Введение
Система школьного исторического образования переживает сегодня серьезные перемены, которые связаны с попытками пересмотреть, оптимизировать структуру и управление, содержание и формы. Современная школа находится в поиске технологий обучения и воспитания, позволяющих ей решать стоящие перед образованием и обществом проблемы адекватной социализации личности. Значительную роль при этом может сыграть историческое краеведение, включенное в современные образовательные процессы. Использование краеведческого материала на уроках истории приобретает особую важность как фактор формирования исторического мышления школьников, познания истории местного края, национального самосознания и социализации личности в целом.
Историко-краеведческая работа в школе способствует осмыслению учащимися сложных тенденций развития страны в целом и родного края, в частности; причастности к историческому развитию своей Родины. В этой связи осмысление истории развития, понимание закономерностей и особенностей школьного исторического краеведения представляет теоретический и практический интерес [1].
Изучение опыта учителей истории, анализ методической литературы и источников периодической печати позволяют говорить о значительном интересе учителей к историко-краеведческой работе; к использованию на уроках истории местного и краеведческого материала.
Вместе с тем, на сегодняшний момент педагоги испытывают затруднение в определении понятий «историческое школьное краеведение», «местный материал», «краеведческий материал», «региональный компонент исторического образования» и как следствие – испытывают затруднения в отборе наиболее методически обоснованных форм, методов и приемов организации учебных и внеурочных занятий на краеведческой основе.
Актуальность нашего исследования определяется противоречием между потребностью в осмыслении процесса становления и развития школьного исторического краеведения в одном из районов Гомельской области (на примере, Буда-Кошелевского) и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке.
Целью курсовой работы является изучение особенностей краеведческой работы в учреждениях общего среднего образования Буде-Кошелевского района.
В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:
1 Изучить литературу и источники по теме.
2 Дать характеристику организации краеведческой деятельности в учреждениях общего среднего образования Буда-Кошелевского района.
3 Проанализировать результаты школьного краеведения.
1 Историография и источники
Школьное краеведение является одной из форм исторического краеведения, представляющее всестороннее изучение учащимися близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой.
Школьное краеведение характеризуется комплексным изучением природных, экономических и социальных условий родного края. Под руководством краеведческих организаций школьники участвуют в экспедициях и экскурсиях, принимают участие в обследованиях памятников природы и древности, проводят анкетный опрос населения, изучают историческое прошлое населенных пунктов, экономику края.
Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения. Система, содержание и методика исторического краеведения соответствует общепедагогическим, дидактическим и предметно-методическим принципам и задачам, поставленным педагогической наукой перед обществоведческими предметами, внеклассной рабой и школьным краеведением [2].
Анализ работ, близких к проблеме исследования, свидетельствует о том, что в педагогике активно разрабатывались вопросы:
- использования краеведения в системе образовательного процесса учреждений общего среднего образования (Г.Ф. Гудков, П.В. Иванов, P.P. Муниров, И.В. Соколовская, К.В. Строев);
- методики историко-краеведческой работы на уроках (А.А. Вагин, И.С. Борисов, Н.Г. Дайри, Ю.А. Князев, Н.А. Колеватов, Г.Н. Матюшин, А.И. Стражев);
- тематики, форм и методов внеклассной краеведческой деятельности (А.А. Свечников, Д.В. Кацюба);
- истории методики и теории краеведческо-туристской деятельности школьников (Г.И. Годер, Л.М. Гурвич, И.И. Валеев, П.И. Истомин, П.И. Матрусов, А.Л. Остапец-Свешников);
- методики собирательной работы (В.Е. Туманов);
- создания школьных историко-краеведческих музеев (М.А. Лихачев, А.Е. Сейненский);
- использования народных традиций в воспитании подрастающего поколения (К.Ш. Ахияров, И.И. Валеев, П.П. Козлова) [3].
Отдельные аспекты развития, содержания и методики исторического краеведения в школе представлены в диссертационных исследованиях. В некоторых из них раскрыты и обоснованы условия, при которых местный материал приобретает краеведческий характер, показано отличие школьного краеведения от других средств, используемых в процессе обучения (И.И. Бабишин).
