Введение
Раздел 1. Франчайзинг и его инструменты в современной экономике
1.1. Понятие франчайзинга и его роль в развитии современного бизнеса
1.2. Основные инструменты франчайзинга
Раздел 2. Особенности использования франчайзинга в сфере культуры
2.1. Франчайзинг в сфере культуры: определение и правовое регулирование
2.2. Специфика франчайзинга в сфере культуры: преимущества и недостатки
Заключение
Список использованных источников
Введение
Исследования последних лет показывают, что в скором времени большинство человеческих профессий окажется совершенно невостребованными. Становится очевидным, что при таком раскладе многие люди могут попросту остаться без работы, так как основные позиции по многим направлениям гораздо выгоднее будет просто оптимизировать.
Именно поэтому сфера услуг и культурных индустрий будет востребована куда больше, чем это отмечается на сегодняшний день. Кроме того, сфера культуры во многих странах имеет существенный экономический потенциал, что во многом способствует увеличению интересов к ней как экономически выгодному и перспективному объекту.
При правильном подходе к культурным индустриям и развитию их в соотношении с основными законами экономики, перспективами международного рынка и тенденциями в предпочтениях потребителей, можно говорить о создании успешных культурных франшиз, которые будут приносить не меньший доход, чем производственные.
К сожалению, на сегодняшний день в Беларуси очень мало франшиз, которые затрагивают сферу культуры. Безусловно, в области туризма это еще в определенной степени развито, но другие примеры очень сложно найти. У нас практически отсутствуют франшизы в области театра, кино, танцев, музыки и цирка. Данная тема является остро актуальной, ведь сегодня многие возможности могли бы быть реализованы посредством привлечения на наш рынок зарубежных и создания собственных франшиз в сфере культуры.
Вопросы исследования специфики франчайзинга и использования его инструментов в сфере культуры практически не исследованы. Некоторые сведения можно найти в системных трудах, но и их крайне мало. Среди зарубежных авторов, проводивших исследования проблем франчайзинга, существенный вклад в разработку названной тематики внесли Ананд В., Брикли Дж., Дарк Ф., Дельтей Ж., Кейвз Р., Лафонтейн Ф., Мендельсон М., Мерфи В., Мюррей Я., Нортон С., Стэнворт Дж., Смит Б., Шейн С. и др.
Раздел 1. Франчайзинг и его инструменты в современной экономике
1.1. Понятие франчайзинга и его роль в развитии современного бизнеса
Процесс реализации франшиз в наше время набирает значительные обороты. За последние годы активизировались зарубежные франчайзеры, понимая, что выход на новые рынки в современных условиях является важным фактором для создания предпосылок лидерства на международной уровне, все чаще запускают собственные франшизы в разных странах. Кроме того, франчайзинг является эффективным способом развития нового бизнеса для людей, которые бояться открывать собственный бизнес, который может не окупиться.
Технологии, продукты, материалы, возможности быстро устаревают, поэтому фактор времени в масштабировании и диффузии инноваций оказывает существенное влияние на жизнеспособность бизнеса. Франчайзинг как модель управления взаимоотношениями с партнерами позволяет увеличивать влияние на рынок посредством развития собственных партнеров, сохранять при этом ресурсы организации и эффективное управление ими.
На сегодняшний день основными лидерами на рынке в области развитии франчайзинга признаны такие страны, как США, Канада, Япония, Германия, Испания, Франция. Исследователями данной темы отмечается, что одной из основных причин подобного лидерства можно считать структурированность и стандартизацию бизнес-процессов, которые поддерживают обучение и развитие компетенций и навыков, пошаговый или стандартный вход на рынок, понятная бизнес-модель. Все это чаще всего называют «вечными факторами франчайзинга» [15, с. 21], позволяющими разработать понятную и доступную бизнес-модель, которой сможет воспользоваться абсолютно любой франчайзи, даже не имеющий опыта в ведении собственного бизнеса. С одной стороны, соблюдение определенного рода условий делает возможным быстрое достижение запланированных результатов, а, с другой стороны, франчайзи должен быть исполнительным, четко выполнять программу, которую предоставляет ему франчайзер.
