Введение
1 Общая характеристика фирменного наименования как объект интеллектуальной собственности
1.1 Понятие фирменного наименования как объект интеллектуальной собственности
1.2 Основные черты фирменного наименования как объект интеллектуальной собственности
1.3 Регистрация фирменного наименования как объект интеллектуальной собственности
2 Использование фирменного наименования как объекта интеллектуальной собственности
2.1 Способы использования фирменного наименования как объект интеллектуальной собственности
2.2 Передача фирменного наименования как объект интеллектуальной собственности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой к конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентеллы предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.
Научный и практический интерес к исследованию проблемы правового регулирования использования фирменного наименования в гражданском законодательстве обусловлен тем, что оно являются важным инструментом для создания имиджа бизнеса в представлении клиентов или для локализации бизнеса на рынке, вот в чем проявляется актуальность данной работы.
Вступление в силу пятого раздела Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК РБ) ознаменовало собой начало нового этапа в развитии белорусского законодательства и теории права применительно ко всему комплексу охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности принципиально важно для нашей страны.
Фирменное наименование используется коммерческими организациями, чтобы индивидуализировать свою деятельность, привлечь и закрепить потребителей и не допустить смешения своего бизнеса в глазах потребителей с деятельностью конкурентов. Таким образом, в использовании института фирменного наименования заинтересованы все субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, а именно - коммерческие организации, предприниматели без образования юридического лица, а также некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в пределах, установленных законом. Коммерческие организации имеют право использовать фирменное наименование, которое выполняет не только функцию индивидуализации деятельности организации, но и роль наименования коммерческой организации. Однако осуществление функций индивидуализации бизнеса и субъекта предпринимательской деятельности путем установления единого режима фирменного наименования представляется теоретически спорным и вызывает на практике многочисленные противоречия.
Кроме того, интересы предпринимателей без образования юридического лица и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, в охране своей клиентеллы и индивидуализации бизнеса остаются незащищенными. Данный пробел законодательства приводит на практике к многочисленным злоупотреблениям, а именно, к использованию различительных знаков индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций в фирменных наименованиях коммерческих организаций с целью "кражи" потребителей. Решение отмеченных проблем представляется необходимым и своевременным. Актуальность исследования фирменного наименования обусловлена также тем, что в науке нет единого мнения по поводу содержания понятия "фирменное наименование". Кроме того, действующее законодательство, регулирующее отношения по поводу фирменных наименований, характеризуется несовершенством положений.
1 Общая характеристика фирменного наименования как объект интеллектуальной собственности
1.1 Понятие фирменного наименования как объект интеллектуальной собственности
В соответствии со ст. 18 ГК РБ право на имя является одним из важнейших личных неимущественных прав гражданина, направленным на индивидуализацию его личности. Схожую задачу призвано решить и фирменное наименование в отношении юридического лица.
С точки зрения отечественного гражданского законодательства фирменное наименование следует трактовать в качестве названия любой коммерческой организации. Под этим названием она участвует в гражданском деловом обороте, иными словами осуществляет свою непосредственную коммерческую деятельность. Оно должно фиксироваться не только в учредительных документах определенного конкретного предприятия, а также должно быть зарегистрировано в соответствующем реестре регистрации фирменных наименований государственным органом. Оно дается только единожды в момент организации предприятия, и соответственно сопровождает его на всем протяжении периода непосредственного функционирования предприятия в качестве юридического лица. Фирменное наименование обязательно должно включать полную форму и в отдельных случаях - сокращенную. При всем, изменение любого фирменного наименования может осуществляться только по уважительной причине. Помимо прочего оно должно отражаться в учредительных документах. К таким случаям можно отнести изменение правовой формы организации или изменение состава учредителей, которые захотят отразить это и в наименовании действующего субъекта [13, с.21].
В случае, если говорить иными словами, то фирменное наименование любого юридического лица - это, в первую очередь, название некоторой фирмы, которое состоит из двух частей. Данное наименование ему придумывают его учредители. Первая часть наименования указывает на его правовую форму предприятия, например, ЗАО. Вторую часть наименования учредители придумывают сами. При этом учредители должны обязательно соблюсти ряд определенных условий. В фирменном наименовании не следует указывать полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также их производных, помимо этого не должно быть названий госорганов России и других организаций, перечень которых установлен Гражданским кодексом. Также из него должны быть исключены обозначения, которые могут противоречить общественным интересам и моральным принципам. В то же время оно должно быть ярким, броским и легко запоминающимся, иметь отличительные признаки, позволяющие исключить смешение одной фирмы с другой. Только в таком случае можно достичь определенных результатов в области маркетинга, сделав название предприятия легко узнаваемым в среде потенциальных партнеров и потребителей продукции [19, с. 23].
2 Использование фирменного наименования как объекта интеллектуальной собственности
2.1. Способы использования фирменного наименования как объект интеллектуальной собственности
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
В соответствии со ст. 1013 ГК юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака:
на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Республики Беларусь;
при выполнении работ, оказании услуг;
на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
в сети Интернет и при других способах адресации.
