Введение
Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальной возможности каждой отдельно взятой личности.
Главной целью современной школы, как социального института является разностороннее развитие детей, в том числе творческое, их познавательных интересов, учебно-познавательной компетенции, навыков самообразования, способности к самореализации личности.
Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются в качестве характеристики детского поведения. Творческая, поисковая активность ребенка является естественным состоянием. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Психическое, нравственное и физическое становление ребенка изначально являются основой для развития творческого потенциала ребенка, и служит базой самопознания и саморазвития.
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей являются уроки, внеурочная деятельность, система дополнительного образования, искусство, художественная деятельность.
На сегодняшний день, в педагогической практике, несмотря на имеющиеся многочисленные исследования, сложилось противоречие между целенаправленным развитием творческих способностей у детей младшего возраста и бессистемности организационно-методического обеспечения этого процесса на фоне огромного количества новых различных методик и технологий.
Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.
Вместе с тем, теоретический и анализ практической деятельности показал, что в рамках образовательных учреждений концептуальные идеи по развитию творческих способностей ребенка, структура этого процесса, критерии его успешности, его содержание, технология и педагогические условия эффективности имеют недостаточное научное обоснование и научно - методическое сопровождение, что позволило нам определить следующие противоречия между: развивающейся системой образования детей и недостаточной разработанностью структурных и содержательно - технологических компонентов образовательной среды младшего школьного возраста по развитию творческих способностей; растущей потребностью общества в развитии творческих способностей личности и недостаточной
1 Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
1.1 Сущность, характеристика и компоненты творческих способностей
Вопрос о том, что же такое творческая способность и, какова ее роль в жизни учащихся интересует многих психологов и педагогов нашего времени.
Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения [1, с. 78].
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение [2, с. 564].
Способности делятся на учебные и творческие, по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.
В психологии, прежде всего, трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию - успешности деятельности [3, с. 21].
Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности [4, с. 453].
Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы или отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека.
Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, ручной, пригодный, удобный». Способный здесь фактически понимается как умелый [5, с. 42].
Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача то более, то менее трудная.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума такие, как наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать и
2 Эмпирическое исследование уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
2.1 Организация и методы исследования
Базой исследования является государственное учреждение образование «Средняя школа № 15 г. Гомеля».
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участие 40 учащихся 1 и 3 классов. Для проведения экспериментальной работы была сформирована одна экспериментальная группа и одна контрольная. В экспериментальную группу вошли младшие школьники 1 класса, а контрольную группу составили младшие школьники 3 класса.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе была проведена диагностика с целью выявления уровня развития творческих способностей у младших школьников. После проведения диагностики, поделили школьников на две группы, одна из них контрольная, другая экспериментальная.
На следующем этапе исследования была разработана программа и апробирована программа развития творческих способностей младших школьников.
На третьем этапе после апробации программы развития творческих способностей была проведена повторная диагностика уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с целью оценки эффективности проведенных мероприятий.
Эмпирическое исследование уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста осуществлялось с использованием следующих методик:
1) субтест «Закончи рисунок» фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса. Назначение: оценка уровня креативности при помощи таких показателей как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Тест предназначен для диагностики творческих способностей начиная со старшего дошкольного возраста. Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса. Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. С детьми младшего школьного возраста проводится только индивидуальное тестирование. Время выполнения теста – 10 минут;
2) опросник креативности Дж. Рензулли. Опросник креативности – это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за
Заключение
Творческие способности учащихся важно и необходимо развивать. Учителям следует давать задания, направленные на развитие творческих способностей, так как это формирует личность, позволяет ей творчески развиваться. Проблема творчества изучается давно и имеет большой развивающий потенциал, но, к сожалению, специальных работ недостаточно, чтобы развивать все возможности данного проекта для развития творческих способностей младших школьников.
Так, мы можем сказать, что одаренность не определяется наследственностью, имеет связь интеллектуальными способностями, но не значительную. Творческие способности, в какой-то степени, определяются наследственными предпосылками, но главное, что способствует их формированию и развитию это: раннее начало, предоставление свободы выбора, среда, окружающая ребенка, поощрение творчества; активные методы обучения: диагностические, решение проблемных ситуаций, проблемный диалог, дидактические игры; творческий потенциал самого учителя.
