Введение
ГЛАВА 1 Психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста
ГЛАВА 2 Сущность и структура патриотического воспитания старшеклассников
ГЛАВА 3 Форма организации патриотического воспитания в условиях деятельности Государственного учреждения дошкольного образования «Дворец детей и молодёжи г. Новополоцка»
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сценарии мероприятий патриотической тематики
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Фоторепортаж с торжественной линейки, посвященной 95-летию Всесоюзной пионерской организации
ВВЕДЕНИЕ
Патриотическое воспитание молодежи является основным направлением государственной политики и указывает на нравственность и идеологическую культуру населения, тем самым способствуя развитию общества. В некоторых литературных источниках указывается, что патриотизм – это социальное явление. Воспитанию патриотизма способствуют мероприятия гражданской направленности в условиях учреждений образования различного уровня. Современные педагогические технологии играют немаловажную роль в гражданском воспитании подрастающего поколения.
«Включение в образовательный процесс патриотических знаний предполагает формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих качество современного высшего образования» [25, с. 15]. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. известными педагогами уже достаточно давно были сделаны предпосылки для решения проблемы патриотизма обучающихся.
Гражданское и патриотическое воспитание современной молодежи рассматривается в научной литературе с нескольких позиций: с точки зрения теории и методики воспитания (В.Г. Бочарова, Б.Т. Лихачев, С.Н. Чистякова, М.И. Шилова и др.); с точки зрения гражданской позиции и ее роли в педагогике (Н.М. Воскресенская, А.Ю. Лазебникова, Я.В. Соколова и др.); через попытку осмысления идей патриотического воспитания в истории педагогики (В.В. Дьяченко, А.Н. Рощина и др.) [6, с. 78].
Гражданское и патриотическое воспитание учащейся молодежи в Республике Беларусь регламентируется рядом нормативно-правовых документов: Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях», Республиканская Программа «Молодежь Беларуси», законодательные акты, касающиеся проблем детского и молодежного движения, а также другие документы и материалы, регулирующие их деятельность. Социально-культурная деятельность школы и учреждений межшкольного воспитания регулируется вышеперечисленными программами и законодательными актами и может быть разнообразной, но цель у нее одна – формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, менталитета гражданина Республики Беларусь и носителя национальной культуры.
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К старшему школьному возрасту в психологии относится период ранней юности, когда происходит становление физической и психологической самодостаточности (зрелости).
Формирование личности учащихся происходит на фоне внутренних противоречий и отличается трудностями, которые оказывают влияние на процесс воспитания.
Старший школьник в своем анатомо-физиологическом развитии приближается к взрослому. В период старшего школьного возраста завершается период полового созревания, ростовая активность снижается, вместе с тем происходит укрепление физических сил. Несомненно, это будет сказываться на поведении личности учащегося: наблюдается достаточно высокая физическая работоспособность, относительно меньшей утомляемость, что обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям [34, с. 150].
Основными противоречиями юношеского возраста являются следующие факты (рисунок 1.1).
В период ранней юности познавательная деятельность и чувственная сфера отличают рядом специфических особенностей. Преобладающее
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«Патриотизм» в наиболее общем значении слова употребляется применительно к защите интересов государства и общества в целом. В то же время в условиях гражданского общества оно может применяться к различным частным сферам, что и обусловливает множественность форм его проявления [22, с. 24].
При первом приближении выделяют следующие формы патриотизма, присущие разным сферам (срезам) общественной жизни гражданского общества (рисунок 2.1).
Таким образом, форм патриотизма достаточно много, причем они чаще всего имеют прямое отношение к гражданскому воспитанию личности, именно потому важно понимать, насколько понимание сущности основных видов патриотизма, которые существуют в государственных масштабах (государственный, гражданский, этнический и общинный патриотизм).
Понятие «патриотизм» зародилось уже достаточно давно и на сегодняшний момент оно уже очень сложное и емкое, в разных странах трактуется в зависимости от политической культуры страны [16, с. 379-380].
ГЛАВА 3 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ Г. НОВОПОЛОЦКА»
С целью изучения различных форм организации патриотического воспитания в условиях деятельности учреждения дополнительного образования, нами в 2017 году был проведен анализ мероприятий ГУДО «Дворец детей и молодежи г. Новополоцка» [38].
По итогам обобщения полученной информации была составлена модель организации патриотического воспитания учащихся старшего школьного возраста. Общие аспекты данной модели представлены на рисунке 3.1.Концептуальные основы моделирования системы патриотического воспитания старших школьников в условиях учреждения дополнительного образования определяют выбор педагогических параметров и процессуальное содержание ее функционирования.
Функционирование системы воспитания ГУДО «Дворец детей и молодежи г. Новополоцка» имеет целью формирование у учащихся патриотического сознания и решает следующие задачи:
- формирование у школьников системы пропатриотических знаний;
- обеспечение интериоризации учащимися пропатриотических ценностей, идеалов, норм;
- развитие у детей патриотических чувств;
- развитие у воспитанников мотивации патриотического поведения и деятельности;
- организация деятельности по освоению и реализации школьниками норм, правил, способов патриотического поведения и деятельности [32, с. 37].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Юношеский возраст представляет собой время развития самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни. В старших классах возрасте активно происходит включение молодых людей во взрослую жизнь с ее нормами и правилами. В целом этот период в жизни человека характеризуется уверенностью в себе, жизнерадостностью и способностью к высокой самооценке. Усиливается общественная направленность личности. Имеют место собственные оценки тех или иных явлений действительности, собственные взгляды и мнения. Очень бурно происходит рост самосознания. Юношество самокритично и критично к окружающим. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. В старшем школьном возрасте, как правило, интерес к учению (к его содержанию и процессу) повышается, т.к. включаются мотивы самоопределения и подготовки к самостоятельной жизни.
