ВВЕДЕНИЕ
Культура – это уникальное явление. В настоящее время наиболее актуальное действо – это вовлечение различных аудиторий в процесс ее освоения. Культура, как известно, имеет способности в преодолении тех или иных нравственно-духовных и моральных проблем общества.
Исследования ученых подтверждают тот факт, что культурная среда в наибольшей степени выражает интенсивность жизненного цикла человека, а также дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям.
Досуг в настоящее время является составной основой функционирования всего социума и имеет смысловые и эмоциональные воздействия на личность. Колоссальное многообразие форм, средств и методов позволяет донести до людей идеи духовного богатства общества. Насыщенность и содержательность досуговой деятельности обуславливается потребностями общества в совершенствовании общественных отношений, необходимого развития разносторонних способностей людей.
Учреждения культуры плотно входят в нашу жизнь. Позитивный имидж таких учреждений является неоъемлимой его частью. При активном формировании «рыночного сознания» ценность представляет художественно-эстетическое образование, декларируемое как часть общенациональной культуры. Смена приоритетов и ценностей в культурной, социально-экономической и политической сферах актуализируют выбор стратегического курса на будущее в современных учреждениях культуры. Ведущей тенденцией успешного развития в быстро меняющемся мире становится реализация маркетинговых технологий формирования профессионального имиджа.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что сегодня на рынке конкурентной образовательной среды как никогда остро стоит вопрос управления имиджевой политикой. Эффективность работы организаций в сфере культуры, например, детских школ искусств, в первую очередь, определяется учениками и их родителями, а потом уже теми надструктуры, которые стоят над школой. Школа искусств должна превратиться в заведение, в котором главной заботой всех будет личность ребенка, его самочувствие, положение, раскрытие творческих способностей.
Задача современных заведений дополнительного образования, коими являются детские школы искусств, – это поиск, разработка и применение управленческих, познавательных и художественных средств создания положительного образа учебного заведения, отражение в этом образе внутренних, сущностных смыслов, содержания и задач, особенностей его деятельности.
Глава 1 Теоретические основы исследования
1.1 Понятие и особенности маркетинга
Маркетинг – одно из самых распространенных понятий, которое вошло в нашу жизнь вместе с понятием рыночной экономики.
Существует несколько подходов к трактовке самого термина «маркетинг».
Первый базируется на определении маркетинга, как производного от английского слова «market», то есть – это то, что обеспечивает рыночную деятельность. Второй – заключается в трактовке этого термина как сочетание двух слов «market getting» – борьба за рынок. Этому подходу приписывается историческое окраску. Будто этот термин возник в ходе борьбы за рынок, а вернее территорию под фермерские хозяйства в Америке еще в начале 19-го столетия [6, c. 11].
Вполне основательно можно утверждать, что процесс, который сегодня называют маркетингом, начал свое существование с момента зарождения товарного производства. Речь идет о маркетинге как явление, которое является присущим отношениям, связанным с обменом [6, c. 13].
Общая черта товарного производства при любом общественном строе заключается в наличии рынке, то есть особой сферы, в которой происходит обмен товаров, столкновения и согласования интересов производителей и потребителей товаров. Как только возникли рыночные отношения, а это произошло 6-7 тыс. лет назад, одновременно с ним появились и начали развиваться первые формы маркетинговой деятельности, а именно, ценовая политика и рекламная деятельность.
Более завершенную форму маркетинг, по мнению большинства авторов, пишущих на эту тему, начинает приобретать в конце XVII – начале XVIII веков. Существует документальное подтверждение того, что в это время (около 1690 г.) один из членов торговой фирмы «Мицуи» открыл в Токио магазин, с определенным допущением можно назвать первым универмагом. К определенному времени, а именно до тех пор, пока хозяйственные структуры оставались простыми, а производители и потребители жили рядом и хорошо знали друг друга, производители выпускали то, что было необходимо для удовлетворения известных им запросов потребителей, то есть было рациональное соотношение объемов производства и спроса [14, c. 66].
Изменение натурального хозяйства товарной форме хозяйства, произошедшая в результате обособление производителей и достижения определенного уровня развития производительных сил, автоматически породило прогрессивное развитие общества. Одновременно произошли глубокие изменения в характере и масштабах производства, а также в социальной структуре общества.