В заключение курсовой работы, хотелось бы отметить, что поставленная цель над работой выполнена успешно. В первой главе показано, что творчество является необходимым компонентом для развития личности в современном обществе. Рассмотрена сущность и компоненты творческих способностей. Показаны психолого-педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников. Во второй главе представлены методики и анализ результатов эмпирического исследования.
Для выявления уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста следующие методики: субтест «Закончи рисунок» фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса; опросник креативности Дж. Рензулли. Эмпирическое исследование показало, что у большинства испытуемых показатели творческих способностей соответствует возрастной норме. Выявлены достоверные различия между группами учащихся 1 и 3 классов по параметрам творческих способностей: оригинальность более выражена у учащихся 1 класса, чем у учащихся 3 класса; разработанность более выражена у учащихся 3 класса, чем у учащихся 1 класса. Способность продуцировать уникальные идеи более выражены у учащихся 1 класса; способность детально разрабатывать придуманные идеи более выражена у учащихся 3 класса.
Большинство младших школьников имеют высокий и средний уровень креативности. Также обнаруживается небольшое число учащихся с очень высоким уровнем креативности. Средний уровень креативности имеют треть учащихся 1 класса и половина учащихся 3 класса. Низкий уровень креативности выявлен у небольшого числа учащихся 3 класса. Выявлены достоверные различия между учащимися 1 и 3 класса по уровню
1 Крутецкий, В.Н. Психология / В.Н. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986. – 594 с.
2 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: 2007. – С. 757.
3 Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. – СПб.: Из-во Буковского, 2005. – 60 с.
4 Ильичев, Л.Ф. Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев, Н.Н. Федосеев. – М., 2003. – С. 649.
5 Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
6 Шмаков, А.Е. Игры – шутки, игры – минутки / А.Е. Шмаков. – М.: Нов. Школа, 2003. – 240 с.
7 Леднева, С.А. Идентификация детской одаренности педагогами / С.А. Леднева //Научно-практический журнал. – 2007. – № 1. – С. 42.
8 Ендовицкая, Т.О. О развитии творческих способностей / Т.О. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 12. – 475 с.
9 Давыдов, В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. – М., 1993. – С. 126 – 126.
10 Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. – 651с.
11 Дубровина, М.В. Индивидуальные особенности школьников / М.В. Дубровина. – М.: Просвещение, 2002. – 365 с.
12 Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. – 2001. – № 2. –С. 101 –104.
13 Соина, И.А. Влияние социально-психологических условий на становление ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России / И.А. Соина. – М.: AHO УМО «Инсайт», 2005. – С. 375 – 376.
14 Иполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия», сущность, классификация / Н. Иполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education 1. – 2012. – № 1. – С. 8 – 14
15 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – Москва: Народное образование, 1998. – 256 с.
16 Асташова, Н.А. Аксиологическое образование современного учителя: методология, концепция, модели и технологии развития: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Асташова. – Брянск, 2001. – 496 с.
17 Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан. университета, 1988. – 238 с.
18 Крупеник, Л.В. Программа «Солёная сказка». – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/11/23/programma-solyonaya-skazka/ – Дата доступа: 19.04.2016.
19 Ахмедова, И.В. // Программа по внеурочной деятельности кружок «Бисерок». – 2014. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/02/28/programma-kruzhka-biserok/ – Дата доступа: 17.05.2017.
20 Селезнева, Н.Ю. // Программа дополнительного образования «Палитра». – 2011. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2011/10/11/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-palitra/ – Дата доступа: 19.05.2017.
21 Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнобразования / Н.М. Конышева. – М.: Академия, 1999. – 320 с.
22 Степаниденко, Н.С. Информационно-образовательный портал ХМАО [Электронный ресурс] / Н.С. Степаниденко // Авторизованная программа по предмету «Уроки искусства». – Режим доступа: http://eduhm.ru/publ/mkhk/avtorizovannaja_programma_po_predmetu_quot_uroki_iskusstva_quot/25-1-0-119/ – Дата доступа: 12.05.2017.
23 Дружинин, В.Н. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. – 1994. – № 4. – С. 40 – 43.
24 Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя / Л.В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
25 Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения / Е.А. Панько. – Минск: Зорны верасень, 2006 . – 264 с.
26 Немов, Р.С. Психология: в 3 кн / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 496 с.