2 Организация школьной краеведческой работы
Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- познакомить учащихся с историей и современностью края;
- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
- развить у школьников стремление знать свой край;
- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;
- создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни;
- способствовать адаптации школьников к действительности своего края, профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни);
- способствовать становлению, развитию и упрочению учебно-воспитательных коллективов, семьи;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения [9].
Учреждения общего среднего образования могут реализовать одно, или несколько направлений краеведческой деятельности, обеспечивающих выполнение поставленных задач.
Направления краеведческой деятельности образовательного учреждения могут быть индивидуальны для каждого класса, объединения учащихся, вплоть до отдельного ученика, в зависимости от возможностей и интересов конкретных учащихся и их объединений.
Направления краеведческой деятельности образовательного учреждения могут быть индивидуальны для каждого класса, объединения учащихся, вплоть до отдельного ученика, в зависимости от возможностей и интересов конкретных учащихся и их объединений [10].
Краеведческая работа учреждений образования может развиваться по ряду направлений:
1. Историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное, археологическое и др.).
2. Естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.).
3 Результаты школьного краеведения в Буда-Кошелевском районе
Успешность работы по школьному краеведению, на наш взгляд, можно оценить в 3 направлениях:
– периодичность проводимых в районе мероприятий краеведческой тематики;
– динамика участия учащихся и педагогов в мероприятиях краеведческой тематики на различных уровнях (районном, областном, республиканском, международном);
– численность призеров в конкурсах и олимпиадах по краеведению в определенный период.
Кроме того, хотелось бы выделить еще один критерий, позволяющий оценить уровень краеведческой работы в районе – это наличие научного подхода, наличие систематических публикаций по определенной тематике, поскольку школьное краеведение – это один из действенных наиболее возможных и наиболее обещающих воспитательных приемов, требующих широкой продуктивной постановки научного изучения.
Проведем оценку результативности краеведческой работы в учреждениях общего среднего образования Буда-Кошелевского района Гомельской области.
Согласно данным Отдела образования спорта и туризма изучаемого района, нами была выведена кривая периодичности проводимых в мероприятий краеведческой тематики в 2010-2016 годах (рисунок 1).
По данным рисунка мы можем говорить о том, что в районе проводится достаточное количество мероприятий краеведческой направленности, причем наибольшая их численность наблюдается в сельских учреждениях общего
Заключение
Анализ источников по теме курсовой работы позволил нам сделать следующие выводы:
– школьное краеведение является честью образовательного процесса учреждения;
– материалы, собранные в процессе мероприятий школьного краеведения, являются практикоориентированными и могут использоваться в образовательном процессе (проведение уроков и внеклассных мероприятий);
– отмечается важность школьного краеведения в нравственном воспитании учащихся;
– краеведческая работа в рамках образовательного процесса регламентируется рядом нормативно-правовых актов;
– результаты школьной краеведческой работы в Буда-Кошелевском районе публикуются в местной газете «Авангард», а также ведется специальная статистика в учреждениях общего среднего образования.
Организации краеведческой деятельности в учреждениях общего среднего образования Буда-Кошелевского района сводится к осуществлению работы краеведческих объединений по интересам, клубов и школьных музеев является формирование у детей активной жизненной позиции на основе развития краеведческого мышления, национального самосознания, научных исследований и практической деятельности через организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.
Также одной из форм, позволяющих достичь этого единства, является система круглогодичной занятости детей через краткосрочные этнографические образовательные программы.
Проводимая в районе краеведческая работа развивается в следующих направлениях:
1. Моя семья. Предполагает изучение родословной семьи, истории происхождения фамилий и имен членов семьи, ближайших и дальних родственников, основоположников семейного древа, их социального происхождения и т. д.
2. Родная школа. Изучение истории и традиций образовательного учреждения, биографий известных выпускников и учителей школы, педагогических династий, достижений учеников школы.
3. Мое село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития; история названия населенного пункта, известные односельчане (горожане), история промышленных предприятий и культурно-просветительных центров.
4. История района (микрорайона). Историческое прошлое, история возникновения, особенности становления и развития промышленности (сельского хозяйства, животноводства и т.д.), народного творчества и прикладного искусства, образования и культуры.
1 Ашурков, В.Н. Историческое краеведение / В.Н. Ашурков. – М.: Просвещение. – 1980. – С. 8, 45.
