Введение
Мусульманское право отображало в себе элементы предыдущих правовых культур Востока, а именно правовые обычаи и традиции. Во время правления династии Омейядов применялись институты Иранской правовой системы, также Византии и частично римское право. Они оказали значение для возникновения шариата, хоть и небольшое. Так же, чувствовалась связь восточной и западной цивилизаций. Основы права заложил пророк и последующие четыре праведных халифа. При них, путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман Коран и Сунна.
Мусульманское право оперирует принципами справедливости, которые Всевышний заповедовал в Священном Коране. Оно регулировало различные сферы человеческой жизни, определяло отношения людей между собой и с государственной властью. Основой исламской правовой науки является понятие «фикх», что в переводе с арабского означает «знание», «понимание». Первые упоминания о фикхах относятся ко времени жизни пророка. С его слов и со слов его сподвижников записывались первые хадисы. Но и после смерти его, эти записи не прекратились, их продолжили супруга пророка Аиша, Абдулла ибн Умар, Абдулла ибн Масуд и другие приближенные к семье пророка. Так складывалась теоретическая основа будущих школ Ислама. Информация накапливалась, передавалась последующему поколению.
Мусульманское право как отдельная правовая система со временем приобрела мировое значение. Оно возникло и оформлялось в рамках Арабского халифата. Долгое время не выходило за рамки Аравийского полуострова. Весь процесс развития был связан с эволюцией арабской государственности, от патриархально-религиозной общины в начале, до одной из крупнейших империй. Как только Арабский халифат был разрушен, мусульманское право не потеряло свое значение, оно приобрело новые масштабы и стало главным действующим правом в ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших ислам.
Сегодня у большинства людей существуют неправильно сложившиеся стереотипы об исламе, что порождает конфликты, как на бытовом, так и мировом уровне. И чтобы эти конфликты реже переходили в стадию вооруженного столкновения, нужно знать те правовые основы, обычаи и религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание мусульманского человека.
Целью данной работы является изучение особенностей мусульманского права.
Для достижения цели работы, были определены следующие задачи:
1. Рассмотрение истории развития мусульманского права
2. Анализ основных источников мусульманского права
3. Изучение основных отраслей мусульманского права
История мусульманского права и анализ отдельных его отраслей получили освещение в трудах видных ученых в области мусульманского права
Джон Андерсон, Рауль Шарль, Адам Кремен, Л. И. Климов.
Существенный вклад в исламоведение советского периода внесли А.Э. Шмидт, В. Бартольд, И.Ю. Крачковский, К.С. Кашталева, А.Я. Борисов, И.П. Петрушевский, Д.Рене, Л.Р. Сюкияйнен, А.Х. Саидов, А. Массе.
Это говорит о том, что изучение мусульманского мира и в частности права носит актуальный характер как сегодня так и в прошлых веках.
Глава 1 Особенности становления и развития мусульманского права
Первоначально шариат назывался конфессиональным правом, сначала его доктринально-нормативная часть вобрала в себя не только правовые институты, но и религиозную догму и мораль. На первых этапах развития шариата особое внимание уделялось не правам человека, а его обязанностям по отношению к Аллаху. Одной из самых важных обязанностей была ежедневная молитва, пост и правила погребения. Основными гуманными качествами мусульманина в Коране являются терпение, смирение и милосердие. Забота о слабых и забота о сиротах также поощрялась. Любые проявления человечества поощрялись забастовками общества и правительства. Мусульманин должен был повиноваться халифу и государственной власти: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и владельцам власти среди вас».
