Введение
1 Теоретические аспекты проблемы исследования внимания у школьников
1.1 Проблема исследования внимания в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Психологическая сущность внимания и его свойства
1.3 Виды внимания и его свойства
Выводы по первой главе
2 Экспериментальное исследование видов внимания у детей младшего школьного возраста
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Внимание, как когнитивный процесс, сегодня находится в поле зрения многих исследователей. Подобный интерес к проблеме внимания объясняется тем фактом, что именно внимание повышает эффективность таких перцептивных процессов как восприятие, память и мышление, что, в целом, является необходимым условием для протекания успешной деятельности младших школьников. Сегодня всё чаще у учащихся начальной школы встречается недоразвитие свойств внимания: частая отвлекаемость, замедленное переключение, слабая концентрация. В основе большинства проблем с успеваемостью у учащихся лежит низкий уровень развития процессов внимания, которое ребёнку приходится удерживать в течение длительного учебного времени, на различных уроках. Младшим школьникам очень трудно сосредоточиться на одном виде деятельности, они переходят от занятия к занятию, от предмета к предмету и учитель уже с первых школьных дней начинает работу по формированию внимания школьников.
Актуальность исследования процесса внимания у детей школьного возраста определяется сензитивностью данного возрастного периода для формирования совершенно новых качественных характеристик внимания, равно как и других процессов. Недостаточно развитые свойства внимания и его виды приводят сначала к проблемам с успеваемостью, а затем, как следствие, снижается мотивация к учебной деятельности, происходит нарушение общения, появляется двигательная гиперактивность. Актуальные знания по уровню сформированности свойств внимания у учащихся позволят разработать комплекс коррекционных заданий на развитие внимания, использование которых отразится и на общем уровне развития ребёнка.
Проблемой внимания занимались ведущие отечественные учёные: А.Р. Лурия, А.А. Ухтомский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.П. Ильин, Г.С. Костюк, А.М. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Эльконин и др.
1 Теоретические аспекты проблемы исследования внимания у школьников
1.1 Проблема исследования внимания в отечественной и зарубежной психологии
Интерес к научной разработке вопросов, затрагивающих различные аспекты психологических процессов и феноменов, возник еще в начале XX века. В скором времени данная проблема вышла за границы психологии и стала разрабатываться в ряде смежных дисциплин: педагогики, философии, социологии и т. д. При такой постановке проблемы необходимо рассмотреть сущность внимания как психического феномена, определяющего развитие таких качеств как, дисциплинированность, целеустремленность, уверенность в себе, ответственность в контексте мыслительной активности. Способность же концентрировать внимание и, как следствие, развитие познавательных способностей происходит в ходе усвоения систематизированных знаний, умений и навыков при соблюдении определенных психолого-педагогических условий.
В системе, объединяющей познавательные процессы, по мнению отечественных и зарубежных ученых вниманию следует определить если не центральную, то одну из ведущих позиций, поскольку оно взаимосвязано практически со всеми психическими процессами – познавательными, репрезентативными, эмоционально-волевыми и другими [3, с. 135].
Начиная обзор существующих определений понятия «внимание», обратимся к образному высказыванию классика отечественной науки К.Д. Ушинского: «...Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» [28, с. 145]. А вот мнение французского ученого К.А. Гельвеция: «Гений есть лишь непрерывное внимание» [10, с. 164].
Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте [17, с. 150]. Сосредоточенность – это концентрация внимания на выбранном содержании, приводящая к более отчетливому и глубокому его отражению. Направленность понимается как избирательный характер познавательной активности, как преднамеренный или непреднамеренный выбор объекта, явления, отношения, соответствующего интересам и задачам субъекта.
2 Экспериментальное исследование видов внимания у детей младшего школьного возраста
2.1 Организация и методы проведения исследования
Цель исследования: раскрыть сущность и экспериментально выявить особенности развития видов внимания на примере детей младшего школьного возраста. Исходя из цели работы было проведено экспериментальное исследование, в котором была осуществлена диагностика уровня развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. Исследование осуществлялось поэтапно.
На первоначальном этапе исследования осуществлялся отбор методик для проведения диагностики уровня развития произвольного внимания у младших школьников. Далее осуществлялся сбор эмпирического материала с применением отобранных методик. На заключительном этапе работы был проведен анализ и интерпретация результатов исследования уровня произвольного внимания на примере детей младшего школьного возраста. Исходя из полученных результатов сформулированы выводы.
Выборка: в исследовании принимало участие 20 детей младшего школьного возраста 9-10 лет (учащиеся 3 классов).
Для осуществления диагностики уровня произвольного внимания младших школьников использованы следующие методики:
– методика «Кольца Ландольта»;
– методика изучения уровня внимания у школьников» П.Я. Гальперин, С.Л. Кабылицкая.
Методика «Кольца Ландольта». Цель - изучить распределение внимания младших школьников. Стимульный материал: бланк с кольцами Ландольта.