2 Барков, А.С. О научном краеведении / А.С. Барков – М.: Просвещение. –1961. – С.19.
3 Вагин, А.А. Методика обучения истории в средней школе /А.А. Вагин. – М., Просвещение. – 1972. – С.27.
4 Горбунов, Б.И. Структура и содержание курса Народоведения// Преподавание истории в школе. – 1999. – № 8. – С. 53-54.
5 Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Приоритетные направления деятельности учреждений системы дошкольного образования в 2016/2017 учебном году» – Режим доступа: http://adu.by/ru/homepage/novosti/nauka/672-instruktivno-metodicheskoe-pismo-ministerstva-obrazovaniya-respubliki-belarus-prioritetnye-napravleniya-deyatelnosti-uchrezhdenij-sistemy-doshkolnogo-obrazovaniya-v-2016-2017-uchebno – Дата доступа: 12.04.2017.
6 Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 января 2006 г. №4 «Об утверждении Инструкции о проведении республиканской акции учащейся молодежи «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся» – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor24/text24427.htm – Дата доступа: 12.04.2017.
7 Приказы, положения, планы и отчеты о проведении мероприятий в рамках акции «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся» – Режим доступа: http://buda-koshelevo.gomel-region.by/ru/plan/ – Дата доступа: 12.04.2017.
8 Официальный сайт районной газеты «Авангард» - http://www.budakosh.by/o-gazete/gazeta-v-pdf/ - Дата доступа: 11.03.2017
9 Методика историко-краеведческой работы в школе / под ред.Н.С. Борисова. – М: Просвещение. – 1987. – С.118.
10 Попов, Т.Б., Археологические материалы в краеведческих музеях / Т.Б. Попов, В.М. Рауменбах – М, Просвещение. – 1954. – С.81.
11 Историческое краеведение / под ред. Г.Н. Манюшина. – М., Просвещение. –1975. – С. 182, 192, 197.
12 Кинкулькин, А.Т. Исторический процесс и его участники// Человек, деятельность, развитие общества / А.Т. Кинкулькин. – Вып.4. – М., Просвещение. – 1993. – С.35-46.
13 Милонов, Н.П. Изучение истории области в средней школе / Н.П. Милонов. – М., Просвещение. – 1968. – С.70.
14 Строев, К.Ф. Краеведение / К.Ф. Строев – М., Просвещение. –1974. – С. 68.
15 Историческое краеведение / под ред. Н.П. Милонова. – М., Просвещение. –1975. – С.178.
16 Кацюба, Д.В. Историческое краеведение в воспитании учащихся / Д.В. Кацюба – М., 1965. – 230 с.
17 Методика историко-краеведческой работы в школе. / Сост. Н.С. Борисов и др. – М.: Просвещение, 1982 – 223 с.
18 Внеклассная работа по истории / Под ред. С.С. Коваленко, Э.К. Шнекендорфа. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962 – 126 с.
19 Ставровский, А.Е. Внеклассная краеведческая работа / А.Е. Ставровский – М.: АПН РСФСР, 1951. – 15 с.
20 Иванов, П.В. Современное школьное краеведение. // Советская педагогика. – 1990 – №10. – С. 9-24.
21 Иванов, П.В. Педагогические основы школьного краеведения / П.В. Иванов – Петрозаводск, 2006. – С. 25-34
22 Краеведение: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2007 – С 35-44
23 Лихачев, Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Русская культура. – М.: Искусство, 2000. – С. 17-24.
24 Лярский, П.А. Пособие по краеведению / П.А. Лярский – Минск, «Высшая школа», 2000. – С. 40-43.
25 Титова, Е.В. Педагогические основы школьного исторического краеведения. // Проблемы модернизации образования: региональный аспект: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2002. – С. 132-135.
26 Краеведение / М. А. Никонова - СПб.: Academia, 2012 – 192 с.
27 Литература и историческое краеведение. 5-8 классы. Рабочая программа - СПб.: ВАКО, 2014 – 32 с.
28 Чащина, З.В. Краеведческая работа в начальных классах / З.В. Чащина – М.: Просвещение, 1961. – 52 с.
29 Сергеев, И.С., Сергеев, В.И. Краеведческая работа в школе. – М.: Просвещение, 2000.