Введение
1 Операционализация «стресса»
2 Факторы, влияющие на развитие стресса
3 Методики по выявлению уровня стресса
4 Управление стрессом, как способ борьбы со стрессом
Заключение
Приложение А
Приложение Б
Список использованных источников
Введение
В последние годы проблема стресса стала одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время накоплено большое количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресса жизни, посттравматического, профессионального стресса и многих других видов. Многими авторами отмечаются сложность, противоречивость и недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психофизиологического феномена.
Обсуждаются возможности и ограничения психологических тестов и опросников, построенных на субъективных оценках. Конечно, опросники имеют свои ограничения, и их возможности – предмет дискуссии и критики. Разработка валидных и надежных методик – сложный и длительный научный процесс.
Несомненно, комплексная психодиагностика стресса – важное звено в мониторинге его многочисленных причин и разрушающих последствий, а также – необходимая часть для определения эффективности технологий управления стрессами, их преодоления и профилактики, необходимые в современном мире [1].
Цель исследования: выявление психологических особенностей преодоления и профилактики стрессовых состояний.
1. Операционализация «стресса»
Непросто найти общепринятое определение стресса. Это слово свободно используется многими, и каждая группа людей, применяя его, имеет в виду различные вещи. Врачи, педагоги, инженеры, психологи, консультанты по менеджменту, лингвисты и обыватели - все используют данное слово по-своему, отличным от других способом
Термином «стресс» (от англ. Stress, что в переводе на русский язык – давление, напряжение) пользуется целый ряд дисциплин при обозначении широкого спектра состояний, которые возникают в ответ на различные экстремальные воздействия и сложные ситуации.
Гансом Селье, автором концепции стресса, выделено первоначальное понятие «стресса», которое возникло в физиологии и применяется при обозначении неспецифических реакций организма в ответ на различные неблагоприятные воздействия («общий адаптационный синдром» Г. Селье). Уже позже понятие «стресс» стали использовать при описании широкого спектра состояний индивида в неблагоприятных условиях на физиологическом, биологическом, психологическом уровнях.
Несмотря на то, что изучение феномена стресса берет свое начало еще с XX веков, до настоящего времени еще не выработано единой его концепции, что послужило, соответственно, существованию большого количества противоречий и сложностей в определениях и понятиях данного феномена. Выдвигая авторскую концепцию или модель стресса, ученые стремятся дать и собственное его определение. На сегодняшний день существует тенденция, которая выражается противоречивостью отдельных концепций, однако различные определения стресса при этом во многом повторяют друг друга. Такая ситуация в области изучения стресса перекликается и со сферами, изучающими понятия «личности», «способностей», «адаптации» и другие.
Современная психологическая наука и практика разграничивает понятия «психологического» и «физиологического» стрессов, введенные известным исследователем данного феномена – Рихардом Лазарусом.
Физиологический стресс (исходя из концепции «общего адаптационного синдрома» Г. Селье) является состоянием, выраженным у человека и животного на физиологическом уровне под воздействием различных стресс-факторов, а именно: чрезмерной физической нагрузки, высокой или низкой температуре, болевых стимулах, затруднении дыхания и т.п. Согласно Г. Селье, «адаптационный синдром» состоит их 3 стадий – тревоги, сопротивления, адаптации или истощения [2].
2. Факторы, влияющие на развитие стресса
В литературе представлены следующие факторы, влияющие на развитие стресса: [7]
- конфликт ролей: ролевый конфликт возникает, когда к работнику предъявляются противоречивые требования. Например, педагог может получить задание немедленно реагировать на вопросы родителей, но когда его замечают, разговаривая с родителем, говорят, что он не должен забывать присматривать за детьми. В результате нарушения принципа единоначалия может возникнуть конфликт ролей. Два лидера в иерархии могут дать сотруднику совершенно противоположные инструкции. Например, заведующая может потребовать, чтобы воспитатель уделял максимальное время детям, и при этом, говоря ему о том, что нужно привести тот час территорию в порядок. Ролевый конфликт может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации работник может испытывать напряжение и тревогу, беспокойство, потому что он хочет, чтобы его принимала группа, с одной стороны, и соблюдать при этом требования руководства, с другой;
- перегрузка или слишком низкая рабочая нагрузка, то есть задача, которая должна быть выполнена за определенный период времени. Сотруднику было просто назначено непомерное количество работы или неоправданный уровень производительности продукции за определенный период времени. В этом случае обычно возникают беспокойство, разочарование, а также чувство безнадежности и материальной потери. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Человек, который не получает достаточного количества работы, соответствующей его способностям, обычно испытывает разочарование, озабоченность относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и чувствует себя явно невознагражденным;
- неинтересная работа: некоторые исследования показывают, что люди, у которых более интересная работа, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены чисто физическим недугам, чем те, кто занят неинтересной работой. Однако у людей разные взгляды на понятие «интересная» работа: то, что кажется интересным или скучным для одного, не обязательно будет интересным для других;
- неопределенность ролей: возникает в том случае, когда работник не уверен в том, какого результата от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, требования здесь будут уклончивыми и неопределенными. У людей должно быть правильное понимание ожиданий руководства – что они должны делать, как они должны делать и как они будут оцениваться впоследствии.
3. Методики по выявлению уровня стресса
Предрасположенность к стрессовому напряжению можно определить также с помощью различных тестов, опросников, диагностик, используя различные методики.
Психологическая диагностика (главным образом, на Западе) в настоящее время обладает большим количеством методик, соответствующих основным требованиям к их разработке и проверке, но различающихся как по содержанию, так и по способам извлечения диагностической информации.
Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.
Специфические особенности каждого метода определяют возможности и трудности в работе с ним, достоинства и недостатки его использования, характер извлекаемой с его помощью информации, способы анализа и интерпретации результатов, вероятные ошибки. Важность знания такого рода очевидна как для разработчиков и пользователей психодиагностических методик, так и для заказчиков диагностических обследований, учитывающих их результаты в своей практической деятельности.
Также трудность постановки диагноза связана с тем, что результатов одной методики недостаточно, какой бы совершенной она ни была. Психодиагносты, считая, что результаты любой методики должны сопровождаться дополнительными данными об индивиде, включают в число своих методов беседу, наблюдение, анализ продуктов деятельности. Поэтому заблуждаются те, кто наивно называет психодиагностов тестологами –специалист в области психодиагностики должен владеть неформализованными методами и использовать их на практике. Понимая специфику этих методов, он обязан знать принципы и критерии их диагностического использования.
Основание, используемое для классификации психодиагностических инструментов, - это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данного приёма. По этому основанию обычно различают:
1) формализованные методики;
2) методики малоформализованные.
К формализованным методикам относятся: - тесты; - опросники; - методики проективной техники; - психофизиологические методики.
Для них характерны:
- определенная регламентация;
- объективизация процедуры испытания или обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.).
4. Управление стрессом, как способ борьбы со стрессом
Давайте еще раз вернемся к определению понятия стресс. В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: “Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)” .
Первым же дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им? [3]
Существуют научные доказательства того, что стресс – это важнейший инструмент закаливания и тренировки, так как способствует повышению сопротивляемости организма, усиливает защитные механизмы. Стресс является верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в профессиональной деятельности.
Управление стрессом – важный навык, необходимый каждому педагогу. При этом ключевым моментом является точное определение стрессора, а после этого необходимо принимать определенные меры. Стрессор может быть один, а реакция людей на него варьирует от восторга до отчаяния, поэтому очень важно научиться контролировать свое отношение к неприятностям и подбирать адекватные методы регуляции.
Управление стрессом связано с воздействием извне, либо с саморегуляцией. Установлено, что одним из средств управления стрессом является переключение внимания, которое связано с направленностью личности на какое-нибудь интересное событие в профессиональной деятельности, на творческую сторону предстоящей деятельности или полученного результата осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации: «не очень-то и хотелось», «неудачи уже были, и теперь я отношусь к ним по-другому» [4]. Стресс играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим расширяется потребность к тому, чтобы как можно больше знать о стрессе и способах его предотвращения, преодоления и управления им [12].
Заключение
Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека, но и ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления [20].
Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде, жизнедеятельности, положению в семье и обществе.
В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития.
Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и даже повреждающими и опасными. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании условий, для проявления его творческих возможностей.
Г. Селье выдвинул и блестяще доказал гипотезу общего адаптационного синдрома (ОАС), от которой он пришел к универсальной концепции стресса. Активность – единственная возможность покончить со стрессом: его не пересидишь и не перележишь [2].
1 Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
2 Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: ЭКСМО, 2011. –154 с.
3 Лазарус, Р. Психологический стресс и копинг-процессы / Р. Лазарус. – М.: Медицина, 2008. – 466 с.
4 Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. – С. 178-208.
5 Серебрякова, Т.А. Психология стресса: Учебное пособие. / Т.А. Серебрякова. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. – 143 с.
6 Rizvi, N. H. A critique of the models to study stress // Journal Social Science and Human. 1985. Vol. 1-2. P. 103-123.
7 Наенко, Н. И. Психическая напряженность. / Н.И. Наенко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. –112 с.
8 Суворова, В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975,208 с.
9 Куприянов Р.В. Психодиагностика стресса: практикум. Казань: КНИТУ, 2012. С. 13-14, 45-46.
10 Куприянов Р.В. Психодиагностика стресса: практикум. Казань: КНИТУ, 2012. С.13-14, 45-46.
11 Горизонтов П.Д. Стресс. БМЭ, 1963. Т.31. С. 608-628.
12 Lazarus R.S. The stress and coping paradigm // Eisdorfer et al. Models for Clinical Psycopathology. N.Y. - 1981. - P. 177-214.
13 Занковский, А. Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния. / А.Н. Занковский // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991. – С. 144-156.
14 Бодров, В.А. Информационный стресс: Учебное пособие / В.А. Бодров. – М.: ПЭР СЭ. 2000. – 352 с.
15 Серебрякова, Т.А. Психология стресса: Учебное пособие / Т.А. Серебрякова. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. – 143 с.
16 Кассиль, Г. Н. Внутренняя среда организма / Г.Н. Кассиль. – М.: Наука, 1983. –227 с.
17 Русалова, М.Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека / М.Н. Русалова. – М.: Наука, 1979. – 170 с.
18 Александровский, Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. – М: Наука, 1976. – 270 с.
19 Черепанова, Е.Н. Психопрофилактика стресса / Е.Н. Черепанова. – СПб., 2002. – 124 с.
20 Леонова, А.Б. Психопрофилактика стрессов / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. – М., 1993. – 152 с.
21 Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдакимов. – СПб., 2001. – С. 81-101.
22 Гринберг, Д. Управление стрессом / Д. Гринберг // 7-е изд. – СПб.: Питер. – 2002.
23 Кассиль, Г. Н. Внутренняя среда организма / Г.Н. Кассиль. – М.: Наука, 1983. –227 с.
24 Русалова, М.Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека / М.Н. Русалова. – М.: Наука, 1979. – 170 с.
25 Александровский, Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александров