Введение
1 Совет Министров Республики Беларусь в системе органов исполнительной власти
1.1 Правовой статус Совета Министров Республики Беларусь и его место в системе органов государственной власти
1.2 Порядок формирования Совета Министров Республики Беларусь и его структура
2 Компетенция Совета Министров Республики Беларусь и ее основные направления, формы работы Совета Министров Республики Беларусь
2.1 Основные направления деятельности и полномочия Совета Министров Республики Беларусь
2.2 Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в нормотворческой сфере
2.3 Формы работы Правительства Республики Беларусь и принимаемые им правовые акты
3 Взаимоотношения Совета Министров Республики Беларусь с подчиненными органами государственного управления, организациями и учреждениями
Заключение
Список использованных источников
Введение
Государственные органы – это ветви единого целого, между которыми необходимо разделение властных функций. В связи с этим существует три ветви власти, которые характеризуются определенной степенью независимости. Все ветви власти закреплены в Конституции Республики Беларусь – Основном законе и занимают свое специфическое место в общем механизме влияния государства на общественные отношения.
В соответствии со ст. 106 Конституции Республики Беларусь исполнительная власть в Республике Беларусь осуществляется Правительством – Советом Министров Республики Беларусь – центральным органом государственного управления [1]. Оно является органом государственной власти Республики Беларусь, возглавляющим единую систему исполнительной власти.
Правительство занимает одно из важнейших мест в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами, в связи с чем ни одно государство не может обойтись без Правительства.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что Правительство Республики Беларусь как непосредственный руководитель системой органов исполнительной власти, является сильным инструментом управления государством. От того, насколько правильно построена система исполнительной власти, зависит эффективное функционирование всего государства. Реальные характеристики исполнительной ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Исполнительная власть представляет огромный интерес для конституционного права, для теоретического и практического правового знания. Несмотря на это, многие интересные, содержательные учебники и учебные пособия данную тему рассматривают довольно сжато и схематично.
И на современном этапе проблемам правового положения Правительства уделяется довольно пристальное внимание среди многих ученых-правоведов. В их числе С.М. Айзин, Г.А. Василевич, В.Н. Дубовицкий, Е.В. Жигалко, В.А. Кодавбович, Л.М. Рябцев и другие.
Целью исследования настоящей работы является характеристика Совета Министров Республики Беларусь как центрального органа государственного управления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие Правительства Республики Беларусь и определить его место в системе органов государственной власти;
- дать характеристику структуры и порядка формирования Правительства Республики Беларусь;
- определить основные направления деятельности и полномочия Правительства Республики Беларусь;
- охарактеризовать принимаемые Правительством Республики Беларусь правовые акты и формы его работы;
- рассмотреть взаимоотношения Совета Министров с подчиненными органами государственного управления, организациями и учреждениями.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти.
1 Совет Министров Республики Беларусь в системе органов исполнительной власти
1.1 Правовой статус Совета Министров Республики Беларусь и его место в системе органов государственной власти
Вопрос о понятии главного органа белорусской исполнительной власти является одним из наиважнейших для науки административного и конституционного права, и отличается широким разнообразием предлагаемых определений.
Наиболее полным является определение, предложенное Д. М. Овсянко, который считает, что «орган исполнительной власти – это непосредственно организация, которая является частью государственного аппарата, обладает своей собственной структурой, территориальным масштабом деятельности, компетенцией. Такой орган государства образуется в порядке, определенном законом либо иным нормативным правовым актом, самостоятельно применяет свойственные ему методы в работе, наделен правом выступать по поручению государства и призван осуществлять общее повседневное руководство экономической, административно-политической, социально-культурной сферами жизни общества» [2, с. 30].
Советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук С.И. Ожегов под правительством понимал высший исполнительный орган власти в государстве [3, с. 584].
Основной нормативный правовой акт, регламентирующий деятельность Правительства Беларуси, – это закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 года № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь». Данный Закон устанавливает, что Правительство – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, который осуществляет в соответствии с Конституцией исполнительную власть, а также руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти [4, ст. 1].
В Республике Беларусь Правительство именуется как Совет Министров.
До внесения изменений в 1996 году в Конституцию Республики Беларусь Правительство именовалось Кабинетом Министров Республики Беларусь.
В отличие от конституций других государств (к примеру, США) Конституция Беларуси прямо предусматривает образование и деятельность Правительства как коллегиального органа государственной власти, осуществляющего функции управления.
