Введение
Глава 1. Предоставление услуг в сфере культуры
1.1 Сущность сферы культуры
1.2 Виды услуг в сфере культуры
Глава 2. Платные услуги в сфере культуры
2.1 Платные услуги в сфере культуры и их реализация
Глава 3. Совершенствование платных услуг в сфере культуры
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что в наше время сфера культуры связана с деятельностью любых фирм и управлением в них. Культура в современном управлении не только демонстрирует возрастающую зависимость от своего социокультурного контекста, от социокультурной среды предприятия, но и приобретает особенности технологии социокультурных инноваций. Более того, каждая фирма становится все более отчетливым (и об этом тоже будет особый разговор) носителем определенной культуры. Сфера культуры - потому что современный менеджмент, благодаря своим отмеченным особенностям, очень тесно сотрудничает с учреждениями культуры: широкое развитие спонсорства, благотворительности и других форм связей с общественностью невозможно без такого сотрудничества.
Деятельность в области культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формами собственности, а также частными лицами.
В то же время деятельностью в сфере культуры является создание, распространение и популяризация произведений литературы и искусства, сохранение и использование культурных ценностей; эстетическое воспитание, отдых и досуг сообщества.
Целью данной работы является изучение платных услуг в области культуры, их видов, а также условий их реализации.
Объект работы – платные услуги.
Предмет работы – платные услуги в сфере культуры.
Для достижения этой темы были поставлены следующие задачи:
- изучить услуги, предоставляемые в сфере культуры;
- анализ платных услуг в сфере культуры;
- определите пути улучшения платных услуг в сфере культуры.
Глава 1. Предоставление услуг в сфере культуры
1.1 Сущность сферы культуры
Культура в этой курсовой работе будет обсуждаться в двух планах. Во-первых, в широком смысле, как способ существования человека как социального существа, как системы генерации, сохранения и передачи вне генетически унаследованного социального опыта. В связи с этим культура формирует материальную и духовную среду, способствующую становлению и возвышению человеческой личности. Во-вторых, в узком «отраслевом» смысле как особая сфера жизни (культуры) общества, включая сохранение и использование культурного и исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники, и т. д.)., художественное образование и детское творчество, художественная, творческая (преимущественно художественная) деятельность, перформанс, концертная деятельность, организация досуга и развлечений, любительское мастерство, этнографическое декоративно-прикладное искусство, а также деятельность, их обеспечивающую (экономическая культура, юриспруденция, финансы, управление, информация, обучение и переподготовка кадров, развитие материально-технической базы и тому подобное) [16,с. 58].
Деятельность в области культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формами собственности, а также частными лицами. В будущем все они, для краткости, часто будут называться фирмами.
Глава 2. Платные услуги в сфере культуры
2.1 Платные услуги в сфере культуры и их реализация
В контексте реформирования экономики страны резко изменилась ситуация в сфере культуры и искусства в целом и в каждом культурном учреждении в частности. В предыдущие годы динамика экономического развития обеспечивала достаточный объем средств для финансирования объектов культуры и искусства. Критический остаточный метод финансирования организаций государственного сектора позволил проводить целенаправленную культурно-массовую работу. На данный момент средств недостаточно. Учреждения культуры вынуждены зарабатывать на жизнь, изучать рынок, устанавливать новые формы управления.
Платные формы деятельности учреждений культуры и досуга, театров, филармоний, фольклорных коллективов и исполнителей не считаются предпринимательской деятельностью, если доходы от них полностью расходуются на их развитие и совершенствование. Изменения в составе фондов и неопределенность в использовании финансовых ресурсов потребовали разработки Постановления № 609 «Об утверждении положения об основах предпринимательской деятельности для финансирования организаций культуры и искусства». В соответствии с этим Положением были упорядочены формы культурной деятельности, изменен порядок формирования специальных фондов, утвержден состав плановых документов и разработана методология определения цен на платные услуги и продукты. Принятие Положения потребовало пересмотра порядка ведения бизнеса и финансирования, действующих в государственных учреждениях культуры.
