Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие межличностного взаимодействия
1.2 Особенности формирования межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
1.3 Значение сюжетно-ролевой игры для формирования межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ИН
Глава 2 Исследование особенностей межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3 Рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр в коррекционной работе у детей дошкольного старшего возраста
Заключение
Список использованных источников
Введение.
В настоящее время все большую озабоченность вызывает проблема увеличения числа детей-инвалидов, в том числе детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. В последние годы отечественные исследователи уделяют большое внимание проблеме общения нормально развивающихся детей дошкольного возраста (З. М. Богуславская, Л. Н. Галигузова, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова и др.). Однако сегодня, несмотря на значимость проблемы, межличностное взаимодействие детей дошкольного возраста с нарушениями умственного развития со сверстниками (Д.И. Огене, Ж.Н. Головин, Ю.С. Слепович и др.) изучено недостаточно; не разработана система работы по развитию межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками.
Основной задачей специального дошкольного образования является, прежде всего, создание условий для максимального развития реальных и потенциальных способностей ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями с целью его социализации. Социализация определяется как процесс и результат активного усвоения человеком социального опыта, интеграции человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей, усвоение их культурных элементов, социальных норм и ценностей, на основе из которых формируются поведение, самосознание и личные качества.
Важнейшим компонентом общей развивающей и коррекционной работы является преодоление социальной недостаточности ребенка. Л.С. Выготский отметил, что «специальное образование должно быть подчинено социальному развитию ...». Одним из основополагающих принципов является положение о формировании личности ребенка в процессе сотрудничества и взаимодействия с окружающими его людьми. Успех его формирования зависит от социальной ситуации развития ребенка, системы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в дошкольном учреждении и в семье – двух важнейших социальных институтах общества (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, и так далее).
Глава 1 Теоретические аспекты формирования межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
1.1 Понятие межличностного взаимодействия.
Проблема межличностного взаимодействия дошкольников является сегодня важной психолого-педагогической проблемой, которую необходимо решать. По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека» [17].
В психологии межличностное взаимодействие, его содержание интерпретируются неоднозначно. Существует множество подходов к рассмотрению такого широкого феномена, как в отечественной, так и в зарубежной психологии.
А. А. Бодалев характеризует межличностное взаимодействие «как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга» [2, с. 122].
В психологическом словаре А. В. Петровского и М. К. Ярошевского межличностное взаимодействие трактуется в виде системы установок, ожиданий и ориентаций членов группы, относительно друг друга, которые обусловлены ценностями, содержанием и организацией совместной деятельности, на которых основывается общение людей [15, с.113-114.].
По мнению В. Н. Кунициной, межличностное взаимодействие является субъективно переживаемым, личностно значимым, эмоционально-когнитивным отражением людьми друг друга в межличностном взаимодействии [9].
Глава 2 Исследование особенностей межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
2.1. Методика проведения констатирующего эксперимента.
На сегодняшний день вопрос развития межличностного взаимодействия заслуживает особенно внимания: дети с нарушением интеллекта чувствуют капитальные трудности в общении с друг другом и взрослыми. Они не могут по личной инициативе обратиться к кому либо, иногда стесняются при общении даже со знакомыми людьми. Дошкольники не умеют поддерживать контакты, не могут координировать собственные поступки с партнерами по общению, адекватно выражать свою желания, эмоции.
Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие межличностного взаимодействия, необходимо иметь представление об уровне его сформированности у детей.
В связи с этим нами было организованно экспериментальное изучение межличностного взаимодействия у старших дошкольников с нарушением интеллекта. Базой исследования является… . В исследовании принимали участие 12 детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (экспериментальная группа) и 12 детей с нормальным психофизическим развитием (контрольная группа).
Экспериментальная работа проводилась в знакомых для детей условиях группы.
Первым этапом нашего исследования было изучение и анализ уровня сформированности межличностного взаимодействия у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Диагностикой уровней развития общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, выявлением межличностного взаимодействия занимались такие педагоги и психологи, как О.В. Дыбина, Г.А. Урунтаева, Е.И. Щербакова, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, Ю.В. Филиппова и другие.
Заключение.
На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности – через отношения данного индивида с остальными участниками группы. При разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными.
Общение детей с интеллектуальной недостаточностью с взрослыми находится на более низком уровне развития, чем у их нормально развивающихся сверстников. У детей с интеллектуальной недостаточностью, несмотря на крайне низкие средние показатели, которые также свидетельствуют о сниженной потребности в общении, сохраняется поступательный характер развития деятельности общения от низших форм к высшим. Общение детей с интеллектуальной недостаточностью друг с другом тоже отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Общение со сверстниками у детей с интеллектуальной недостаточностью носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно–ролевую игру дошкольников с интеллектуальной недостаточностью можно определить скорее, как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.
Сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством формирования межличностного взаимодействия ребенка дошкольного возраста в период детства. А также развития отношений детей друг с другом. Трудно переоценить роль сюжетно-ролевых игр в формировании коммуникативной деятельности, в том числе навыков, так необходимых для дальнейшего обучения на следующей ступени образования – в начальной школе.
1. Аугене, Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации / Д.Й. Аугене // Дефектология. – 1987. – № 4. – С. 76–80.
2. Бодалев, А. А. О взаимосвязи общения и отношения [Текст] / А. А. Бодалев // Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 122-127.
3. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 c.
4. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.
5. Духновский, С.В. Переживания дисгармонии межличностных отношений. / С.В. Духновский. – Курган: Издательство Курганского гос. ун-та, 2005. – 174 с.
6. Духновский, С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. / С.В. Духновский. – СПб.: ООО Издательство «Русь», 2005. – 54 с.
7. Короткова, Н.Я. Организация сюжетно-ролевой в детском саду / Н.Я. Короткова. – М.,1990. – 96 с.
8. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения / Е.Н. Кравцова // Дошкольное образование. – 2005. – № 3. – С. 2–6
9. Куницына, В. Н. Межличностное общение [Текст] / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова. – СПб. : Питер, 2007. – 367 с.
10. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2005. – 214 с.
11. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: 1996. – 144 с.
12. Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 2000. – 516 с.
13. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью / М.С. Певзнер // Дефектология. – 2000. – № 3. – С.12–16.
14. Переслени, Л.И. Задержка психического развития – вопросы дифференциальной диагностики / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова // Вопросы психологии. – 2003. – № 1. – С. 5–8.
15. Психологический словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского, М. К. Ярошевского. – М., 1990. – С. 113-114.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 418 с.
17. Рысбаева, А. Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников [Текст] / А. Рысбаева, Г. А. Рысбаева // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5. – С. 78-80.
18. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР / Е.С. Слепович. – Минск: Академия Холдинг, 1989. – 64 с.
19. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. – М., 2000. – 160 с.
20. Сомкова, О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста / О. Н. Сомкова // Детский сад: теория и практика, 2012. – № 3. – С.6-17.
21. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с интеллектуальной недостаточностью / Р.Д. Тригер // Дефектология. – М., 1989. – №5. – С. 6-15.
22. Ульенкова, У.В. Дети с интеллектуальной недостаточностью / У.В. Ульенкова. – М.: Просвещение, 2000. – 184 с.
23. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2006. – 384 с.
24. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1999. – 460 с.