Введение
Глава 1. Сущность и признаки политических партий
Глава 2. Порядок создания и деятельности политических партий в Республике Беларусь
Глава 3. Политические партии как элемент гражданского общества
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
Политическая система – это механизм власти, который обеспечивает политическое функционирование общества. Данная система представляет из себя сложный комплекс связи политико-правовых норм, политического сознания, политических отношений, государственных институтов, общественных организаций и политических партий. Система позволяет развиваться обществу в политическом направлении, а также осуществлять государственную власть. Главным звеном данной системы является государство – оно выступает главным инструментом реализации задач политической системы, соединяет всё её системы, а также выполняет большинство политических функций. Политические партии – это вид общественных объединений граждан, для их совместного участия в политической жизни государства, через формирование и выражение политической воли. Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что в современном мире политическая жизнь играет крайне важную роль, она сложна и разнообразна. В ней участвует огромное количество субъектов политики. Одно из главных место в этой системе занимают политические партии. В большей части современных государств господствуют многопартийные системы. Политическая партия – необходима для нормального функционирования политической жизни страны. Каждый человек имеет право на свободу объединений согласно статье 36 Конституции Республики Беларусь. Целью любой партии является захват и удержание власти, а также осуществление прямых и обратных связей с государством. Обратная связь помогает партии выполнять роль посредника между обществом и государством. Партия также является связующим звеном, которое связывает между собой, не синергирующие друг с другом элементы. Они являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания. Обычно партии и государство не вмешиваются в деятельность друг друга. Но, государство имеет регламентированное право в чрезвычайных ситуациях вмешиваться в их деятельность. В частности, например, запретить деятельность партий, которые по мнению правительства могут дестабилизировать обстановку в обществе или как-либо негативно влиять на граждан.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Политические партии являются относительно молодым институтом публичной власти, поскольку объединения людей в борьбе за власть или за непосредственное влияние на нее всегда были важным элементом политических отношений. Такие процессы в политике имеют глубокие исторические корни. Современные партии, действующие в средствах массовой информации, были сформированы в Европе во второй половине XIX века. Прежде всего, политические партии рассматриваются как особый институт, возникший в сфере европейской культуры, а затем распространившийся на другие культурные регионы современного мира [11, с. 135]. В западной политической науке партии соответствуют той роли, которую они играют в избирательном процессе. В связи с этим под партией часто понимается общность людей, которая придерживаться одинаковых взглядов по различным вопросам политики и участия в выборах с целью добиться возможности удержания своих представителей в государственном аппарате. Участие в избирательном процессе - является одним из важнейших направлений деятельности партии в любой демократической стране [21, с. 157]. Первые партии в их современном понимании возникают в тесной связи с возникновением и развитием национальных избирательных систем парламентаризма. Однако характеристики современных партий как «избирательных машин» действительны лишь от части. Их функции и аспекты деятельности намного шире, чем только лишь участие в выборах. Можно выделить такие признаки политической партии, как:
1. продолжительность и непрерывность ее функционирования;
2. структура партии с регулярным общением между местными и национальными органами;
3. ориентация партийных функционеров на национальном и местном уровнях на «вход».
«Властям, чтобы сохранить и реализовать через народ программу партии, позаботиться о ее сторонниках и последователях, необходимо принять меры по обеспечению широкой поддержки населения» [24]. Партия - это стабильная политическая организация со своей иерархией, которая состоит из лиц с общими политическими убеждениями. Основные цели партий, так или иначе, связаны с осуществлением власти в политических системах. На основе общих политических представлений их членов разрабатываются программы партий, в которых определяются задачи на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В Республике Беларусь только граждане, достигшие 18-летнего возраста и имеющие право голоса, могут создавать партии. Партия может быть сформирована на учредительном съезде или путем преобразования общественного объединения в политическую партию. Чтобы образование считалось партией, должно присутствовать не менее 1000 активных членов (участников) из всех регионов Республики Беларусь и города Минска [19]. Политические партии и профсоюзы создаются и действуют на основе принципов свободы ассоциаций, демократии, законности, общественных отношений, самоуправления и равенства всех политических партий и профсоюзов. Политическая партия создается исключительно на территориальной основе и должна быть создана в большинстве регионов Республики Беларусь в течение шести месяцев с даты государственной регистрации политической партии на основании плана города, установленных в соответствии с законом и Уставом политической партии. [18, с. 35]. Существует несколько причин, по которым создание политической партии невозможно: они перечислены в статье 5 Конституции Республики Беларусь:
1. Если основание партии преследует цель насильственного или военного изменения конституционного строя;
2. Если партия пропагандирует войну;
3. Если партия требует национальной, расовой или религиозной дискриминации.
