ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 РОЛЬ И МЕСТО ПРОКУРАТУРЫ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА
1.2 СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
ГЛАВА 2 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
2.2 НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Прокуратура Республики Беларусь занимает особое место в системе органов государственной власти. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах. Нередко за рубежом органы прокуратуры подчиняются Министерству юстиции, соответственно у них и другой объем полномочий. Исходя из опыта развития нашего государства, отсутствия устойчивых традиций уважения к праву такой надзирающий орган безусловно необходим [9, с.423]. Конституционные нормы, определяющие правовой статус органов прокуратуры, Генеральной прокуратуры в том числе, нашли свое развитие и конкретизацию в действующем законодательстве, включая Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», который раскрывает организационные и правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь, система и организация деятельности органов прокуратуры, полномочия прокурора и др. Изучение научной литературы по вопросу деятельности органов прокуратуры показывает, что в Республике Беларусь данная проблема разрабатывается и изучается недостаточно развернуто. В учебных и методических пособиях по курсу прокурорского надзора, конституционного права дается лишь официальное толкование института прокуратуры, основанное, в первую очередь, на нормах Основного Закона Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь». Остались теоретически неисследованными и законодательно неразрешенными важные с теоретической и практической точек зрения проблемы правовой природы прокурорских органов, роли Генеральной прокуратуры в системе органов прокуратуры Республики Беларусь. Именно эти и некоторые другие проблемы и предопределили выбор темы, предмет и задачи исследования.
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Становление истинно правового, основанного на принципах демократии белорусского государства на сегодняшний день невоплотимо без повышения уровня законности и наличия в государстве своеобразной диктатуры закона. Власть в государстве должна неукоснительно поддерживать, блюсти, обеспечивать сохранность законных прав и интересов населения, сохранять нерушимость правовой территории, обеспечивать защиту ее от любых противоправных моментов, угрожающих по своей сути независимости Республики Беларусь [20, с.9]. Прокуратура Республики Беларусь, согласно норме Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» представляет собой единую и централизованную систему органов, которые призваны осуществлять от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов в Республике Беларусь, и, наряду с этим, выполнять другие функции, предусмотренные законодательством [4, ст.1]. В актуальных теоретических источниках прокурорского надзора бытует несколько точек зрения, определяющих правовую природу органов прокуратуры.
Такие точки зрения можно объединить в два подхода:
1. Прокуратура относится к одной из традиционных ветвей власти или сама образует ветвь власти.
2. Прокуратура не относится ни к одной из традиционных ветвей власти, не образует самостоятельную ветвь власти и играет, при этом, особую роль в системе властью наделенных органов государства.
Итак, первый подход основывается на той позиции, что прокуратура есть орган представительной, исполнительной, судебной и президентской ветвей власти, а также выражает собой орган контрольной власти. Сторонники высказанной позиции первой считают прокуратуру органом представительной (законодательной) ветви власти. Это обусловлено тем, что важнейшей задачей деятельности прокуратуры ставится осуществление надзорных мероприятий за исполнением и соблюдением законодательства, действующего на данный момент, принятие коего есть итог работы представительного (законодательного) властного органа. Исходя из этого, так как органы прокуратуры не исполняет законы, а осуществляют надзирательство за их исполнением, прокуратура должна быть отнесена к законодательной ветви власти в качестве ее контрольного органа.
ГЛАВА 2 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Изучение положения органов прокуратуры в иностранных государствах свидетельствует о том, что в большинстве Европейских стран полномочия прокуратуры значительно меньше, а сама прокуратура упоминается в Основных Законах государства достаточно редко, положение этого органа определяется отдельными законодательными актами о ее организации и судебно-процессуальными нормами. С функциональной точки зрения с прокуратурой Республики Беларусь по выполняемым задачам схожа прокуратура России. Так, прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (п. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Таким образом, прокуратурой Российской Федерации надзор осуществляется за деятельностью должностных лиц названных органов. Функции органов прокуратуры Республики Беларусь по надзору за применением норм законодательства должностными лицами согласно Основному Закону не ограничены кругом перечисленных органов. Соответственно есть основания говорить о наличии у прокуратуры Республики Беларусь права осуществлять надзор за должностными лицами органов и организаций, кроме должностных лиц, которые обладают исключительным статусом, определенным Основным Законом. Цели прокурорского надзора, отталкиваясь от сущности органов прокуратуры, устанавливаются нормами законодательства Республики Беларусь [10, с.15-16].
ГЛАВА 3 ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
Генеральная прокуратура Республики Беларусь:
- контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;
- анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь;
- взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка;
- организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников;
- представляет органы прокуратуры в международных отношениях и выполняет иные функции, предусмотренные законодательными актами.
Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в форме приказов, в том числе утверждающих положения и инструкции. Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь предложения о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел и исполнении судебных постановлений. Генеральная прокуратура Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством, принимает участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов. Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители, нижестоящие прокуроры территориальных и транспортных прокуратур и их заместители вправе в установленном порядке в пределах своей компетенции направлять предложения в нормотворческий орган (должностному лицу) о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании или признании утратившими силу нормативных правовых актов. Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска в пределах своей компетенции осуществляют сотрудничество с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно отметить следующее. Прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами. Статья 16 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» устанавливает в Республике Беларусь трехзвенную систему органов прокуратуры, которую образуют территориальные и специализированные прокуратуры. Деятельность прокуратуры направлена на достижение цели – обеспечение законности и правопорядка. Эта направленность в работе прокуратуры выражена в законодательном закреплении основных направлений ее деятельности. Под основными направлениями деятельности прокуратуры принято понимать те пути, по которым Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, достигают цели и выполняют возложенные на них законом задачи. Направления деятельности прокуратуры можно классифицировать по четырем группам. К первой группе относятся общий надзор, надзорная деятельность. Ко второй группе относятся борьба с нарушениями законов, борьба с преступностью. К третьей группе относится разработка мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений или координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и правонарушениями. К четвертой группе относятся участие в совершенствовании законодательства и пропаганде законов, профилактическая работа. Генеральная прокуратура Республики Беларусь является центральным органом системы органов прокуратуры. В рамках своей компетенции, Генеральная прокуратура Республики Беларусь: контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности; анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь; взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка; организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников; представляет органы прокуратуры в международных отношениях и выполняет иные функции, предусмотренные законодательными актами.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005.
2. Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и Генеральной прокуратурой Республики Таджикистан. Вступило в силу 18 июля 2017 г. // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 19.08.2017, 3/3437.
3. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З с изм. и доп. от 2 июля 2009 г. № 31-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2009 г., № 161, 2/1583.
4. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З в ред. от 18 июля 2016 г. № 401-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 21.07.2016, 2/2399.
5. Об утверждении Положения о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 6 июля 2001 г. № 372 в ред. от 22 октября 2012 г. № 484 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 24.10.2012, 1/13837.
6. О ликвидации военных прокуратур: Указ Президента Респ. Беларусь, 26 марта 2014 г., № 137 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф., 2012 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
7. Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017-2019 годы, утв. Решением республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией № 16 от 26.05.2017 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=186563.
8. Боев, А. А. Проблемы осуществления прокурорского надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления в России и пути их решения / А.А. Боев // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С.454-456.
9. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий / Г.А. Василевич – Минск: Право и экономика, 2000. – 454 c.
10. Василевич, Г.А. Правонарушения. Закон. Ответственность / Г.А. Василевич – Минск: Право и экономика, 2011. – 362с.
11. Воронин, О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: Учебное пособие. – Томск: Изд-во НТЛ, 2007. – 192 с.
12. Гонибесов, Д. А. Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11 / Д.А. Гонибесов; Уральская государственная юридическая академия. – Екатеринбург, 2007. – 31 с.
13. Данилевич, А. А. Прокурорский надзор: учеб.-метод. пособие для студентов юрид. спец. БГУ / А. А. Данилевич. – Минск: БГУ, 2013. – 35 с.
14. Емельянов С.Л. Прокурорский надзор: тексты лекций / С.Л. Емельянов // ГГУ, Гомель, 2005. – 144 с.
15. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2007. – 528 с.
16. Куленко, О.И. Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов, защищающих прав и свобод человека и гражданина / О.И. Куленко // Вестник Челябинского государственного университета, № 7 / 2007. – С.41-45.
17. Марчук В., Рочева Е. Об основных направлениях надзорной деятельности прокуратуры (на основе сравнительного анализа законодательства о прокуратуре государств-участников СНГ) / В. Марчук, Е. Рочева // Законность и правопорядок. – 2017. – № 2 (42). – С.24-28.
18. Масловская, Т. С. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменац. вопр. / Т. С. Масловская. – 3-е изд., перераб. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 224 с.
19. Пискунович, Е. С. Профилактическая деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции / Е.С. Пискунович // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2016. – № 13. – С.172-176.
20. Поляков, М. П. Прокурорский надзор: конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – 165 с. – (Хочу все сдать!)
21. Право и демократия: cб. науч. тр. Вып. 20 / редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2009. – 327 с.
22. Правовые проблемы и пути их решения в условиях развития современного общества: материалы междунар. науч. конференции студентов, магистрантов и аспирантов, Минск, 23–24 октября 2015 г. / БГУ, Юридический фак.; редкол.: Т. А. Червякова (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2016. – 266 с.
23. Прокурорский надзор. Электронный учебно-методический комплекс /Авт.-сост. О.Н. Литягина. – Минск: УО «МИУ», 2017. – 111 с.
24. Развитие судебной власти в Республике Беларусь: материалы международного круглого стола, 20 апреля 2017 г., Минск, Беларусь / БГУ, Юридический фак., Кафедра уголовного процесса и прокурорского надзора; редкол.: А. А. Данилевич (отв. ред.), О. В. Петрова, В. И. Самарин. – Минск: БГУ, 2017. – 125 с.
25. Росинский, В. В. Правозащитная функция прокуратуры Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / В.В. Росинский; Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М., 2007. – 26 с.
26. Самсонов, В. В. Прокурорский надзор и ведомственный процессуальный контроль в досудебном производстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / В. В. Самсонов; ФГКОУ ВПО «РЮИ МВД России». – Р.-на-Дону, 2011. – 26 с.
27. Урываев, А. В. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина»: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / А. В. Урываев; ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы имени П А Столыпина». – Саратов, 2009. – 31 с.