Раздел 2. Особенности использования франчайзинга в сфере культуры
2.1. Франчайзинг в сфере культуры: определение и правовое регулирование
На сегодняшний день, как уже говорилось ранее, сфера услуг и досуга становится одной из самых популярных и выгодных, что приводит к созданию франшиз и продаже их не только внутри своей страны, но и за ее пределы. При правильном подходе это также сможет стать отличным экономически выгодным предприятием, именно поэтому стоит рассматривать данную тему не только с точки зрения имеющихся данных, но и с точки зрения перспектив.
Сфера культуры на сегодняшний день является довольно слабо финансируемой в нашей стране, однако, это не мешает ей иметь большой экономический потенциал, хоть и не развитый на сегодняшний день должным образом, к сожалению. В результате этого теряется определенное количество прибыли от неполной и непродуманной эксплуатации объектов культуры и результатов интеллектуального труда. В настоящее время наблюдается стремительное усиление конкуренции на внутренних рынках за счет присутствия на них не только отечественных, но и иностранных хозяйствующих субъектов в сфере культуры (различные объекты в сфере развлечений и т.д.).
Несмотря на значительное количество научных работ по направлению франчайзинговых исследований, нерешенными остается ряд вопросов, например, об определении термина «франчайзинг в сфере культуры» как особой экономической категории, которого до сих пор не приведено, но в целом существуют отдельные взгляды авторитетных ученых и практиков в данной отрасли; незавершенная проблема изучения разнообразия видов франчайзинга в сфере культуры и определение преимуществ и недостатков его использования.
Заключение
Подводя итог нашей работе, в которой проводился анализ основных перспектив использования инструментов франчайзинга в сфере культуры, а также были проанализировано несколько примеров франшиз в области культуры как на международном рынке, так и на белорусском. Кроме того, мы рассмотрели некоторые особенности правового регулирования данного способа ведения бизнеса. В итоге мы пришли к следующим выводам.
На сегодняшний день франчайзинг оценивается специалистами в этой области как один из основных самых перспективных и эффективных способов ведения бизнеса. Отмечается, что при правильном выстраивании бизнес-модели и стратегий, франчайзеры и франчайзи будут находиться в обоюдно выгодном положении, каждый получая от данного предприятия свои плюсы и доходы.
Выстраивание бизнеса по франшизе является оптимальным вариантом для малоопытных бизнесменов, которые хотят построить собственный бизнес, но не знают, каким именно образом можно это сделать.
В настоящее время франчайзинг настолько эффективен, что было доказано на конкретных примерах развития его в истории, что все больше отраслей изыскивают возможности использования его инструментов в своей сфере.
Инструменты франчайзинга на сегодняшний день довольно разнообразны и разрабатываются в соответствии с тенденциями в бизнесе и экономике, а также в соответствии с потребностями франчайзеров.
Традиционно выделяют следующие инструменты франчайзинга:
1. прямая франшиза;
2. косвенная франшиза (субфранчайзинг);
3. мастер-франшиза;
4. расширение территории;
5. совместное предприятие (joint venture).
При рассмотрении основных инструментов франчайзинга становится понятно, что применительно к сферы культуры могут быть использованы многие из них, например, прямая и косвенная франшизы, мастер-франшиза, совместное предприятие и прочее.
1. Ватутин, С. Н. Франчайзинг от А до Я / С. Н. Ватутин – М.: Феникс, 2013. – 160 c.
2. Ганебных, Е. В. Франчайзинговые инструменты как фактор развития туризма в РФ / Е. В. Ганебных // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2015. – № 2. Т. 9. – С. 40-47.
3. Грабовская, Н. Что надо знать для работы с франшизами в Беларуси, России, Украине, Казахстане – разбор юриста [Электронный ресурс] / Н. Грабовская // Про бизнес. – Режим доступа: https://probusiness.io/law/4216-chto-nado-znat-dlya-raboty-s-franshizami-v-belarusi-rossii-ukraine-kazakhstane-razbor-yurista.html.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобрен Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 03.07.2011 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
5. Довгань, В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса / В. Довгань. – Тольятти: Дока-Пресс, 1994. – 231 с.
