Введение
Раздел 1 Международное кинофестивальное движение и история возникновения Минского международного кинофестиваля «Лістапад»
1.1 Международные кинофестивали и их значения для развития национального бренда
1.2 История создания и проведения Минского международного кинофестиваля «Лістапад»
Раздел 2 Кинофестиваль «Лістапад» и его значение для развития современной киноиндустрии Беларуси
2.1 Кинофестиваль «Лістапад» в системе международных культурных связей
2.2 «Лістапад-2018» как отражение современного состояния кинофестиваля
Заключение
Список использованных источников
Введение
Киноискусство на сегодняшний день является одним из самых популярных на сегодняшний день. Именно поэтому его развитию во многих странах уделяется огромное значение.
В XXI в. наше общество начинает все яснее осознавать, что будущее Беларуси и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие нашей отечественной культуры. Вместе с тем не стоит забывать и о том, что при этом важно налаживать разного рода международных связей в различных сферах, в том числе в сфере культуры.
Опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших культурных традиций, отрыв от ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования и др. Сегодня как никогда прежде важно укрепить национальное достоинство и авторитет Республики Беларусь в современном мире, чему в значительной степени способствует проведение и организация фестивалей международного уровня. Такого рода фестивали могут стать полноценным культурным брендом, который при грамотном продвижении может стать визитной карточкой страны. К примеру, «Славянский базар», который уже многие годы проводится у нас в Витебске, может в полной мере считаться культурным брендом. Кинофестиваль «Лістапад», который мы рассматриваем в данной работе, также может рассматриваться как культурный или территориальный бренд.
В последние годы концепция брендинга территорий приобретает новое звучание и популярность. Это обусловлено глобализацией и конкуренцией на международном уровне. Страны становятся брендами, каждая пытается привлечь туристов, инвесторов – бренд становится инструментом борьбы.
Изучением брендинга территории занимались такие ученые как Т.Ю. Быстрова, Д.В. Визгалов, С.А. Гончарова, Д.Н. Запесоцкий, Н.А. Левочкина, А.П. Панкрухин и другие.
Раздел 1. Международное кинофестивальное движение и история возникновения Минского международного кинофестиваля «Лістапад»
1.1 Международные кинофестивали и их значения для развития национального бренда
Кинофестивали возникли значительно позднее кинематографа, после того, как он стал явлением массовой общемировой культуры.
Фестиваль как бы доказывал «открытость» страны и одновременно «презентировал» ее окружающим (для фашистской Германии ту же роль сыграла Олимпиада 1936 г., увековеченная Лени Рифеншталь). В условиях более или менее жесткой цензуры они служили и для специалистов, и для зрителей окном в мировой кинопроцесс, редкой и возможностью посмотреть то, чего на обычных экранах без купюр было не увидеть. Таким образом, «политические» кинофестивали имели огромное внутреннее культурное значение.
После Второй мировой войны при первых симптомах кризиса кино как массового зрелища в Каннах появился другой тип фестиваля, ставший впоследствии внутрикинематографической инфраструктурой: фестиваль как рекламное мероприятие, привлекающее зрителей в кинотеатры. Конечно, фестиваль был не единственной формой такого привлечения, но, по разным причинам, в Европе он стал одной из основных. В США, например, в той же функции выступало и выступает присуждение премий Американской киноакадемии «Оскар», возникшее значительно раньше, в 1927 г. Большинство зрителей было лишено возможности непосредственно участвовать в подобных праздничных событиях, но внимание к ним прессы, а затем телевидения превращало их в магниты, действующие на более или менее широкой территории: «Оскар» по всему миру, а Канны и в меньшей мере послевоенная Венеция – в Западной Европе.
Раздел 2. Кинофестиваль «Лістапад» и его значение для развития современной киноиндустрии Беларуси
2.1 Кинофестиваль «Лістапад» в системе международных культурных связей
В настоящее время ежегодный Минский кинофестиваль «Лістапад» является крупнейшим кинофорумом, проходящим на территории Республики Беларусь. Он собирает профессионалов киноиндустрии, любителей кинематографа, а также известных деятелей культуры из стран постсоветского пространства и не только. Более чем за двадцать лет своего существования, белорусский кинофестиваль входит в рейтинг крупнейших европейских кинофестивалей, который собирает и демонстрирует лучшие мировые кинопремьеры. Также здесь предоставляются к показу только лучшие авторские кинокартины. В целом, мы можем утверждать, что это не только творческий конкурс, но и открытие новых имен, а также популяризация достижений белорусского кинематографа. Фестиваль предусматривает показы игрового, документального, а также в отдельной конкурсной программе представляются полнометражные и анимационные фильмы для детей и молодежи. Если обратиться к истории становления белорусского кинофестиваля, то можно заметить, что с самых первых этапов своего развития, «Лістапад» являлся площадкой для активного сотрудничества специалистов в области киноиндустрии из разных стран мира. Например, в период становления государственного суверенитета Республики Беларусь, которое отразилось на всех сферах общественной жизни белорусского общества, белорусский кинематограф, отделяясь от советского, стремился к новому уровню развития и боролся за свое признание на просторах мирового кинематографа. Поэтому для поддержания и развития отечественного кинематографа, а также привлечения его к сотрудничеству с кинематографом других стран, было решено ежегодно проводить конкурсный кинофорум.
