. – 153 с.