В 8-м веке, когда Шариат столкнулся с феодальными формами общественных отношений, он был преобразован из божественного правопонимания в рационалистическое, из случайных методов вывода правовых норм в логико-системные. Чуть позже, в 9 веке, юристы вводят рациональную оценку правового поведения в мусульманском праве, то есть действия человека оцениваются как правовое поведение, но это не означает, что они отделены от консервативных основ, выраженных в Коране и Сунне. Любой мусульманин, находясь за пределами своей страны, должен был уважать и чтить основы ислама. Постепенно с распространением ислама шариат стал глобальной правовой системой. Это отличало его от права западноевропейских государств, которое характеризовалось конкретностью, ограниченностью, внутренней несостоятельностью. Когда нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, они начали распространять свое влияние на Центральную Азию и часть Закавказья, на Север, а также частично на Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако такое быстрое, бурное и широко распространенное распространение ислама и шариата привело к определенным особенностям и различиям в толковании отдельных правовых институтов и решениях конкретных правовых споров [11]. Позже были установлены два основных направления в исламе. В шариате произошел раскол, где наряду с ортодоксальным направлением (суннитизмом) появилось другое направление - шиизм. Борьба между этими областями находит свое отражение в правовых нормах, касающихся различных аспектов жизни государства и общества. Шииты выступают за передачу государственной власти по наследству, обеспечивая светскую и религиозную власть в руках духовенства - имамов. Шииты признавали только те благословения, которые были заложены во времена правления халифа Али [16]. Сунниты, как представители ортодоксального ислама, в свою очередь, были разделены на самостоятельные юридические школы, которые носили имена самых выдающихся мусульманских юристов: ханифитов, маликитян, шафиитов, ханбалитов.
Самым многочисленным и распространенным из них была юридическая школа Ханифит, базирующаяся в таких странах, как Египет, Турция, Индия. В ходе своей деятельности эти школы сталкивались с различными проблемами общественной и государственной жизни, что приводило к противоречивым проблемам.
Глава 2 Источники мусульманского права
Коран переводится с арабского как «чтение вслух» священной книги мусульман. Согласно исламу, это сборник откровений, совершенных во имя Аллаха пророком Мухаммедом. Передача Корана была сделана через ангела Джабраила и длилась почти 22 года [1]. Во всех исламских странах он вместе с сунной служит основой для законодательства, как религиозного, так и гражданского и уголовного. Он содержит различные проповеди, ритуальные и правовые институты, молитвы, всевозможные поучительные истории и притчи, произнесенные Мухаммедом в Мекке и Медине.
Кроме того, большая роль источника в развитии шариата заключалась в том, что он позволил правящей религиозной элите Арабского халифата создавать новые правовые нормы, адаптированные к изменяющимся условиям феодального общества, с учетом специфики завоеванных стран. , Другие, чуть менее важные источники права, примыкали к нему как к источнику права, дополняющему шариат. В 8-9 веках, благодаря широкому использованию метода иджтихад, исламское право активно развивалось доктринным способом. Вернее, в различных трудах упомянутых выше основателей основных юридических школ, а позже и в работах их ведущих последователей и учеников. В 10-м веке авторитетные юридические богословы провели работу по систематизации обширного юридического материала, накопленного к тому времени. В следующем столетии в связи с обострением противоречий между основными течениями в исламе и различными юридическими школами исламское право фактически не существовало как единая система. Внутренние различия в нем стали значительными.
Иджма не устанавливает нормы, которые не указаны в Коране и Сунне. Он только одобряет четкое юридическое толкование положений этих двух основных источников шариата. По мнению докторов права, иджма используется для углубления и развития юридической интерпретации божественных источников. Узаконенный своей связью с Кораном и сунной, он вступил в силу только после смерти пророка и при наличии ряда условий. Этот источник может быть явным или подразумеваемым. Чтобы верховенство права основывалось на иджме, необязательно, чтобы масса верующих признавала его, или чтобы это правило соответствовало общему чувству всех членов общества. Единство - это единство компетентных людей фукахи. Их совместное мнение дает юридическое решение силу закона. Коран, Сунна и Иджма являются тремя источниками исламского права, но они являются источниками другого плана.
Коран и Сунна являются основными источниками. Основываясь на основных принципах, содержащихся в них, ученые установили норм фикха. В настоящее время иджма является единственной догматической основой мусульманского права. Коран и Сунна - только его исторические основы. Третий источник исламского права имеет большое практическое значение. Только зарегистрированные нормы права, независимо от их происхождения, применимы. Все суннитские мадхабы воспринимают аль-иджму как источник права, но между ними существуют разногласия в отношении круга вопросов, которые могут быть решены на основе этого источника, и круга людей, чье мнение можно считать авторитетом.
