Введение
1 Понятие политических партий
1.1 Основные признаки и функции политических партий
1.2 Происхождение политических партий
1.3 Типология политических партий и партийных систем
2 Организация деятельности политических партий в Республике Беларусь
2.1 Порядок создания и регистрации политических партий
2.2 Права и условия деятельности политических партий
2.3 Ответственность политических партий
3 Деятельность политических партий в Республике Беларусь
3.1 Общая характеристика партийной системы Республики Беларусь
3.2 Политические партии Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что политическая партия является ключевым элементом политической системы государства. Политическая партия признается наиболее активно действующая и объединенная в организацию часть того или иного класса либо слоя социума, которая при этом несет в массы свои цели и руководит их деятельностью. Каждая политическая партия ставит для себя конкретные цели, занимая значительные места в осуществлении власти в государстве, оказывая влияние на политическую жизнь страны и организацию общества в целом.
Политическая партия играет весомую роль в среде различных организаций, действующих в политической системе общества. Ключевой целью политической партии выступает завоевание (достижение, свержение) действующей власти в государстве. Главные цели партии определенным образом сочетаются с осуществлением власти в политических системах, в связи с чем она и именуется политической организацией.
Непосредственно суть политической партии состоит в непрерывном ее стремлении к получению власти, к реализации властной воли лиц, групп, классов, которые при этом являют ее социальную основу. Таким образом, общее значение политической партии заключается в том, что это общественное объединение, которое имеет своей целью борьбу за власть. И если возникшие сейчас политические партии можно признать молодыми политическими институтами, то как объединение лиц для осуществления политической борьбы, партия уже имеет историю равную многим столетиям [9, с.182-183].
Цель исследования – раскрыть конституционно-правовое положение политических партий в Республике Беларусь.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие политических партий: основные признаки и функции политических партий, происхождение и типологию политических партий и партийных систем;
2) рассмотреть организацию деятельности политических партий в Республике Беларусь: порядок создания и регистрации политических партий; права и условия деятельности политических партий; ответственность политических партий;
3) определить особенности деятельности политических партий в Республике Беларусь: общую характеристику партийной системы и политических партий Республики Беларусь.
Заявленные вопросы позволяют раскрыть прежде всего Основной Закон Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О политических партиях», Инструкция о порядке оформления и рассмотрения документов, связанных с государственной регистрацией, ликвидацией политических партий, иных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О публикации сообщений о государственной регистрации, изменении названия и ликвидации политических партий, общественных объединений, их союзов (ассоциаций), ликвидации постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве некоммерческих организаций, в печатных средствах массовой информации».
Также при проведении исследования использовались учебные пособия по курсу «Политология», исследования различных авторов по указанной теме: Сибирякова И. В. «Типология политических партий: исторический обзор», Котлярова И. В. «Политические партии Беларуси в начале XXI в.: социально-политический анализ», Подвинцева О. Б. «Партийные системы бывших союзных республик как отражение разнонаправленных тенденций развития постсоветского пространства», Лазуткина А. В. «Проблема типологизации партийной системы Республики Беларусь», Бакушева В. В. «Динамика развития партийной системы Республики Беларусь в современных условиях».
1 Понятие политических партий
1.1 Основные признаки и функции политических партий
Одним из самых общих определений особенностей института политических партий могло бы быть следующее: это официально институционализированная и функционально специализированная организация, борющаяся за контроль над механизмами государственной власти и управления. В политологической литературе представлены десятки толкований описываемого понятия; ниже даны наиболее сжатые и типичные среди них.
Партией является всякая политическая группа, участвующая в выборах и способная вследствие этого провести своих кандидатов в государственные учреждения (Сартори).
Партиями называют организации, которые нацелены на открытое завоевание их представителями государственных позиций (К. Джанда).
Партия есть любая политическая группа, получившая официальный статус, имеющая формальную организацию, связывающая центр с периферией и способная провести через выборы (свободные или несвободные) своих кандидатов в государственные органы (Дж. Лапаломбара, Дж. И. Андерсон).
