Введение
1 Досудебное производство
1.1. Предварительное следствие по уголовным делам о применении принудительных мер безопасности и лечения
1.2. Общественная опасность лиц как основание назначения принудительных мер безопасности и лечения
1.3. Защитник в производстве по уголовным делам о применении принудительных мер безопасности и лечения
2 Исполнительное производство
2.1. Порядок исполнения решений о применении принудительных мер безопасности и лечения
2.2. Изменение и прекращение принудительных мер безопасности и лечения
Заключение
Список использованных источников
Введение
Особого внимания в уголовном производстве заслуживают дела по применении принудительных мер безопасности и лечения. Выделяют два критерия общественной опасности лиц, к которым применяются принудительные меры безопасности и лечения: медицинский и юридический. На сегодняшний день первостепенное значение отдается медицинскому и не совсем понятна роль обязательность наличия юридического критерия. Является неоднозначным вопрос вступления защитники в процесс, с какого момента он должен быть допущен. Существующие противоречия и неточности в действующем законодательстве обуславливают необходимость детального изучения данной темы.
Цель работы – на основании системного анализа действующих нормативно-правовых актов определить специфику производства по делам о применении принудительных мер безопасности и лечения.
Для достижения этой цели ставились и решались следующие задачи:
- изучить отличительные особенности предварительного следствия по делам о применении принудительных мер безопасности и лечения;
- определить суть общественной опасности лиц как основание назначения принудительных мер безопасности и лечения;
- проанализировать роль защитника в производстве по уголовным делам о применении принудительных мер безопасности и лечения;
- изучить порядок исполнения решений о применении принудительных мер безопасности и лечения;
- изучить порядок изменения и прекращение принудительных мер безопасности и лечения.
Объектом исследования является совокупность регулируемых общественных отношений, складывающихся в процессе производства по делу о применении принудительных мер безопасности и лечения.
Предметом исследования являются соответствующие положения законодательных актов, регламентирующих порядок производства по делам о применении принудительных мер безопасности и лечения.
Методологической основой настоящего исследования являются диалектический метод познания социальных процессов и явлений, формально-логический, исторический, сравнительно-правовой метод, а также системный анализ, имеющий универсальный характер и выступающий связующим звеном между различными областями общественных наук.
1 Досудебное производство
1.1. Предварительное следствие по уголовным делам о применении принудительных мер безопасности и лечения
Производство по уголовному делу о применении принудительных мер безопасности и лечения – это особое производство предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел об общественно опасных деяниях невменяемых или лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления.
Эти обстоятельства составляют предмет доказывания по указанным делам. По таким делам предусмотрен особый предмет доказывания, отличающийся от предмета доказывания, установленного в ст. 89 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК) по делам, по которым имеются субъекты преступления, привлекающиеся в качестве обвиняемых [14]. По делам о предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяниях невменяемых и о преступлениях лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления, обстоятельства совершенных деяний устанавливаются теми же средствами и способами, как и по уголовным делам, по которым лица, совершившие преступление, привлекаются в качестве обвиняемых. Как и по всем уголовным делам, по таким делам устанавливается время, место, способ и другие обстоятельства совершенного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом. Особенностью этого обстоятельства, входящего в предмет доказывания по этим делам, является лишь то, что общественно опасное деяние совершается невиновно в отличие от дел, по которым имеется субъект преступления.
По указанным делам устанавливается, совершено ли общественное деяние лицом, признанным невменяемым. Поскольку такие лица не являются субъектами преступления, вопрос о виновности этих лиц в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела не исследуется. По этим делам достаточно установить, что общественно опасное деяние совершено именно этим лицом [20, c. 458].
2 Исполнительное производство
2.1. Порядок исполнения решений о применении принудительных мер безопасности и лечения
О прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, обязана не позднее трех суток со дня его прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного на основании его письменного заявления.
В соответствии со ст. 16 УПК в отношении лиц, осужденных к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению и страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), или признанных уменьшенно вменяемыми осужденных учреждения, исполняющие наказание, применяют принудительные меры безопасности и лечения, назначенные судом.
В отношении осужденных к иным наказаниям и мерам уголовной ответственности назначенные судом принудительные меры безопасности и лечения применяются по месту их жительства путем принудительного амбулаторного наблюдения и лечения.
Если во время отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности будет установлено, что осужденный страдает хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, является лицом, страдающим психическим расстройством (заболеванием), или признан уменьшенно вменяемым, орган или учреждение, исполняющие указанные меры уголовно-правового воздействия, направляют в суд представление о назначении такому осужденному принудительных мер безопасности и лечения.
В отношении осужденных к наказаниям в виде ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, больных активной формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированных, больных СПИДом или не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим наказание, в установленном порядке применяется обязательное лечение [14].
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Производство по делам о применении принудительных мер безопасности и лечения является особым видом уголовное процесса, обладающего рядом специальных признаков:
- особы предмет доказывания – общественная опасность деяния, совершенного невменяемым или лицом, заболевшим после совершения общественно опасного деяния;
- вопрос виновности лица не рассматривается;
- обязательное проведение судебно-психиатрической экспертизы, по результатом которой начинается производство по делу о применении принудительных мер безопасности и лечения;
- в ряде случаев отсутствие возможности участия в следственных действиях лица, совершившего общественно опасное деяние.