6. Земляков, Д. Н. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса / Д.Н. Земляков, М.О. Макашев - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 142с
7. Зинчак, Е. В. Выявление и анализ тенденций франчайзинга на основе международных рейтингов франшиз / Е. В. Зинчак // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 46. – C. 8–13.
8. Как управлять конкурентными преимуществами в периоды спада и подъема экономики / под ред. А. П. Градова. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. – 636 с.
9. Каталог франшиз [Электронный ресурс] // Белфранчайзинг. – Режим доступа: https://belfranchising.by/katalog-franshiz/otdyh/.
10. Колинченко, М. В. Франчайзинг как эффективная форма инновационного развития сферы услуг / М. В. Колинченко // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2011. – № 3. – С. 70-77.
11. Лебедев, И. В. Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность / И. В. Лебедев. – М. : Вектор, 2006. – 234с.
12. Леонтьева, О. В. Франчайзинг: Практическое пособие для предпринимателей / О. В. Леонтьева. – Минск: Альтиора Форте, 2018. – 48 с.
13. Любимова, Л. А. Проблемы и перспективы развития франчайзинга в туристической индустрии / Л. А. Любимова, Е. В. Плотникова // Социально-экономические явления и процессы. – 2009. – № 4 (016). – С. 95-98.
14. Международная ассоциация франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.franchise.org/ .
15. Мендельсон, М. Руководство по франчайзингу / М. Мендельсон – М. : Сибли Интернэшнл Инк., 1995. – 125 с.
16. Месяшная, Н. В. Что такое франчайзинг? / Н. В. Месяшная // Основы государства и права. – 1999. – №2. – С. 44–47.
17. Мозгобойня [Электронный ресурс] // Белфранчайзинг. – Режим доступа: https://belfranchising.by/katalog-franshiz/mozgobojnya/.
18. Силаева, А. А. Развитие франчайзинга в сфере туризма / А. А. Силаева, Е. Е. Коновалова // Сервис в России и за рубежом – 2013. – С. 79-89.
19. Ситницкий, М. Франчайзинг в сфере культуры / М. Ситницкий // Вісник Киiвського нацiонального унiверситету iм. Тараса Шевченка. Серiя: Економiка. – 2013. – № 145. – С. 57-59.
20. Степанчук, А. А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов / А. А. Степанчук // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2016. – № 3 (245). – С. 202-213.
21. Сульповар, Л. Б. Развитие франчайзинговой деятельности в сфере услуг / Л. Б. Сульповар // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса – 2010. – № 2. – С. 59-67.
22. Топ 20 франшиз в США по версии Entrepreneur 2018 [Электронный ресурс] // TopFranchise.ru. – Режим доступа: https://topfranchise.ru/stati/top-20-franshiz-v-ssha-po-versii-entrepreneur-2018/.
23. Франчайзинг в сфере искусства – фотографии, литература и скульптура как готовый бизнес [Электронный бизнес]. – Режим доступа: https://art-assorty.ru/12116-franchayzing-v-sfere-iskusstva.html.
24. Что такое франчайзинг [Электронный ресурс] // Белфранчайзинг. – Режим доступа: https://belfranchising.by/azbuka-franchajzinga/obshhie-ponyatiya/chto-takoe-franchajzing/.
25. Шавела, О. Кому в Беларуси по франшизе жить хорошо? [Электронный ресурс] / О. Шавела. – Режим доступа: https://ej.by/news/economy/2016/10/25/komu-v-belarusi-po-franshize-zhit-horosho.html.
26. Шагова, О. С. Сущность и роль франчайзинга в современной экономике / О. С. Шагова // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – № 4. – С. 268-273.
27. Шейн Скотт А. От мороженого к Интернету: Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006. – 208 с.
28. Шкутько, О. Н. Международный франчайзинг: современные тенденции и мировой опыт / О. Н. Шкутько // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. – 2015. – № 26/1. – С. 100-106.