Финансовые ресурсы должны быть направлены на развитие материально-технической базы, реализацию новых проектов, улучшение платных услуг, материальное стимулирование работников.
Глава 3. Совершенствование платных услуг в сфере культуры
Рост экономических показателей не является самоцелью для учреждений культуры. Значительная часть возложенных на них функций должна обеспечиваться стабильным бюджетным финансированием. Однако степень требуемой бюджетной поддержки может быть разной для разных типов учреждений. Многие из них способны привлекать и зарабатывать значительные средства для своего развития. Эта работа должна быть улучшена и расширена. Задачи в этой области:
- повышение уровня доходов работников культуры [14, с. 110];
- создание условий для карьерного и профессионального роста в сфере культуры;
- укрепление связей и расширение взаимодействия между организациями культуры и образовательными учреждениями, формирующими управленческий персонал для сферы культуры;
- внедрение передового европейского и мирового опыта в управлении культурными процессами;
- формирование современной системы повышения квалификации работников культуры;
- увеличение доходов учреждений культуры от предоставления платных и дополнительных услуг;
- привлечение негосударственных источников финансирования в культурную сферу: средства инвесторов, предпринимателей, благотворительных фондов и частных лиц. Одним из способов повышения эффективности оказания культурных услуг, позволяющих прогнозировать ожидаемые и оценивать достигнутые результаты, является внедрение системы показателей эффективности на всех уровнях.
Заключение
Деятельность в области культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формами собственности, а также частными лицами. В будущем все они, для краткости, часто будут называться фирмами.
В сфере культуры существуют коммерческие и некоммерческие организации. Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь (Гражданский кодекс Республики Беларусь) коммерческими организациями являются организации, основной целью которых является получение прибыли. Некоммерческие организации, напротив, не считают получение прибыли основной целью своей деятельности и не распределяют прибыль, полученную между участниками. Их деятельность направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и других общественно полезных целей.
Деятельность в сфере культуры - создание, распространение и популяризация произведений литературы и искусства, сохранение и использование культурных ценностей; эстетическое воспитание, отдых и досуг сообщества.
К субъектам предпринимательской деятельности в сфере культуры относятся организация туристических и экскурсионных услуг; организация шоу-бизнеса, игорного бизнеса; модельные агентства; рекламные мастерские и агентства.
Субъектами деятельности в сфере культуры являются:
- Creative профессиональные творческие работники, профессиональные творческие коллективы, деятели культуры, отдельные граждане;
- государственные и частные учреждения, предприятия, организации и учреждения;
- творческие союзы, национально-культурные общества, фонды, ассоциации, другие общественные объединения, их предприятия;
- государство в лице его правительства и управления.
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Гардарика, 2008. 279 с.
2. Гнедовский, С. Культурная индустрия и управление развитием / С.Гнедовский // «600 паралель». 2010. №4. с. 25 – 30.
3. Дворсков К.П., Ширяев С.А. О стиле и культуре руководства. Новосибирск, Экономист, 2009. 214 с.
4. Драгичевич-Шешич М. Экономика культуры // Арт-менеджер. М., 2002. № 1.
5. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003.
6. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003. с.227
7. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003. с.198
8. Киселева Т.Г. Основы социально- культурной деятельности: учебное пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М., 2004. 293 с.
9. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Под ред. И. М. Шеймана и др. М.: Наука, 2005. 354 с.
10. Котлер Ф., Шефф Д. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. М.: Классика XXI, 2004. 287 с.
11. Культурно - досуговая деятельность: учебное пособие /А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М.: МГУКИ, 2008. 184 с.
12. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально- культурной деятельности, СПб, 2000. 314 с.
13. Новаторов В.Е. Маркетинг социально-культурной сферы. Омск, Омич, 2002. 206 с.
14. Пержинова С. В., Тульчинский Г. Л. Культура фирмы. СПб: Алетейя, 2006. 264 с.
15. Тожилов В. В. Культура предпринимательства. СПб и др., 2000. 302 с.
16. Толочек В. А. Стили совместной деятельности. М., 2000. 242 с.