Социально-экономические и демографические изменения, привели к росту объемов спроса на товары потребительского назначения, а, следовательно, возникла
Глава 2 Технологии формирования профессионального имиджа (на примере Волковысской детской школы искусств)
2.1 Профессиональный имидж Волковысской детской школы искусств
По Положению Республики Беларусь «О детской школе искусств» от 31 декабря 2014 г., детская школа искусств (далее – ДШИ) является учреждением дополнительного образования детей и молодежи, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля в сфере культуры с изучением учебных предметов, учебных дисциплин на повышенном уровне [15].
Именно в учреждении дополнительного образования, в частности детской школе искусств, возможен индивидуальный подход в обучении ребёнка. Это связано с тем, что основной формой дополнительного образования являются индивидуальные, реже групповые занятия (хоровая и хореографическая деятельность), которые позволяют проводить образовательный процесс, основываясь на личностные способности ребёнка.
В отличие от общеобразовательной школы, где ребёнок должен осваивать «правильные образцы», которые ведут к эффективной и оптимальной деятельности, учреждения дополнительного образования воспитывает ребёнка методом освоения предмета самостоятельно, т.е. он сам выбирает, оценивает и находит критерии эффективности и оптимальности. Иначе говоря, в общеобразовательной школе ребёнок всегда является учеником, а в ДТТТИ – исследователем. Учащийся ДТТТИ получает возможность знакомиться и усваивать культурные образцы, следуя педагогу дополнительного образования, который поможет ребёнку развернуть процесс исследования собственных интересов и способов их проявления [33, c. 312].
Как и любая структура, ДТТТИ имеет свои разновидности. Отдельно выделяют такие структуры, как музыкальная, хореографическая и художественная детские школы искусств. Такие учебные заведения являются однопрофильными, так как обучение в них проходит только по одному направлению деятельности – музыкальному, хореографическому или художественному. Поэтому такие школы представлены преимущественно в областных центрах страны и столице [33, c. 312].
Государственное учреждение образования «Волковысская детская школа искусств» является учреждением дополнительного образования детей и молодежи и находится в Гродненской области, г. Волковыск, ул. Софьи Панковой 7. Директором заведения является Горшкова Наталия Николаевна [2].
В состав ГУО «Волковысская ДШИ» входят так же 8 филиалов в агрогородках Юбилейный, Матвеевцы, Гнезно, Шиловичи, Верейки, Подороск, Субочи и деревне Изабелин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, были сделаны следующие выводы:
1. Маркетинг – это организация производства и сбыта продукции, основанная на изучении потребности рынка в товарах и услугах. Потребность в нем обычно возникает там и тогда, где и когда возрастающая активность производителя или продавца начинает превышать активность потребителя или покупателя, при этом последняя уменьшается.
Итак, предпосылками возникновения маркетинга можно считать:
1) наличие товарного производства;
2) формирование рыночных отношений;
3) наличие конкурентной среды в отношении производителей и потребителей продукции;
4) формирование «рынка покупателя».
2. Маркетинговые технологии – это комплекс приемов, способов действия и принятия решений, которые определяют деятельность компании по управлению своей позицией на рынке, выбору и достижению компанией ее основных целей.
Маркетинговые технологии играют важную роль в образовании, функционировании и развитии любого хозяйствующего субъекта, в том числе, и для создания имиджа организации. Именно маркетинговые технологии позволяют сделать свою организацию конкурентоспособной, а ее товары и услуги востребованными на рынке. В результате эффективная рыночная деятельность, ведение целенаправленной конкурентной борьбы требуют владения технологиями осуществления маркетинговой деятельности.
3. В целом Волковысская детская школа искусств имеет достаточно положительный и авторитетный профессиональный имидж. Администрация школы заботится о своей репутации и своем позиционировании на рынке дополнительных образовательных услуг.
4. Сегодня перед Волковысской детской школой искусств возникает ряд задач, а именно: освещение и динамичное развитие положительного имиджа, генерирование идей в предоставлении новых образовательных услуг, привлечение дополнительных средств с целью стабилизации имеющихся рейтингов среди конкурирующих заведений. Эти и ряд других задач включает в себя целый комплекс социально-психологический и организационных взаимодействий, которые в современном определении носит название «паблик рилейшнз». Его практическая реализация может осуществляться сегодня управленческой командой учебного заведения в тесном сотрудничестве с психологической службой данного заведения и научными консультантами. Большое значение приобретает разработка действенной
1. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 680 с.
