ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ШТРАФА КАК ВИДА НАКАЗАНИЯ
ГЛАВА II ОПЛАТА И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ШТРАФА
ГЛАВА III ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ШТРАФА
3.1 Порядок исполнения штрафа
3.2 Уголовно-правовое последствия неуплаты штрафа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных и многогранных в уголовно-правовой науке. Её значение определяется тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания. Наказание является естественной реакцией государства на совершённое преступление. Признак уголовной наказуемости признаётся обязательным признаком понятия преступления.
В современных мире значение наказаний, не связанных с лишением или ограничением свободы, возрастает. Развитые европейские страны значительно увеличили роль денежных взысканий, налагаемых на преступников, а также роль наказаний, связанных с выполнением осужденными общественно-полезных работ [1, с. 139]. После введения в действие Уголовного кодекса Республики Беларусь, возможности использования подобных видов наказания также расширились, в связи с чем тема «Правовое регулирование применение штрафов по Уголовному кодексу Республики Беларусь» является весьма актуальной.
Следует отметить, что более половины из предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее– УК) наказаний не связаны с лишением свободы. В соответствии с УК от 9 июля 1999 года № 275-З [2] к наказаниям, не связанным с ограничением или лишением свободы относятся: общественные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение по военной службе, лишение воинского или специального звания, конфискация имущества.
Уголовно-правовая политика на современном этапе характеризуется двумя основными направлениями. Суть первого заключается в применении строгих мер наказания к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления. Второе направление - гуманизация мер уголовно-правового воздействия, применяемых к лицам, которые совершили преступления, не представляющие большой общественной опасности, в частности применение наказаний, не связанных с лишением свободы.
Среди наказаний, не связанных с лишением свободы, особое место занимает штраф. Исходя из того, что в обществе возросла роль материальных потребностей и интересов, законодатель увеличил число санкций, предусматривающих штраф, карательная сущность которого заключается в ограничении имущественных интересов лица, признанного виновным в совершении преступления, созданы предпосылки для расширения практики применения этого наказания за преступления небольшой и средней тяжести.
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ШТРАФА КАК ВИДА НАКАЗАНИЯ
Наказание является формой реализации уголовной ответственности. Согласно статье 47 УК наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление. Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными УК, и запрещенное им под угрозой наказания (часть 1 статьи 11 УК).
Назначение наказаний – исключительная компетенция суда. Никакой другой орган государства не вправе назначить наказание. При назначении наказания суд учитывает:
– характер и степень общественной опасности совершения преступления;
– личность виновного;
– обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность [4].
Наказание заключается в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.
Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Статьи, касающиеся применения наказания, расположены в УК в определенном порядке, образуя в целом систему наказаний. Система наказанийстроится по принципу перехода от менее сурового наказания к более суровому. Большое количество видов наказания – это особенность белорусского УК, воспринятая им из советского уголовного законодательства [1, с. 140]. Такая модель системы наказаний в УК предлагает суду рассмотреть сначала возможность применения более мягкого наказания из числа предусмотренных в санкции за конкретное преступление [3].
Система наказаний базируется на общих принципах уголовного права. В ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.
Наказания подразделяются на основные и дополнительные. К осужденному можно применить только одно основное наказание – отсюда и его название. Дополнительные наказания применяются вместе с основным, дополняя его.
В соответствии статьёй 48 УК к лицам, совершившим преступления, применяются следующие основные наказания:
ГЛАВА II ОПЛАТА И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ШТРАФА
Несмотря на высокий предупредительный потенциал рассматриваемого вида наказания, штраф в структуре назначенных судом мер уголовно-правового воздействия занимает лишь 10–14 %. Материалы судебной практики за 2010 год свидетельствуют о негативной тенденции снижения количества назначаемых штрафов. Удельный вес штрафа в структуре назначенных наказаний в 2007 году составил 12,34 %, в 2008 году – 14,19 %, в 2009 году – 14,07 %, в 2010 году – 11,43 % [11].
В ходе выяснения статистических данный в суде было выяснено с 2014 по 2016 гг. заметно выросла тенденция наложения штрафа в качестве уголовного наказания к лицам, совершившим уголовное преступление.
Штраф как вид наказания закреплён в значительном количестве санкций большинства изученных уголовных законов зарубежных стран. Во Франции штраф широко используется законодателем в качестве наказания за имущественные преступления (кража, вымогательство, мошенничество, злоупотребление доверием), за преступления против общественной безопасности. По Уголовному кодексу Литовской Республики 50 % санкций предусматривают штраф как альтернативу лишения свободы за преступления и уголовные проступки в сфере экономической деятельности и предпринимательства [9, с. 34].