Политика партии не может быть определена как обязательный для любого другого гражданина, который в ней не состоит. Статья 12 настоящей Конституции Республики Беларусь не разрешает лицам, занимающим должности во властных структурах, принадлежать к какой-либо партии или организации [12]. В целях создания и управления политической партией, «Закон о политических партиях» предусматривает обязательную регистрацию партии в Министерстве юстиции Республики Беларусь. Учредители партии созывают учредительный съезд или другое учредительное мероприятие, на котором они решают учредить политическую партию, утверждают ее название и устав, утверждают программу и избирают руководящие органы партии.
ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Место политических партий в политической системе определяется их двойственной природой: как элемента гражданского общества и части государственного механизма. Тот факт, что партия находится в основной массе гражданского общества, где групповые интересы возникают и обретают форму, но в то же время через свои ведущие институты она становится механизмом государственной власти, придает ей уникальную функцию двустороннего агента гражданского общества - общества и государство. Политическая партия служит своего рода мостом, каналом, который переводит интересы гражданского общества в пользу государства. Но помимо выполнения этой социальной функции, стороны также стремятся к достижению своих собственных чисто партийных интересов. Это получение, сохранение и удержание власти путем продвижения своих представителей на ключевые занимаемые места в государстве, опираясь на поддержку общества, которую они получают в результате открытой конкуренции с другими партиями на выборах. Это показывает некоторое противоречие между политическими партиями и гражданским объединениями, которое должно быть устранено в политической системе взаимными интересами и зависимостью политических партий, гражданского общества и государства. С этой точки зрения политическая система состоит из двух взаимозависимых процессов: процесса обмена интересами и процесса обмена решениями. Обмен интересами обусловлен тем, что в отношениях между политическими партиями и гражданским обществом политические партии заинтересованы в создании и укреплении социальной базы поддержки, выражающейся в формировании общественного мнения и стабильных социальных связей. Гражданское общество, в свою очередь, заинтересовано в государственной поддержке инициатив через участие политических партий в деятельности государства. В первом случае интересы политических партий сводятся к мобилизации граждан для выражения своей воли и поддержки партий на выборах, во втором случае гражданское общество стремится мобилизовать политические партии для поддержки структур гражданского общества при принятии политических решений. Таким образом, политические партии стремятся приобрести своих представителей в обществе через структуры гражданского общества и структуры гражданского общества через политические партии в государстве [4, с. 244].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе изучения взаимодействия государства и политических партий автор сделал следующие выводы: Политическая партия - это добровольное общественное объединение, которое преследует политические цели, способствует выявлению и выражению политической воли граждан и участвует в выборах. Партии являются исторически сформированными и прошедшими довольно длинный путь эволюции органами выражения воли общества. Организационная структура политических партий обычно одинакова. Высшим органом партии является съезд. Постоянный централизованный партийный исполнительный аппарат, состоящий из партийных профессиональных оплачиваемых функционеров, возглавляемых лидером или несколькими партийными лидерами. Руководящий орган партии должен состоять как минимум из трех членов политической партии. Далее следуют партийные структуры административно-территориальных единиц, присутствие которых в городе Минске и более чем в половине областей является обязательным. Подчиненные структуры подчиняются вышестоящим структурам. Высшим органом организационной структуры является конференция, общее собрание или другое собрание. Нижняя единица структуры любой партии - это базовая единица, состоящая из членов партии. Учредителями политической партии в Республике Беларусь могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет и имеющие право голоса. Для создания и управления политической партией требуется не менее 1000 учредителей (членов) из большинства регионов Республики Беларусь и города Минска. Для создания и деятельности политической партии Закон о политических партиях предусматривает обязательную регистрацию партии в Министерстве юстиции Республики Беларусь. Политические партии создаются и действуют на основе принципов свободы ассоциаций, демократии, права, гласности, самоуправления и равенства всех политических партий и союзов. Политические партии со дня их государственной регистрации наделяются определенными правами. Которые не должны противоречить основным законам республики Беларусь. Политическим партиям может принадлежать любое имущество, необходимое для их деятельности, как это предусмотрено в уставе, за исключением объектов, которые, согласно закону, могут принадлежать только государству. Финансирование политических партий из государственного бюджета не допускается. Государственные органы и другие государственные организации не имеют права финансировать политические партии.