Партия – это организованная сила, объединяющая граждан одного политического направления для мобилизации общественного мнения в определенных целях, для участия в органах власти либо для ориентации властей на осуществление своих требований (Кермонн).
Партия – институт, призванный группировать, оценивать и по мере возможности примирять множество противоположных интересов и требований отдельных лиц, групп, городов и регионов, организовывать их в борьбе за государственные должности и затем служить связующим звеном между избирателями и людьми, делегированными ими на эти посты (Д. Бродер).
Видный американский специалист по сравнительной политологии Джозеф Лапаломбара обратил внимание на то, что такие простые, кажущиеся естественными политические термины, как «партия», в различных условиях несут неодинаковую смысловую нагрузку. Этот же автор составил список четырех признаков партии:
1) прежде всего любая партия есть носитель идеологии или по меньшей мере особого видения мира и человека;
2) партия – это организация, т.е. достаточно длительное объединение людей на самых разных уровнях политики – от местного до международного;
3) цель партии – завоевание и осуществление (чаще всего в коалиции) власти;
4) каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа – от голосования за нее до активного членства. Американский политолог Сэнфорд Д. Хорвит оценивает партии как уникальный политический институт, который выполняет ряд взаимосвязанных функций, имеющих важнейшее значение для процесса демократического управления [7, с.270-271].
Современная правовая наука располагает различными вариантами выделения юридически значимых критериев политической партии. По мнению Ю.А. Юдина, анализ современного законодательства позволяет выделить три основных квалифицирующих признака, при отсутствии хотя бы одного из которых общественное объединение теряет юридическое качество партии.
Политическая партия – это общественное объединение, главной участью которого в политическом процессе являются завоевание и осуществление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе конституции и действующего законодательства.
2 Организация деятельности политических партий в Республике Беларусь
2.1 Порядок создания и регистрации политических партий
Общий порядок создания и государственной регистрации политических партий устанавливается в соответствии с положениями Закона Республики Беларусь «О политических партиях». В частности, указанным законодательным актом определено, что в роли учредителей политической партии могут выступать совершеннолетние граждане Республики Беларусь, которые наделены правом участвовать в выборах.
Политическая партия создается двумя способами: при организации и проведении учредительного съезда политической партии или через преобразования общественного объединения в политическую партию.
Чтобы создать и в дальнейшем функционировать политической партии требуется минимум 1000 учредителей (членов) от большинства областных центров и столицы Республики Беларусь.
Базой политической партии является принцип территориальности, в соответствии с которым у партии должны быть Минская городская и областные организационные структуры в преимущественном числе областных центров Республики Беларусь, которые созданы при этом в определенном нормами законодательства порядке, и согласно положениям устава этой политической партии. При этом соблюдается срок в шесть месяцев со дня осуществления регистрации политической партии.
Учредители политической партии созывают учредительный съезд, на котором принимается решение о создании политической партии, утверждается ее название и устав, а также принимается программа деятельности и проводятся выборы в органы политической партии.
Если политическая партия образуется посредством преобразования общественного объединения, в таком случае высший орган указанного объединения решает преобразовать общественное объединение в политическую партию, преобразовать организационные структуры такого общественного объединения в организационные структуры политической партии или ликвидировать их, условия использования финансов и другого имущества общественного объединения при преобразовании его в политическую партию. Итогом принятия вышеуказанных решений является приобретение высшим органом общественного объединения правового статуса высшего органа политической партии и получение права на осуществление деятельности согласно нормам законодательства.
Однако следует учесть тот момент, что при принятии решения о преобразовании общественного объединения в политическую партию, оно не может быть учредителем коммерческих организаций, кроме тех, которые осуществляют функции редакции средств массовой информации.
В случае создания политической партии через преобразование общественного объединения партия будет считаться созданной с того дня, когда произошло внесение соответствующей записи в Единый регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государства.
Учредительным документом политической партии выступает устав политической партии.