На основании вышесказанного можно увидеть, что Правительство – центральный орган государственного управления, если рассматривать его непосредственно в системе исполнительной власти. Главным же все же в сфере исполнительной власти выступает Президент Республики Беларусь. Не взирая на то, что законодательство Беларуси не содержит четкого указания на то, что Президент является главой исполнительной власти, однако все же юридически это имеет место быть. Именно Президент Республики Беларусь решает все кадровые вопросы при формировании Правительства Республики Беларусь, при определении его структуры, что свидетельствует о том, что фактически он выступает главой исполнительной власти.
2 Компетенция Совета Министров Республики Беларусь и ее основные направления, формы работы Совета Министров Республики Беларусь
2.1 Основные направления деятельности и полномочия Совета Министров Республики Беларусь
Вопросы компетенции Совета Министров тесно связаны с его местом в системе государственной власти и его правовым статусом. Являясь центральным органом государственного управления, Правительство наделено достаточно широким кругом полномочий. Все они имеют определенную сферу действия, конкретное направление.
Основные направления деятельности Правительства:
- экономическая сфера;
- финансовая сфера;
- наука, образование;
- культура, архивное дело;
- здравоохранение;
- социальное обеспечение, охрана и оплата труда;
- охрана окружающей среды;
- гидрометеорологическая деятельность;
- обеспечение законности и правопорядка;
- обеспечение национальной безопасности и обороноспособности государства;
- внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь;
- кадровая политика;
- иные направления [4].
К иным направлениям, в частности, можно отнести законодательную сферу.
Наиболее значимыми являются полномочия Правительства в экономической сфере. Совет Министров осуществляет:
- обеспечение проведения единой экономической политики;
- регулирование деятельности всех отраслей экономики Республики Беларусь и принятие мер по их развитию;
- осуществление инвестиционной деятельности;
- принятие мер по обеспечению Республики Беларусь энергетическими и материальными ресурсами;
- выступление от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь;
- осуществление государственного регулирования внешнеторговой деятельности, разработка программ развития внешнеторговой деятельности;
- проведение государственной политики в области защиты прав потребителей;
- обеспечение экономической самостоятельности Республики Беларусь и другие [4, ст. 11].
3 Взаимоотношения Совета Министров Республики Беларусь с подчиненными органами государственного управления, организациями и учреждениями
Закон определяет, что Совет Министров Республики Беларусь осуществляет общее руководство системой подчиненных ему республиканских органов государства и других государственных организаций. Такую систему составили:
- министерства, государственные комитеты, которые являются республиканскими органами государственного управления (функциональными или отраслевыми), которые осуществляют государственную политику, регулируют и управляют определенной отраслью (сферой деятельности) и координируют деятельность в этой отрасли (сфере деятельности) других республиканские органы государственного управления;
- объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь [4, ст. 24].
Министерства, государственные комитеты и иные государственные организации, непосредственно подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, образуют в целом единую систему государственных органов, находящихся в подчинении непосредственно правительства.
Чтобы стать составным элементом системы органов исполнительной власти, необходимо быть органом государства, осуществляющим преимущественно исполнительно-распорядительную деятельность, с присущими ей формами и методами, по формированию и (или) реализации государственной политики путем нормотворчества и правоприменения [11, с. 86].
Министерство Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления [23, c. 83].
В Республике Беларусь свою деятельность осуществляет множество министерств, среди них: Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство лесного хозяйства, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по налогам и сборам, Министерство труда и социальной защиты, Министерство финансов и другие.
К государственным комитетам относятся: Государственный военно-промышленный комитет, Государственный комитет по стандартизации, Государственный комитет по науке и технологиям, Государственный таможенный комитет, Комитет государственной безопасности и другие.
Государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, составляют в целом систему органов государственного управления, непосредственно подчиненных Совету Министров Беларуси.
Заключение
Целью исследования настоящей работы являлась характеристика Совета Министров Республики Беларусь как центрального органа государственного управления.
Совет Министров – Правительство Республики Беларусь – является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим исполнительную власть в Республике Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и управляющим государственной системой. подчиненные ему органы управления и другие государственные органы.
Правительство занимает центральное место в системе исполнительной власти. В целях реализации своих полномочий главный исполнительный орган Республики Беларусь взаимодействует со всеми ветвями государственной власти. Такое взаимодействие осуществляется непосредственно с Президентом Республики Беларусь, Национальным Собранием Республики Беларусь, Национальным Банком Республики Беларусь, с местными исполнительными и распорядительными органами, с местными Советами депутатов.