Заключение
Проведя исследование по теме нашей работы, мы пришли к следующим выводам.
Развитие кинофестивального движения стало уже в ХХ в. важным элементом не только развития киноискусства, но и стимулирования спроса на продукты киноиндустрии и интереса зрителей к производимым кинокартинам.
Белорусская киноиндустрия на сегодняшний день развита не в полной мере, однако, имеет огромный потенциал. Проведения разного рода кинофестивалей в значительной степени и стимулирует рост интереса не только среди зрителей, но и среди самих участников создания кинопроцесса.
Фестиваля за 25 лет своего существования в значительной степени расширил свои рамки и стал в значительной степени культурным брендом Республики Беларусь. На сегодняшний день значительное внимание уделяется его организации и проведению.
На ММКФ «Лістапад» работает шесть составов международного жюри, каждый из которых определяет победителей и вручает призы в номинациях. Самые почетные награды фестиваля-гран-при «золото ноября» («за лучший фильм»), «серебро ноября» («фильм как явление искусства», присуждает международное жюри кинопрессы), «Бронза ноября» (приз зрительских симпатий за лучший игровой фильм ).
Престижные награды вручаются в конкурсах документального кино, конкурсе фильмов для детской и юношеской аудитории «Лістападзік».
Кинофестиваль «Лістапад» за четверть века «перерос» национальные границы, выйдя на по-настоящему международный уровень всех составляющих. Он стал авторитетным и востребованным у зрителей и профессионалов. Это уже не просто кинособытие, а кинобренд, одна из ценностных функций которого – способствовать развитию отечественной киноиндустрии.
1. 25 лет кинофестивалю «Листопад» [Электронный доступ]. – Режим доступа: https://special.tut.by/listapad/.
2. Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов: Справочник. Ч. 1. Кинодокументы / Авт.- сост. С.В. Жумарь. – Молодечно: Тип. «Победа», 2002.
3. Красинский, А. В. История моего кино / А. В. Красинский ; Нац. акад. наук Беларуси, Центр исслед. белорус. культуры, языка и лит., Фил. «Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы». – Минск : Беларус. навука, 2014. – 231 с.
4. Культура и пространство. Книга вторая. Историко-культурные бренды территорий, регионов и мест / Под ред.: В.К. Мальковой и В.А.Тишкова. –М., ИЭА РАН. 2010. – 182 с.
5. Левочкина, Н.А. Региональные культурные бренды как тренд развития территорий / Н.А. Левочкина // Экономика и социум. – 2015. – №2(16). – С. 21-27.
6. Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) [Электронный доступ]. – Режим доступа: http://www.fiapf.org/default.asp.
7. Мінскі міжнародны кінафестываль «Лістапад» [Электронный ресурс] // Афіцыйны сайт Рэспублікі Беларусь. – Режим доступа: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/culture/listapad.
8. Официальный сайт Мсинского международного кинофестиваля «Листопад» [Электронный ресурс] // – Режим доступа: http://listapad.com/.
9. Разлогов, К. Э. Роль кинофестивалей в развитии экранной культуры в России / К. Э. Разлогов // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 4. – С. 251-255.
10. Ремишевский, К. И. История, ожившая в кадре : белорусская кинолетопись: испытание временем : в 3 кн. : [к 90-летию белорус. кино] / К. И. Ремишевский ; [науч. ред. В. В. Гниломедов]. – Минск : Выш. шк., 2014. –Кн. 1 : 1927-1953. – 222 с.
11. Ремишевский, К. И. История, ожившая в кадре : белорусская кинолетопись: испытание временем : в 3 кн. : [к 90-летию белорус. кино] / К. И. Ремишевский ; [науч. ред. В. В. Гниломедов]. – Минск : Выш. шк., 2017. – Кн. 2 : 1954-1969. – 230 с.
12. Саенкова, Л. 9 ½ недель «Лістапада: Из опыта критического обозрения международного кинофестиваля / Л. Саенкова. – Минск, 2003. – 98 с.
13. Саенкова, Л. П. Минский международный кинофестиваль «Лістапад»: 20 лет спустя / Л. П. Саенкова. – Минск : Звязда, 2013. – 318 с.
14. Саенкова-Мельницкая, Л. П. 25-й Минский международный кинофестиваль «Лістапад» : культурный статус, контент, современные кинотренды / Людмила Саенкова-Мельницкая // Беларуская думка. – 2018. – № 12. – C. 92-101.
15. Сучасныя тэатральнае і экранныя мастацтвы : традыцыі і наватарства / [В. М. Ярмалінская [і інш.] ; навук. рэд. А. І. Лакотка] ; Нац. акад. навук Беларусі, Цэнтр даслед. беларус. культуры, мовы і літ., Філ. «Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы». – Мінск : Беларус. навука, 2014. – 451 с.
16. Фестиваль как явление кинокультуры // Киноведческие записки. – 1995. – № 27. – С. 17–43.
17. Экран и культурное наследие Беларуси / А. А. Карпилова [и др.]. – Минск: Беларус. навука, 2011. – 383 с.