2. Государственное учреждение образования «Волковысская детская школа искусств» (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dsi-volkovysk.schools.by/. – Дата доступа: 30.08.2017.
3. Захарова, Ю.Н. Основы маркетинга: теория и практические задания / Ю.Н. Захарова. – Ульяновск, 2014. – 176 с.
4. Ильичева, И.В. Маркетинговые технологии: учебно-методическое пособие / И.В. Ильичева. – Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 158 с.
5. Кеворков, В.В. Практикум по маркетингу: учебное пособие / В.В. Кеворков, Д. В. Кеворков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2011. – 568 с.
6. Князева, И.В. Маркетинг: курс лекций / И.В. Князева, А.В. Кирьянко. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. – 207 с.
7. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент (12-е изд) / Ф. Котлер, К.Л. Келер. – СПб.: Питер, 2007. – 816 с.
8. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 211 с.
9. Котлер, Ф. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей / Ф. Котлер, Фернандо Триас де Без. – СПб: Нева, 2004. – 192 с.
10. Кузьмач, О.Л. Маркетинг. Менеджмент / О.Л. Кузьмач. – Ростов-на-Дону: АПОЛЛ, 2004. – 392 с.
11. Кузьминич, Н.Л. Детские школы искусств в контексте трансформации образовательного пространства Беларуси / Н. Л. Кузьминич // Культура. Наука. Творчество: сборник научных статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств [и др.]. – Минск, 2014. – [Вып. 8]. – С. 311-316.
12. Маркетинг: учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, К Ховард, Ю.А. Цыпкина и др.; Под ред. Н.Д. Эриашвили. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 631 с.
13. Маркетинг: учебно-методическое пособие / сост. И. В. Ильичева. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 232 с.
14. Новаторов, Э.В. Маркетинг услуг: теория и технология: монография / Э.В. Новаторов. – Спб.: ИП А.Д. Петров, 2015. – 200 с.
15. Об утверждении Положения о детской школе искусств: Постановление Министерства культуры Респ. Беларусь, 31 дек. 2014 г., № 77 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2015. – № 8/29513.
16. Синяева, И.М. Маркетинг торговли: учебник / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 752 с.
17. Слесарева, Т.Н. Детская школа искусств как субъект организации культурно-досуговой деятельности детей [Электронный ресурс] / Т. Н. Слесарева // Национальная культура глазами молодых: сборник материалов XLI итоговой научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов (17 марта 2016 г.) / Белорусский государственный университет культуры и искусств / Т.Н. Слесарева. – Минск, 2016. – С. 1113-1118.
18. Тарануха, Ю. В. Конкуренция: система и процесс / Ю.В. Тарануха. – Издательство «Дело и сервис», 2012. – 672 с.
19. Тарасова, Ю.Б. Учащиеся детских школ искусств: штрихи к социально-культурному портрету / Ю.Б. Тарасова // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2012. – № 2 (30). – С. 83-86.
20. Тихомирова, JI.E. Музыкальное образование в воспитании современного ребенка как конкурентоспособной личности / JI.E. Тихомирова // Музыкальное образование в современном культурном пространстве: сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 110-летию Д.Б. Кабалевского, М., 11-12 дек. 2014 г. / Институт художественного образования Российской академии образования. – М., 2015. – С. 189-191.
21. Федько, Н.Г. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие для вузов / Н.Г. Федько, В.П. Федько; Под общ. ред. Н.Г. Федько, И.И. Саввиди. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. – 383 с.
22. Филиппова, Е.А. Формирование культурно-образовательного имиджа детской школы искусств: дисс. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Е.А. Филиппова; [Место защиты: Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова]. – Ульяновск, 2012. – 242 с.
23. Шепель, В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. – М.: Феникс, 2005. – 480 с.
24. Шпалинский, В.В. Психология управления: учеб. пособие для руководителей учебных заведений, практик. психологов, учителей и воспитателей / В.В. Шпалинский, К.А. Помазан. – Харьков: Веста: Издательство «Утро», 2002. – 128 с.
25. Щербакова, Т.Н. К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Н. Щербакова // Молодой ученый, 2012. – №3. – С. 430-434.