Порядок формирования Правительства Республики Беларусь определен Конституцией Республики Беларусь и конкретизирован Законом «О Совете Министров Республики Беларусь». Главенствующую роль в формировании Правительства играет Президент Республики Беларусь. Именно он назначает Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей. Также непосредственно перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия. Глава государства также решает вопрос об отставке Правительства.
Структура Совета Министров Республики Беларусь представлена Премьер-министром, его заместителями, Президиумом Совета Министров, министерствами, государственными комитетами, а также республиканскими организациями, непосредственно подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.
Все полномочия Правительства Республики Беларусь можно разделить на конституционные (содержатся в ст. 107 Конституции Республики Беларусь) и базовые (закреплены в Законе и иных нормативных правовых актах). Полномочия Совета Министров, перечисленные в Законе, разделены в зависимости от направления деятельности данного органа государственной власти. К таковым направлениям относятся внутренняя и внешняя политика, кадровая политика, охрана окружающей среды, обеспечение законности и правопорядка, экономическая сфера, финансовая сфера и так потом.
Правительство Республики Беларусь наделено широким объемом полномочий в нормотворческой сфере. Главное из таких полномочий – право законодательной инициативы, которым наделено Правительство Республики Беларусь.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Научно-практическое пособие / С. М. Айзин [и др.]; под общ. ред. А. Ф. Ноздрачева. – М.: БЕК, 1996. – 269 с.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Оникс, 2010. – 736 с.
4. О Совете Министров Республики Беларусь : закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., № 424-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2018. – № 132-З. – 2/2570.
5. Василевич, Г. А. Конституционное право: учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск: Регистр, 2012. – 192 с.
6. Совещание по вопросам представления заявки Республики Беларусь на проведение Международного конгресса Ассоциации участников космических полетов [Электронный ресурс] / Совет Министров Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.government.by/ru/content/7053.
7. О Почетной грамоте Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 янв. 2004 г., № 12: в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 10.01.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
8. Дубовицкий, В. Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь / В. Н. Дубовицкий. – Минск: Белорусская наука, 2006 г. – 141 с.
9. Крамник, А. Н. Курс административного права / А. Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2002. – 608 с.
10. Дубовицкий, В. Н. Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь в системе органов исполнительной власти / В. Н. Дубовицкий // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр.; редкол. В. И. Семенков, Г. А. Василевич и др.; Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2009. – Вып. 4. – С. 237–253.
11. Аверинцев, С. С. Философский энциклопедический словарь / С. С. Аверинцев. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.
12. Разумова, Л. Т. Конституционные основы деятельности органов власти / Л. Т.Разумова. – Минск: Право и экономика, 2005. – 190 с.
13. Пронина, В. С. Правовое регулирование органов исполнитель¬ной власти / В. С. Пронина // Журнал российского права. – 1998. – № 2. – 78 с.
14. Соколовский, А. А. Республиканские и местные органы исполнительной власти и управления в современных социально-экономических условиях: учеб. пособие для вузов / А. А. Соколовский. – Минск: БГУ, 2000. – 101 с.
15. Президиум Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Совет Министров Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.government.by/ru/presidium/.
16. Об утверждении Положения об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 февр. 2009 г., № 192: в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 18.04.2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 февр. 2009 г., № 193: в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 19.04.2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
18. Теория государства и права: учебник / А. С. Пиголкин [и др.]; под ред. А. С. Пиголкина. – М.: Юрайт, 2005. – 624 с.
19. Дробязко, С. Г. Правообразование, правотворчество, правоустановление, их субъекты и принципы / С. Г. Дробязко // Право и демократия: сб. науч. тр. Вып. 14. / Редкол.: В. Н. Бибило (отв. ред. ) и др. – Минск: БГУ, 2003. – 329 с.
20. Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Совета Министров Республики Беларусь и Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь по подготовке проектов правовых актов: Указ Президента Респ. Беларусь, 13 июл. 1999 г., № 389: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 04.11.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
21. О некоторых мерах по совершенствованию правотворческой деятельности и научных исследований в области права: Указ Президента Респ. Беларусь, 13 дек. 2007 г., № 630: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 12.04.2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
22. Кодавбович, В. А. Правотворческий процесс: учебно-методический комплекс / В. А. Кодавбович, Е. В. Жигалко. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 232 с.
23. Административное право: учебное пособие / Л. М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л. М. Рябцева. – Минск: Амалфея, 2009. – 432 с.