Хочу более подробно изучить вопрос использования фирменного наименования в сети «Интернет»
Формы использования средств индивидуализации в сети Интернет могут быть разными. В юридической литературе указывается на такие из них, как: использование в интернет-рекламе и интернет-торговле, гиперссылках, фреймах, мета-тэгах, доменных именах [16, c. 27-30.] и при других способах адресации [15, c. 105-109], на веб-сайте и в электронном письме [14, c. 8-11]. Наиболее распространенными формами использования средств индивидуализации в сети Интернет являются использование в доменных именах и интернет-рекламе. Именно им уделим внимание.
Случаи использования средств индивидуализации в сети Интернет получили распространение во всем мире. Такое использование может быть как правомерным, так и неправомерным. В общем смысле правомерным является такое использование объекта интеллектуальной собственности, которое не нарушает исключительных прав его правообладателя. Что же касается случаев неправомерного использования средств индивидуализации в сети Интернет, то здесь возникает ряд вопросов: во-первых, что следует считать неправомерным использованием и, во-вторых, является ли таковым использование средств индивидуализации в доменном имени или в интернет-рекламе.
Выполнив курсовую работу можно сделать следующие выводы.
Фирменное наименование по своей сути есть средство идентификации юридических лиц, подобно как фамилия, имя и отчество, которые позволяют выделить физическое лицо.
Фирменные наименования относятся к средствам индивидуализации участников гражданского оборота, входящим в понятие интеллектуальной собственности (абзац 2 п.2 ст.980 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)). Если точнее, то они относятся к объектам права промышленной собственности (ст.998 ГК).
Фирменное наименование юридического лица определяется при утверждении его устава и подлежит регистрации путем включения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) (п.2 ст.1013 ГК). Впрочем, в п.1 ст.47 ГК уточняется, что в ЕГР включается только фирменное наименование коммерческих организаций. Из этого можно сделать вывод, что у некоммерческих организаций есть только наименование, а у коммерческих - фирменное наименование.
Фирменное наименование действует на принципах:
- принцип истинности и достоверности;
- принцип постоянства и неизменности;
- принцип исключительности.
Структурно фирменное наименование включает два компонента: указание на организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица. Наряду с полным фирменным наименованием допускается также сокращенная форма наименования в виде логотипа и т.п. По существу собственно наименование юридического лица и является средством индивидуализации, необходимым для отличия данной организации от других. При этом последнее не может состоять из слов, составляющих только род деятельности (например, ликероводочный завод). В качестве такого наименования может быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание за установленными изъятиями.
Фирменное наименование может быть как полным, так и сокращенным. При этом использование полного фирменного наименования является обязательным, а сокращенного - факультативным. Правовую защиту сокращенное фирменное наименование получает только в том случае, если оно внесено в единый государственный реестр юридических лиц (п.1.4. Постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 г. №20)
Таким образом, представление в регистрирующие органы сведений о фирменном наименовании является обязательным условием регистрации коммерческой организации. Цель указанного правила заключается в том, чтобы избежать обезличения участников гражданского оборота.
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах от 24 ноября 1996 г. и 17октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь- 1999г. № 1.1/1.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. № 218-З: // в ред. Закона Республики Беларусь от 03.07.2011 № 285-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.- Минск 2019г.
3. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З: // в ред.Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 133-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.- Минск 2019г.
4. О рекламе: Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З // в ред.Закона Республики Беларусь от 17 июля 2017 г. № 52-З//Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.- Минск 2019г.
5. О товарных биржах: Закон Республики Беларусь от 5 января 2009 г. № 10-З //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.- Минск 2019г.
6. О товарных знаках и знаках обслуживания: Закон Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII // в ред.Закона Республики Беларусь от //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.- Минск 2019г.
7. О согласовании наименований юридических лиц: Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 г. № 20 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.- Минск 2019г.
8. Об утверждении Положения о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2009 г. № 154 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.- Минск 2019г.
9. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.- Минск 2019г.
10. Бузанов В. «Интеллектуальная собственность « на фирменное наименование //Хозяйство и право, 2003г., №4, с.60
11. Бромберг Г. В. Интеллектуальная собственность. Основной курс (учебное пособие). - М.: А-Приор, 2009. – 336с.
12. Горленко С.А., Григорьева Т.В., Сулимова К.Б. Управление интеллектуальной собственностью. – М.: «Европейский центр по качеству», 2002. – 272с.
13. Гришаев С.П. Наименование места происхождения товаров// Законодательство. - 2015. - № 1. - С. 21.
14. Ешич А.С. Защита прав на товарный знак в Интернете // Патенты и лицензии – 2003. – № 11. – С. 8-11
15. Невзоров И. О соотношении доменного имени с объектами интеллектуальной собственности» // Хозяйство и право. – 2006. – № 1. – С. 105-109.
16. Маевская Т. Формы использования товарных знаков в Интернете // Юрист. – 2004. – № 1
17. Решетникова И.В.,. Ярков. В. В Гражданский процесс. 2016.
18. Словарь современных экономических и правовых терминов/Авт.-сост.В.И.Шимов, А.Н.Тур, В.Н.Стах и др.;/Под редакцией В.И,Шимова и В.С.Каменкова. – Мн.:Амалфея,2002 г., с.661
19. Тимонин Д.А. О сущности фирменного наименования // Юрист. - 2015. - № 5. - С. 23)