Штраф не только широко представлен в уголовных законах зарубежных стран. На практике этот вид наказания применяется достаточно широко. В ФРГ денежный штраф назначается в отношении более чем 80 % осужденных, в Японии данный показатель превышает 90 % осуждённых [11].
Н.А. Морозов объясняет распространённость этой санкции в Японии несколькими причинами. Во-первых, в целях быстрейшей ресоциализации лучше прибегнуть к штрафу и избежать применения лишения свободы на непродолжительные сроки, так как последнее в подобных случаях приносит скорее отрицательный эффект. Во-вторых, чтобы взыскать штраф, не нужно больших усилий и расходов. В-третьих, таким путём можно пополнять государственный бюджет. В-четвёртых, этой санкции может быть подвергнуто не только физическое, но и юридическое лицо [9, с. 36].
Важнейшим этапом на пути оптимизации штрафа явилось утверждение Указом Президента Республики Беларусь № 672 от 23 декабря 2010 г. Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения (далее– Концепция) [13]. Указанный документ был разработан по инициативе Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и
ГЛАВА III ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ШТРАФА
3.1 Порядок исполнения штрафа
Порядок исполнения наказания в виде штрафа определен законодателем в главе 5 раздела II Особенной части Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь 11 января 2000 г. № 365-З (далее– УИК) [18], а также Инструкцией по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 (- Инструкция по исполнительному производству) [19].
Согласно статье 14 УИК, наказание в виде штрафа исполнятеся судебным исполнителем[18].
В соответствии с частью 1 статьи 29 УИК осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение тридцати дней со дня вступления приговора суда в законную силу.
В том случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года.
Процедура отсрочки или рассрочки выплаты штрафа в Республике Беларусь несколько усложнена по отношению к подобной процедуре в Российской Федерации, так как согласно ст. 29–30 УИК она может быть реализована лишь на стадии исполнения наказания в виде штрафа, тогда как в России данный вопрос решается в процессе назначения наказания. Кроме того, статья 46 УК РФ предусматривает возможность назначения штрафа с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет.
Согласно ст. 29 УИК осужденный к наказанию в виде штрафа обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу либо в течение срока отсрочки или рассрочки, если они были определены осужденному судом в связи с отсутствием у него возможности единовременно уплатить штраф.
В случае неуплаты осужденным штрафа взыскание производится судебным исполнителем принудительно, в том числе и путем обращения взыскания на имущество осужденного.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 УИК при неуплате осужденным штрафа в установленный срок без уважительных причин и уклонении от его уплаты при наличии реальной возможности исполнения данного вида наказания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возникновение и развитие системы наказаний определяется общественным и государственным строем. Происходящие в обществе и государстве социально-политические изменения и тенденции непосредственно влияют на систему наказаний: одни наказания утрачивают свое значение и исключаются из уголовного законодательства, появляются новые их виды, обусловленные общими изменениями и потребностями общественно-политической, экономической и идеологической сферах.
Штраф как вид уголовного наказания может применять как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания. В качестве дополнительного наказания может быть назначен только тогда, когда он предусмотрен в соответствующей санкции нормы Особенной части УК в качестве дополнительного наказания.
В настоящей курсовой работе исследовалась тема: «Правовое регулирование применение штрафов по Уголовному кодексу Республики Беларусь». Была достигнут цель исследования, в частности, раскрыта правовая природа штрафа как вида уголовного наказания в контексте действующих норм уголовного права Республики Беларусь, определено его место в системе уголовных наказаний; произведен анализ института уголовного штрафа в законодательстве зарубежных стран; исследованы правовое регулирование исполнения наказания в виде штрафа по действующему уголовному и уголовно-исполнительному праву; рассмотрены основания и последствия уклонения от уплаты штрафа.
Сравнительный метод предоставил возможность оценить как преимущества рассматриваемого правового института, так и его недостатки, позволил глубже познать национальную уголовно-правовую систему. Его применение потребовало в свою очередь всестороннего анализа правовых норм и объективного подхода с учетом условий возникновения и практики применения конкретного института.