2. Воспитание патриотизма у учащихся старшего школьного возраста должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, что будет способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.
3. Обобщение опыта патриотического воспитания в условиях ГУДО «Дворец детей и молодежи г. Новополоцка», показало, что в учреждении используются разнообразные инновационные формы патриотического воспитания молодежи (круглые столы, конкурсы, заседания клуба, интерактивные площадки, флешмоб, линейки, митинги, торжественные линейки). Гражданско-патриотическим воспитанием занимается пионерский кружок «Алые паруса».
1. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / В.Г. Белинский. – М.: АН СССР, 1954. – Т.4. – 562 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352 с.
3. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – СПб., 2000. – 732 с.
4. Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – М, 2003. – 476 с.
5. Быков, В.С. Актуализация самовоспитания учащихся старших классов / В.С. Быков, Л.С. Рычкова // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 11. – С. 21–25.
6. Воспитание гражданина в советской школе. / Под ред. Г.Н. Филонова. – М.: Педагогика, 1990. – 176 с.
7. Гурская, Т.В. Гражданское воспитание студентов в системе вузовских общественных объединений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Гурская. – Магнитогорск: МгГУ, 2006. – 178 с.
8. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль. – М., 2008. – 348 с.
9. Дьяченко, В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: Дисс. … д-ра пед.наук / В.В. Дьяченко. – М., 2001. – 246 с.
10. Карамзин, Н.М. Сочинения: В 2 т. / Н.М. Карамзин. – Л., 1984. – Т.2. – 419 с.
11. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с.
12. Кравченко, А.И. Политология / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2001. – 336 с.
13. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982. – 430 с.
14. Ломоносов, М.В. О воспитании и образовании / М.В. Ломоносов; сост. Т.С. Бутырина. – М.: Педагогика, 1991. – 339 с.
15. Лыкова, Т.Р. Стратегия патриотического воспитания: проблемы, задачи, пути решения / Т.Р. Лыкова // Актуальные вопросы современной науки. – 2014. – № 36. – 244 с.
16. Мельвиль, А.Ю. Политология / А.Ю. Мельвиль. – М.: МГИМО, ТК Велби, Проспект, 2004. – 624 с.
17. Михнев, Н.Н. Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молодежи (в условиях поликультурного региона) / Н.Н. Михнев. – Пятигорск, 2002. – 203 с.
18. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1989. – 917 с.
19. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе: Из опыта работы словесников Белоруссии. Кн. для учителя / Под ред. Лазарука М.А. – М.: Просвещение, 1985. – 293 с.
20. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования: Автореф. дисс. … д-ра пед.наук. / В.В. Пионтковский. – Якутск, 2006. – 24 с.
21. Радищев, А.Н. Избранные педагогические сочинения / А.Н. Радищев. – М., 1952. – 753 с.
22. Рац, М. Патриотизм и способы его обсуждения / М. Рац // Независимая газета. – 2000. – №26(8) – С. 19-28.
23. Рождественская, Р.Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики (XI-XX вв.). Дисс. … канд. пед.наук / Р.Л. Рождественская. – Белгород, 1997. – 245 с.
24. Рощин, А.Н. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории педагогической и общественной мысли России: Дисс. …канд.пед.наук / А.Н. Рощин. – М., 2006. – 263 с.
25. Савотина, Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. – 2002. – №4. – С. 12-17.
26. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
27. Снопко, Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: Автореф. Дисс. … д-ра пед.наук / Н.М. Снопко. – М., 2007. – 33 с.
28. Современный энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М., 1982. – 1600 с.
29. Соловьев, В. Национализм. Патриотизм. (Из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона) / В. Соловьев // Новый Вавилон. – 1994. – №1. – C. 29-36.
30. Сорока-Росинский, А.И. Педагогические сочинения / А.И. Сорока-Росинский; сост. А.Т. Губко. – М.: Педагогика, 1991. – 346 с.
31. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызин. – М.: Академия, 1998. – 412 с.
32. Троицкий, В.Ю. О патриотическом воспитании / В.Ю. Троицкий // Русский вестник. – 2004. – №16 (644). – С. 29-36.
33. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. / К.Д. Ушинский. – Л., 1984. – Т.2. – 655 с.
34. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
35. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учеб. пособие / А.А. Чекалина. М.: Ось-89, 2006. – 465 с.
36. Чернышевский, Н.Г. Избранные педагогические произведения / Н.Г. Чернышевский. – М., 1953. – 909 с.
37. Шайденко, Н.А. Создание и функционирование педагогической системы патриотического воспитания старшеклассников в процессе изучения литературы / Н.А. Шайденко. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2004. – 146 с.
38. Официальный сайт ГУДО «Дворец детей и молодежи г. Новополоцка» – Режим доступа: http://ddm-novopolotsk.by – Дата доступа: 12.07.2017.