Ход проведения: Сейчас мы с тобой поиграем в игру на внимание. В этой игре ты должен будешь находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать по диагонали, а второе - по горизонтали. Работать надо как можно быстрее.
Заключение
Вопрос о существовании внимания до сих пор стоит остро, многие ученые считают, что от его решения во многом зависит дальнейшее развитие психологического знания. Сосредоточение, концентрация сознания – вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими. Участие внимания в восприятии – не вызывает сомнений: благодаря ему воспринимаемый предмет, который называется обычно объектом внимания, становится для нас более ясным, мы прослеживаем, как он изменяется, что с ним происходит. То же самое можно сказать и о связи внимания и мышления. Когда мы размышляем, внимание предстает как сосредоточение сознания на решаемой задаче, как стремление не пропустить ни одной детали и способность не отвлекаться на посторонние мысли. Участие внимания в работе памяти не подлежит сомнению и постоянно дает о себе знать в нашей повседневной жизни.
Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Сосредоточенность – это концентрация внимания на выбранном содержании, приводящая к более отчетливому и глубокому его отражению. Направленность понимается как избирательный характер познавательной активности, как преднамеренный или непреднамеренный выбор объекта, явления, отношения, соответствующего интересам и задачам субъекта.
Не вызывает сомнений тот факт, что в процессе восприятия, памяти, мышления, воображения обязательно включено внимание. Наличие его в деятельности человека, делает ее продуктивной, организованной и активной. Сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо есть внимание. Избирательный характер деятельности и ее сохранение понимается как направленность, а сосредоточение – это углубление в данную деятельность. Исходя из чего, можно утверждать, что у внимания нет своего собственного продукта, оно только улучшает результат других психических процессов и состояний. Чтобы удержать в сознании мгновенно воспринятое и сделать его достоянием памяти, необходимо внимание. С другой стороны, чтобы внимание снова поднялось из глубин памяти и воспоминание вновь оказалось в сознании, опять может потребоваться внимание.
Систематическое экспериментальное изучение внимания началось в классической психологии сознания, в которой позднее сложился ряд представлений о соотношении внимания и сознания. В психологии внимание трактуется как механизм доступа в сознание и важное место занимает вопрос, что и почему остается за его пределами.
1 Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева. – 3-е изд.: доп. и перераб. – М.: ИПП, 2016. – 401 с.
2 Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2003. – 321 с.
3 Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 2008. – 685 с.
4 Воронин, Н.А. Исследование латерализованых модулей зрительно-пространственного внимания / Н.А. Воронин, Т.А. Строганова // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 119–129.
5 Воронкова, В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / В.В. Воронкова [и др.]; под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 2004. – 159 с.
6 Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 109 с.
7 Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – Т.3: Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1983. – 369 с.
8 Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. – М: МОДЭК, 2008. – 480 с.
9 Джеймс, У. Основы научной психологии / У. Джеймс. – М.: Харвест, 2003. – 370 с.
10 Дормашев, Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта, 2002. – 376 с.
11 Иовенко, Е.Ю. Внимание как психологический ресурс / Е.Ю. Иовенко // Молодой ученый. – 2012. – № 12. – С. 409–412.
12 Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я.И. Ковальчук. – 4-е изд. – СПб.: Проспект, 2013. – 136 с.
13 Комарова, Т.К. Психология внимания / Т.К. Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
14 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев [и др.]. – М.: Академия, 2005. – 352 с.
15 Лиепиня, С.В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся / С.В. Лиепиня. – М.: Просвещение, 2006. – 256 с.
16 Лихтенштейн, Е.С. Слово о науке / Е.С. Лихтенштейн. – М.: Знание, 2001. – 272 с.
17 Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 2005. – 368 с.
18 Мерлин, В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: МПСИ, 2005. – 543 с.
19 Монахов, В.М. Развитие дидактического потенциала профилизации школьного образования в контексте проходящей модернизации / В.М. Монахов, Т. М. Ерина // Известия РАО. – 2013. – № 2. – С. 88–95.
20 Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. – М.: ПОР, 2001. – 320 с.
21 Найссер, У. Познание и реальность / У. Найссер – М.: Прогресс, 1981. – 232 с.
22 Немов, Р.С. Психология: в 3-х кн. / Р.С. Немов. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
23 Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М: Академия, 2002. – 160 с.
24 Рибо, Т. Психология внимания / Т. Рибо. – М: Либроком, 2016. – 96 с.
25 Родионова, А.А. Личностные детерминанты психологической наблюдательности: дис... канд. психол. наук: 19.00.01 / А.А. Родионова. – М., 2001. – 173 c.
26 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
27 Савченко, Т.Л. Сущность внимания, внимательности и наблюдательности / Т.Л. Савченко // Актуальные проблемы психологии. – Т. V. – Вып. 10. – С. 207–211.
28 Ситаров, В.А. Дидактика / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 261 c.
29 Страхов, В.И. Воспитание внимания у школьников / В.И. Страхов. – М.: Мысль, 2008. – 128 с.
30 Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – 17-е изд. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 576 с.