Штраф как вид уголовного наказания можно определить как установленную законом конкретную форму реализации уголовной ответственности, заключающаяся в ограничении имущественных интересов лица, виновного в совершении преступления, обеспечиваемая государственным принуждением, направленная на восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
Диапазон установленных законодателем размеров штрафа позволяет суду при вынесении приговора учитывать многие юридические и личностные
1. Сноп, С.Н.Уголовное право. Общая часть.Конспект лекций / C.Н. Сноп. - Гродно ГРГУ им. Я. Купалы, 2012. – 200 с.
2. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Па̣ла̣той предста̣вителей 2 июня 1999 г., одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : текст Кодекса̣ по состоянию на̣ 13 сент. 2017 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.
3. Шидловский, А. В. Проблемы эффективности наказания в современном уголовном праве Беларуси / А. В. Шидловский [Электронный ресурс] // http://www.law.bsu.by/pub/30/Shidlovsky_5.pdf - Дата доступа: 12.09.2017.
4. Касубо С.П.Основы права. Конспект лекций / С.П.Касубо, Е.В.Кравчук. - Гомель, 2002 г., 150 с.
5. Широков, А.Т. Основы права: курс лекций / А.Т. Широков, Д.Е. Тагунов – 2-е изд., доп. – Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 303 с.
6. О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь: ЗаконРесп. Беларусь от 22 июля 2003 г. № 227-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 11 сентября 2017 г. / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 11.09.2017.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации: Государственной Думой 24 мая 1996 года г.:одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г. : текст Кодекса по состоянию на 9 сентября 2017 г. / Консультант Плюс: версия Проф. Технология 3000 [электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Дата доступа: 09.09.2017
8. База данных «Законодательство стран СНГ»: версия SPI200 [Электронный ресурс] // СоюзПравоИнформ. – 2003-2010. – Режим доступа: http://www.base.spinform.ru/index.fw. – Дата доступа: 08.09.2017.
9. Шаблинская, Д.В. Сравнительный анализ зарубежного уголовного законодательства, регулирующего штраф / Д.В.Шаблинская // Юридический журнал. – 2006. - №2. - с.33-37.
10. Берестень, К.В. Некоторые особенности применения штрафа как вида Наказания в Республике Беларусь и Российской Федерации / К. В. Берестень [Электронный ресурс] // http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2529 - Дата доступа: 13.09.2017.
11. Шаблинская, Д.В. Штраф как вид уголовного наказания: сравнительно-правовой анализ / Д.В. Шаблинская [Электронный ресурс] // http://www.center.gov.by/articleShablBar.html - Дата доступа: 11.09.2017.
12. Щукин, А.В.Основы права: экспресс-курс / Е.А. Авраменко [ и др.] : общ. ред. А.В. – Минск : Современная школа, 2008. – 416 с.
13. Об утверждении Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения: Указ президента Республики Беларусь23 дек. 2010 г. № 672/ Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск – Режим доступа: http://www.pravo.by/pdf/2011-1/2011-1(010-033).pdf#page=1– Дата доступа: 13.09.2017.
14. Парамонова, Е. О результатах мониторинга практики применения мер уголовной ответственности и порядка их исполнения / Е.Парамонова // Законность и правопорядок.- 2012. - №3(23). – с. 11-14.
15. Данные судебной статистики за первое полугодие 2017 года об осужденных несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Официальный сайт Верховного суда Республики Беларусь. – Режим доступа: http://court.gov.by/justice_RB/statistics/children/d3bff985aaa791cb.html/. – Дата доступа: 13.09.2017.
16. О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: обзор судебной практики Верховного Суда Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 05.09.2017.
17. Общественно-политические и в области права [Электронный ресурс] // http://www.pravo.by/main.aspx?guid=80233 - Дата доступа: 28.03.2015.
18. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь: принят Па̣ла̣той предста̣вителей 14 дек. 1999 г., одобр. Советом Респ. 22 дек. 1999 г. : текст Кодекса̣ по состоянию на̣ 13 сент. 2017 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2017.
19. Об утверждении Инструкции по исполнительному производству и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь: Постановление министерства Юстиции Респ. Беларусь от 7 апр. 2017 г. № 67: // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/upload/docs/op/W21732023_1495486800.pdf. – Дата доступа: 13.09.2017.
20. Состоялся международный научно-практический семинар на тему «Альтернативы лишению свободы в системе уголовного правосудия Республики Беларусь и Российской Федерации: практика и перспективы» / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017 – Режим доступа: https://www.pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2012/march/8941/. – Дата доступа: 10.09.2017.