Устав политической партии обязательно должен быть открытым для ознакомления любым человеком и содержать сведения о:
полном, а также сокращенном названии политической партии;
поставленных целях, задачах, предмете и методах осуществления деятельности политической партии;
условиях и установленном порядке получения и потери права быть членом политической партии, правах и несении обязанностей членов партии, а также порядке организации их учета.
3 Деятельность политических партий в Республике Беларусь
3.1 Общая характеристика партийной системы Республики Беларусь
На рубеже 80-90-х гг. ХХ в., особенно после распада СССР, быстро меняется экономическая и политическая ситуация в стране. Принятые в это время в Беларуси правовые акты создают благоприятные условия для развития активности масс, но последние не используют этих возможностей. Например, экономические условия и нормативная система содействуют становлению и развитию многопартийности, но большая часть населения не осознает роли политических партий в политической системе. В силу этого политические партии в Республике Беларусь формируются «сверху лидерами». Элита стремится содействовать механизму формирования разделения властей, а общество тяготеет к моноцентризму власти.
Определенная часть населения не осознает своей активной, созидательной роли в политическом процессе и по-прежнему продолжает оставаться ведомым субъектом. Захлестнувшая страну в 90-е гг. ХХ в. многочисленная череда стихийных митингов ни в коей мере не свидетельствовала о понимании участниками путей совершенствования политической системы страны. А это приводило к тому, что митинговую активность определенной части народа умело использовали оппозиционные лидеры в борьбе за власть, что расшатывало ситуацию в стране и делало ее еще более нестабильной.
Становление политической системы Республики Беларусь происходило в условиях плюрализма идеологий, но при отсутствии идеологии белорусского государства, которая бы учитывала специфику и особенности его развития. Целесообразно обратить внимание, что плюрализм идеологий существовал юридически, а фактически основные принципы идеологических доктрин для большинства общества оставались непознанными.
В связи с распадом СССР прекратилось действие общесоюзной конституции. С 1991 г. по 1994 г. политическая система Республики Беларусь формировалась без основного закона и только после принятия на референдуме 1996 г. дополнений и изменений к Конституции 1994 г. политическая система получила юридическое обоснование и последующее развитие.
Происходит перераспределение функций между основными ветвями власти. Возрастает роль исполнительной власти.
Изменяется социальная основа политической системы. Социальная структура формируется на основе многообразия форм собственности, что способствует появлению многообразия интересов, которые учитывает политическая система, становясь системой открытого типа. Все эти процессы способствуют постепенной интеграции общества.
Впервые в Республике Беларусь формируется правовое государство. Это означает, что система законов ограничивает его вмешательство в сферу гражданского общества.
Таким образом, политическая система Республики Беларусь в процессе формирования приобретает основные демократические черты. Народ становится источником власти, формируется гражданское общество, появляется плюрализм идеологий, многопартийность, свобода средств массовой информации, институциализируется избирательная система [6, с.17-18].
Изучение деятельности политических партий и научная типологизация партийной системы имеют большую значимость и прикладной интерес.
Заключение
Таким образом, сделаем следующие выводы.
Выделяют следующие признаками политических партий:
1) главная цель – завоевание и осуществление государственной власти в рамках и на основе конституции и действующего законодательства;
2) это объединение индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает основные направления политики государства;
3) действует на постоянной основе, имеет формализованную организационную структуру.
К числу наиболее общих функций политических партий относятся:
- представительство социальных интересов;
- выработка программных установок, политической линии партии;
- формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;
- участие в борьбе за власть и ее осуществление,
- подготовка и выдвижение кадров.
Политические партии стали появляться только в процессе становления парламентаризма (XVIII – XIX вв.).
Зарождение прообразов современных политических партий берет свое начало в эпоху Древней Греции.
Появление первых политических партий в классическом их понимании в США, Великобритании, Франции, Германии было отмечено в 1830–1860-х гг.
Уже к концу XIX в. партийные организации существовали практически во всех западноевропейских государствах, а в середине XX столетия стали уже общемировым явлением.