1. Авакьян, С. А. Политический плюрализм и общественные объединения: конституционно-правовые основы / С. А. Авакьян. – Москва: Наука, 2006. – 200 с.
2. Бовш, В. И. Конституционное развитие Беларуси и европейские традиции / В. И. Бовш // Беларус. думка. – 1997. – №4. – С. 34–38.
3. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г. А. Василевич. – Минск: Книжный дом, 2010. – 768 с.
4. Василевич, Г. А. Научно практический комментарий к Конституции Республики Беларусь / Г. А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2001. – 889 с.
5. Гавриленко, В. Г. Политология и общее государственное (конституционное) право / В. Г. Гавриленко. – Минск: Право и экономика, 2009. – 278 с.
6. Григорьева, Л. А. Особенности взаимоотношений государства и политических партий по проблемам организации выборов / Л. А. Григорьева // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2010. – № 7. – С. 26–31.
7. Грудцына, Л. Ю. Политические партии, гражданское общество и государство / Л. Ю. Грудцына // Законодательство и экономика. – 2010. – № 4. – С. 5–11.
8. Демичев, Д. М. Конституционное право: учеб, пособие / Д. М. Демичев. – Минск: Высш. шк., 2004. – 351 с.
9. Земляков, Л. Е. Идеология и молодежь Беларуси: учеб. пособие / Л. Е. Земляков, С. Д. Лаптенок. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2015. – 214 с.
10. Кодавбович, В. А. Конституционное право: учеб.-метод. комплекс / В. А. Кодавбович, О. В. Сидоренко. – Минск: Изд-во МИУ, 2005. – 268 с.
11. Козлова, Е. И. Конституционное право / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – Москва: Изд-во «Юристъ», 2001. – 250 с.
12. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
13. Котляров, И. В. Политическая социология: теория, история, методология, методика / И. В. Котляров. – Минск: Изд-во МИУ, 2014. – 286 с.
14. Котляров, И. В. Политические партии Беларуси между прошлым и будущим / И. В. Котляров. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 234 с.
15. Кунцевич, К. Н. Конституционное право Республики Беларусь / К. Н. Кунцевич. – Минск: Амалфея, 2014. – 432 с.
16. Лапаева, В. В. Право и многопартийность / В. В. Лапаева. – Москва: Норма, 2009. – 244 с.
17. Матусевич, А. В. Политическая система: состояние и развитие / А. В. Матусевич. – Минск: Тесей, 2012. – 344 с.
18. Мельник, В. А. Основы идеологии белорусского государства: метод. рекомендации для студентов и преподавателей высш. учеб. заведений / В. А. Мельник [и др.]. – Минск: Амалфея, 2014. – 364 с.
19. О политических партиях [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 5 окт. 1994 г., № 3266-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.11.2013 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
20. Решетников, С. В. Политология: учеб. для вузов / С.В. Решетников. – Минск: Тесей, 2012. – 332 с.
21. Соловьев, А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А. И. Соловьев. – Москва: Наука, 2013. – 255 с.
22. Тихиня, В. Г. Конституция Республики Беларусь. Научно-правовой комментарий / В. Г. Тихиня, Г. А. Василевич, М. И. Постухов. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 998 с.
23. Чудаков, М. Ф. Политические партии: Беларусь и современный мир / М. Ф. Чудаков, А. Е. Вашкевич, С. А. Альфер. – Минск: Тесей, 2005. – 367 с.
24. Шабров, О. Ф. Политическая система: демократия и управление обществом / О. Ф. Шабров // Государство и право. – 2010. – № 5. – С.10–16.
25. Юдин, Ю. А. Политические партии и право в современном государстве / Ю. А. Юдин. – Москва: Наука, 2014. – 200 с.