Глава 3 Основные отрасли мусульманского права
3.1 Уголовное право
Несмотря на то, что очевидный консерватизм исламского права развивался под влиянием ряда школ суннитского и шиитского ислама, иджтихад назначил возможность выбора наиболее подходящих рецептов для рассматриваемого случая.
Определение преступления и его тяжести было основано на принципах религии. Были признаны пять основных ценностей ислама: это религия, жизнь, разум, продолжение вида, собственность. Все преступления, ущемляющие эти ценности, считались серьезными и наказывались более серьезно.
Кроме того, в зависимости от характера преступления и порядка наложения наказаний, а также от их видов все преступления были разделены на три основные категории: хадд, кисас и тазир.
Хадд включает в себя преступления, которые нарушают «права Аллаха» и связаны с нарушением основных ценностей ислама, за которые были установлены строго установленные наказания.
Категории преступлений включают семь видов преступлений: вероотступничество, бунт, пьянство, супружеская измена, ложное обвинение в совершении преступления, воровство, грабеж.
За вероотступничество полагается смертная казнь, так как это преступление приравнивается к государственной измене. Бунт тоже относится к числу самых опасных преступлений.
Употребление алкоголя строго запрещено исламскими фунгменталистами. Во многих странах, которые определяют уголовную ответственность на основе шариата, телесные наказания применяются за употребление алкоголя.
Внебрачные сексуальные отношения наказываются 100 ударами палкой каждому виновному. Если хотя бы один из них женат, то оба будут забиты камнями. Этот вид наказания применяется редко, поскольку для доказательства вины требуются доказательства, свидетельствующие о том, что мусульмане четверо мужчин.
За ложное обвинение в супружеской измене следует телесное наказание, которое запрещает давать показания в суде.
Воровство наказуемо отрезанием правой руки; вторая кража левой ноги, третья - левой руки. Если в краже участвовало несколько человек, все наказываются одинаково. Ограбление карается смертью.
Наибольшее количество преступлений против личности относится к категории касас, в которую входят убийства и телесные повреждения.
За убийство полагается смертная казнь. Но по просьбе родственников погибших допускается принятие выкупа (дия). Ранее выкуп за кровь был определен в 100 верблюдов за смерть мусульманина и 50 - за смерть мусульманской манной крупы. В настоящее время выкуп определяется в денежном выражении.
Заключение
Таким образом, нужно отметить следующий факт: мусульманское право не может существовать без Ислама, также как и Ислам без мусульманского права. С детства, воспитание человека в любой исламской стране, происходит по уже известному «сценарию», но надо отметить, что их правосознание не покидает их совсем, оно переплетается с культурными ценностями и нормами морали.
Не смотря на то, что мусульманское право имеет множество религиозных источников, граждане умеют разграничивать и распределять по значимости все предписания, указания и законы. Нужно отметить, что в настоящее время происходит формирование «современного» мусульманского права, отличного от устоявшегося.
Мусульманское право одна из главных современных правовых систем, у которой существует своя собственная правовая культура, идеология и наука.
Мусульманское право живое, универсальное учение, характеризующееся гибкостью и требующее всестороннего рассмотрения любой возникающей проблемы. Глубокие познания в области правоведения позволяют улемам грамотно расставлять приоритеты, последовательно решать сложные задачи, отстаивать принципы веры там, где это необходимо, и облегчать религиозную практику там, где это допустимо.
Кияс бывает двух видов: «явный» и «скрытый». Под явным киясом понимается такое сравнение, когда причина предписания определяется самим законодателем мусульманских законов. Скрытый кияс подразумевает тот случай, когда законодатель не может установить и понять причину какого-либо предписания. Такая причина постигается путем дедукции, т.е. выводом разума.
Все ученые и исследователи по-разному объясняют возникновение этого источника. Некоторые допускают мнение о влиянии философских и правовых учений покоренных народов. Это обусловлено тем, что факихи стали применять юридическую технику греко-римского права. Другие считают, что кияс появился в первом веке ислама, когда разгорелись споры между традиционалистами, сторонниками исключительной опоры на исторические источники, на авторитет Корана и Сунны, и сторонниками использования логических, рациональных методов решения религиозно-правовых вопросов, то есть возможности решения того или иного вопроса с помощью личного мнения мусульманина.