Типология политических партий и систем различна. Партии подразделяются по своей идейно-политической ориентации; по отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач; в соответствии с характером членства, принципами организации; по характеру их деятельности; по месту в системе государственной власти; в зависимости от признания или непризнания и др.
Порядок создания и регистрации политических партий определен Законом Республики Беларусь «О политических партиях». Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования общественного объединения в политическую партию. Государственная регистрация политической партии осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь. Для государственной регистрации политической партии в месячный срок со дня проведения учредительного съезда, конференции или иного учредительного собрания в Министерство юстиции представляется определенный законодательством пакет документов.
Политические партии со дня их государственной регистрации имеют право: распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения; пользоваться государственными средствами массовой информации; учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; проводить собрания, митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия; защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях; участвовать в выборах; сотрудничать с иными политическими партиями, общественными объединениями; создавать союзы.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005.
2. О политических партиях: Закон Респ. Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XІІ в ред. от 4 июня 2015 г. № 268-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 06.06.2015, 2/2266.
3. Инструкция о порядке оформления и рассмотрения документов, связанных с государственной регистрацией, ликвидацией политических партий, иных общественных объединений, их союзов (ассоциаций): утв. пост. Мин-ва юстиции Респ. Беларусь от 30.08.2005 № 48 (в ред. пост. Мин-ва юстиции Респ. Беларусь от 03.02.2014 № 32 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, 18.02.2014, 8/28367.
4. О публикации сообщений о государственной регистрации, изменении названия и ликвидации политических партий, общественных объединений, их союзов (ассоциаций), ликвидации постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве некоммерческих организаций, в печатных средствах массовой информации: пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 5 ноября 2009 г. № 1445 в ред. от 18 февраля 2014 г. № 142 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 21.02.2014, 5/38455.
5. Зеленков, М. Ю. Политология (базовый курс). – М.: Юридический институт МИИТа, 2009. – 302 с.
6. Политология: методические рекомендации к семинарским занятиям для иностранных студентов. – ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет», Могилев, 2015. – 48 с.
7. Политология: учеб. / А. Ю. Мельвиль [и др.]. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 618 с.
8. Политология: учебник / С. В. Решетников [и др.]; под ред. С. В. Решетникова. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 528 с.
9. Политология: учебное пособие / [А.А. Акмалова и др.]; под общ. ред. В.К. Мокшина, С.Г. Новгородцевой; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2007. – 431 с.
10. Политология: учебно-методическое пособие / Н.Е. Мусина; под общ. ред. С. П. Кулика. – Витебск: ВГМУ, 2014. – 51 с.
11. Бакушев, В. В. Динамика развития партийной системы Республики Беларусь в современных условиях / Бакушев, В.В., Барышева М.А. // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. – 2014. – № 1-2 (6-7). – С.175-184.
12. Барамидзе, С. М. Понятия и признаки политических партий в Российской Федерации / C.М. Барамидзе // Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. – 2009. – Вып.2. – С.179-184.
13. Котляров, И. В. Политические партии Беларуси в начале XXI в.: социально-политический анализ / И. В. Котляров // Социологический альманах. – 2010. – С.30-38.
14. Лазуткин, А. В. Проблема типологизации партийной системы Республики Беларусь / А. В. Лазуткин // Научные труды Республиканского института высшей школы. – 2017. – № 16. – С. 82-90.
15. Никитенко, А. И. Место современных политических партий в политической системе общества / А.И. Никитенко // Управленческое консультирование. – 2015. – № 10. – С.40-47.
16. Подвинцев, О. Б. Партийные системы бывших союзных республик как отражение разнонаправленных тенденций развития постсоветского пространства / О. Б. Подвинцев // Россия и современный мир. – 2008. – С.168-174.
17. Сибиряков, И. В. Типология политических партий: исторический обзор / И. В. Сибиряков // Политический вектор-l. Комплексные проблемы современной политики. – 2013. – № 1. – С.140-150.
18. Список политических партий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rec.gov.by/ru/spisok-politicheskih-partiy.