Одним из оснований назначения принудительных мер безопасности и лечения является опасность для общества лиц, совершивших общественно опасные деяния, степень которой оценивается по психическому состоянию лица и характеру совершенного им общественно опасного деяния. Течение ряда психических заболеваний, как у невменяемых, так и уменьшено вменяемых, а также лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией либо токсикоманией, обусловливает возможность совершения ими новых общественно опасных деяний.
Так, проведенное исследование показало, что защитник в 100 % случаев привлекался к участию в производстве по рассматриваемой категории дел. Различным был лишь момент его допуска: с момента задержания лица; со времени первого допроса, в период после получения заключения судебно-психиатрической экспертизы и др.
Приведенный анализ действующих норм вскрывает ряд спорных моментов. Вместе с тем представляется, что для получения возможности защищаться от уголовного преследования субъект, в отношении которого судом решается вопрос о применении принудительных мер безопасности и лечения, должен быть включен в перечень лиц, образующих сторону защиты. Кроме того, обоснованным видится расширение этого перечня за счет включения в него законного представителя указанного лица.
1. Балашов, А.Д. Развитие взглядов на применение принудительных мер безопасности и лечения в отечественных законодательных актах / А. Балашов, Н. Кулинчик // Законность и правопорядок. – 2013. - № 3. – С. 48-52.
2. Борико, С.В. Уголовный процесс: учебник / С.В. Борико. – Минск: Амалфея, 2010. – 400 с.
3. Борщёв, Ю.А. Уголовное право. Общая часть: курс интенсивной подготовки / Ю.А. Борщёв. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 336 с.
4. Кадушкин, С.А. Уголовное исполнительное право (в вопросах и ответах): Практическое пособие / С.А. Кадушкин, А.В. Шарков, В.Б. Шабанов; Под общ. ред. В.Б. Шабанова. – Мн.: Тесей, 201. – 204 с.
5. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 и 17 окт. 2004г. –Минск: Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2016. – 62с.
6. Круглов, В.А. Уголовное право: Общая часть. Краткое изложение курса / В.А. Круглов, Д.Г. Стрельский, Е.В. Шейпак, В.С. Шейпак. – Мн.: Амалфея, 2005. – 176 с.
7. Мильто, И. О принудительной изоляции в лечебно-трудовых профилакториях хронических алкоголиков и наркоманов / И. Мильто // Судебный вестник. – 2005. - № 4. – С. 35-37.
8. О практике применения судами принудительных мер безопасности и лечения в уголовной судопроизводстве: постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь, 28 марта 2013 г., № 1
9. Осипчик, М. Изменение и прекращение принудительных мер безопасности и лечения / М. Осипчик // Законность и правопорядок. – 2014. – № 4. – С. 17-21.
10. Петрова, О. Новые формы организации принудительного лечения как альтернатива уголовному наказанию / О. Петрова // Законность и правопорядок. – 2010. - № 1. – С. 51-54.
11. Саркисова, Э.А. Уголовное право. Обща часть: учеб. Пособие / Э.А. Саркисова. – Мн.: Тесей, 2005. – 592с.
12. Уголовное право. Общая часть: Учебник / Н.А. Бабий, А.В. Барков, Л.О. Грунтов и др.; Под ред. В.М. Хомича. – Мн.: Тесей, 2002. – 496 с.
13. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 14 декабря 1999 г.: одобрен Советом Респ. 22 декабря 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 17 июня 2018 г. // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой ин- форм. Респ. Беларусь. — Минск. – 2019.
14. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобрен Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 8 января 2018 г. // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой ин- форм. Респ. Беларусь. — Минск. – 2019.
15. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 17 июля 2018 г. // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой ин- форм. Респ. Беларусь. — Минск. – 2019.
16. Уголовный процесс. Общая часть: учебное пособие / Л.И. Кукреш. – Минск: Тесей, 2005. – 352 с.
17. Чайкин, С.Н. Общественная опасность лиц, страдающих психическим заболеваниями, как основание назначения принудительных мер безопасности и лечения / С.Н. Чайкин // Право.by. – 2010. - № 3. – С. 190-195.
18. Чемруков, В. О некоторых вопросах применения мер безопасности и лечения / В. Чемруков // Судебный вестник. – 2003. - № 1. – С. 25-26.
19. Чемруков, В. Применение принудительных мер безопасности и лечения: некоторые проблемы и спорные вопросы / В. Чемруков // Судебный вестник. – 2003. - № 4. – С. 16-17.
20. Шостак, М.А. Уголовный процесс. Особенная часть: учеб. Пособие / М.А. Шостак. – Мн.: Амалфея, 2006. – 560 с.
21. Якубель, М.М. О регламентации участия защитника в производстве по уголовным делам о принудительных мерах безопасности и лечения / М.М. Якубель // Право. By. – 2010. - № 4. – С. 103-108.