Есть также ханифитские богословы и факихи, которые объединяют кияс в одну группу с понятием «рай», другие суннитские мазхабы такое не признают, а самые ортодоксальные представители правовой мусульманской школы – захириты, в своей правовой практике опираются исключительно на «внешний», «явный» смысл Корана и Сунны, и их буквальное понимание.
Таким образом, можно сделать вывод, что не смотря на небольшую значимость этого источника мусульманского права по сравнению с другими, он практически находится в одном ряду с более важными и авторитетными источниками. Выполняя свои задачи, кияс находит отражение в таких функциях, которые дают разъяснения о положениях не закрепленных в Коране и Сунне, но в тоже время ссылается на них, так как его легитимность доказывается именно вышестоящими источниками мусульманского права.
1. Абу Хамид аль-Газали Весы деяний / Хамид аль-Газали Абу. – М. : Изд. дом "Ансар", 2007. – 216 с.
2. Абу Хамид аль-Газали. Наставление правителям / Абу Хамид альГазали. – М. : Изд. дом "Ансар", 2008. – 336с.
3. Айдын, Али-заде Ислам не такой! ... А какой? / Али-заде Айдын. – М. : Изд. дом "Ансар", 2008. – 288 с.
4. Аляутдинов, Ш. Все увидят Ад / Ш. Аляутдинов. – СПб. : Диля, 2008. – 368 с.
5. Артемов, В. Мусульманское право: исторический очерк // Российская юстиция. – 1997. – № 10. – С.21–23.
6. Барковская, Е. Ю. Мусульманское право и правовая культура / Е. Ю. Барковская. – М. : Изд-во РАГС, 2001. – 75 с.
7. Баширов, Л. А. Государство и религиозные организации в регионах традиционного распространения ислама // Мировой опыт государственно-церковных отношений. – М., 1999. – С. 317-344.
8. Беляев, Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье / Е. А. Беляев. – М. : Наука, 1965. – 305 с.
9. Бертельс, Е. А. Шиизм // Философская энциклопедия. – М., 1970. – Т. 5. – С. 508.
10. Боголюбов, А. С. Пресечение и наказание в мусульманском праве VIII-IX вв // Ислама Религия, общество, государство. – М., 1984. – С. 217-222.
11. Бурхануддин, М. Хидоя. Комментарии мусульманского права / М. Бурхануддин. – М. : Волтерс Клувер, 2008. – 656 с.
12. Вайсс Бернард, Дж. Дух мусульманского права / Дж. Вайсс Бернард. – СПб. : Диля, 2008. – 320 с.
13. Ван ден Берг, Л. В. С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. (пер. с голланд.) / Л. В. С. Ван ден Берг. – М. : Наталис, 2005. – 308 с.
14. Васильев, Л. С. История религий Востока : в 2 т. / Л. С. Васильев. – М. : Ун-т Ростов н/Д. : Республика, 1999. – 425 с.
15. Грюнебаум, Г. Э. фон. Классический ислам. Очерки истории (6001258) / Г. Э. фон Грюнебаум. – М. : Наука, 1988. – 215 с.
16. Грязневич, П. А. Ислам и государство (К истории государственно-политической идеологии раннего ислама) // Ислам: Религия, общество, государство. – М., 1984. – С. 189-203.
17. Грязневич, П. А. Ислам и государство (К истории государственно-политической идеологии раннего ислама) // Ислам: Религия, общество, государство. – М., 1984. – С. 189-203.
18. Дорошенко, Е. А. Шиитское духовенство в современном Иране / Е. А. Дорошенко. – М. : Наука, 1975. – 169 с.
19. Жданов, Н. В. Исламская концепция миропорядка / Н. В. Жданов. – М. : Междунар. отношения, 1991. – 216 с.
20. Жидков, О. А. История государства и права зарубежных стран: учебник / О. А. Жидков. – М. : Изд-во МГУ,1998. – Ч. 1. – 351 с.