ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ И ЕЭС-ЕС
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ СБЛИЖЕНИЮ ТУРЦИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ
3.1 Замедление процесса модернизации и демократизации Турции
3.2 Проблема Кипра
3.3 Культурно-религиозная самобытность Турции как фактор, ставящий под сомнение ее идентичность со странами ЕС
ГЛАВА 4 РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ И ЕС В 2014-2016 ГГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Перспектива вступления в Евросоюз – это важнейший фактор, определяющий общественно-политическое и экономическое развитие современной Турции, вне которой невозможно понимание его логики и перспектив. История отношений ЕС и Турецкой Республики, основным содержанием которых является постепенное продвижение Турции от ассоциированного к полному членству в европейской интеграционной группировке, насчитывает свыше 50 лет.
Период с подачи Турцией заявки на создание отношений ассоциации с ЕЭС в 1959 г. до отказа ей во вступлении в 1989 г. можно считать первым этапом взаимоотношений сторон, когда закладывались их основы и очерчивался круг важнейших обязательств для дальнейшего развития взаимодействия. Подписание соглашения об ассоциации в 1963 г. заложило фундамент развития сотрудничества практически во всех сферах. Отсчет второго этапа взаимоотношений сторон логично начать с подписания Договора о Европейском союзе в 1992 г. Реальным достижением нового курса Турции в отношении Европы стало подписание в 1995 г. соглашения о таможенном союзе с ЕС. Процесс сближения в рамках таможенного союза вылился в многоформатное экономическое сотрудничество сторон. Третий этап, начавшийся с предоставления Турции статуса страны-кандидата на вступление в ЕС в 1999 г., характеризуется возобновлением активного политического диалога прежде всего по проблемам демократизации. Данный политический диалог, создав необходимые каналы взаимодействия, дал возможность сторонам узнать и обсудить интересы и намерения друг друга, в определенной степени согласовав их.
Однако шаги по дальнейшему сближению сторон по целому ряду причин откладывались. В частности, деятельность, связанная с подготовкой и принятием в ЕС стран ЦВЕ в 2004 г., отложила решение проблемы вступления Турции. Вместе с тем активные преобразования в стране сделали возможным начало в 2005 г. переговоров о принятии Турции в ЕС, что ознаменовало новый современный этап развития взаимодействия сторон. В значительной степени этому способствовала заинтересованность Евросоюза в широком задействовании политических, социально-экономических и гуманитарных средств для нейтрализации таких угроз, как терроризм, исламский фундаментализм, нелегальная иммиграция, обеспечении стабильности в Восточном Средиземноморье путем интеграции Анкары в систему обороны Запада; в активизации своей роли в урегулировании конфликтов.
ГЛАВА 1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
Следует отметить очевидную недостаточность освещения отношений ЕС и Турции в историографии.
При написании данной курсовой работы была использована литература российских и зарубежных авторов последней четверти XX – начала XXI вв., посвященная взаимоотношениям Турции и Европейского союза в их последовательном развитии.
Были использованы обобщенные исследования по истории начала взаимодействия Турецкой Республики и ЕЭС. Это было необходимо для более широкого ознакомления с темой работы. Необходимо было проследить последовательность проводимой политики европейскими лидерами в интеграционном процессе с Турцией.
К рассмотрению был принят ряд работ по истории политического развития Турции в ХХ вв. Использование материалов по данной теме позволило более детально оценить общие тенденции и специфику развития взаимоотношений Турецкой Республики и ЕС.
Из научных исследований данной проблемы следует выделить две работы, посвященные интеграции Турции и ЕС. Это исследование Ю.С. Кудряшовой «Турция и Европейский союз: история, проблемы и перспективы взаимодействия» [15] и монография В.В. Кунакова «Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции», в которой рассмотрены основные этапы взаимоотношений сторон с момента заключения соглашения об ассоциации в 1963 г. до создания между Турцией и ЕС таможенного союза в 1995 г. [16]. Обе работы носят общий характер и имеют своей целью рассказать об интеграции Турции и ЕС за определенный хронологический период.
В работе В.В. Кунакова основное внимание уделяется экономическому сотрудничеству сторон, в нем отсутствует детальный анализ преобразований во внутренней и внешней политике Турции с целью соответствия демократическим стандартам ЕС. Совершенно иной подход к проблеме можно увидеть в работе Ю.С. Кудряшовой. Автор помимо экономических преобразований затрагивает внутриполитические реформы, проведенные в Турции с целью вступления в ЕС. Монография Ю.С. Кудряшовой, по сути, представляет собой энциклопедию европейского направления во внешней политике Турции, поскольку в ней исследован весь комплекс политических, экономических, идеологических, религиозных и культурологических проблем, которые на протяжении всего периода интеграционной политики Анкары в той или иной степени влияли на содержание и динамику развития этого процесса. Достоинством монографии является ее информационная насыщенность.
ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ И ЕЭС-ЕС
31 июля 1959 г. Турция обратилась к тогда еще Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС) с заявлением о приеме. Как пишет известный турецкий обозреватель Али Биранд, «сам тогдашний премьер-министр А. Мендерес не представлял себе масштабов начатого дела. В начале июня 1959 г. в Анкару из Брюсселя поступила информация о том, что Греция подала заявку на вступление в ЕЭС. В Анкаре запаниковали, так как не были готовы к подобному развитию событий. Ближайшее окружение А. Мендереса полагало, что Афины нельзя оставлять в одиночестве в европейском клубе, ибо, если Греция будет одна, то она станет проводить антитурецкую политику» [2]. Соперничество с Грецией долго оставалось главным движущим мотивом стремления Турции в «объединенную Европу».
За прошедшие более чем полвека претерпела изменения цель, которую вначале преследовала Турция. Первоначально это было членство в Таможенном союзе – его Турция получила в 1995 г. Но к тому моменту многое изменилось – ЕЭС превратилось в Европейский союз (ЕС), место Римского договора (1957 г.) занял Маастрихтский договор (1992 г.), – и простое пребывание в Таможенном союзе без полноправного членства в Евросоюзе уже не удовлетворяло Турцию. Борьбу за присоединение к ЕС в качестве полноправного члена она повела еще с 1987 г., когда тогдашний премьер-министр и «создатель турецкого экономического чуда» Т. Озал подал соответствующую заявку. Но за последующее десятилетие, несмотря на геополитическое положение страны, ее стратегическое значение для Запада и многолетнее членство в НАТО, Турция смогла добиться довольно скромных результатов. Время существенных подвижек наступило лишь в конце 1990-х годов [16, c. 56].
В июне 1998 г. Евросовет на своем саммите в Кардиффе постановил, что в соответствии со ст. 28 Договора об ассоциации (1963 г.) и рекомендациями саммита Евросоюза в Люксембурге (декабрь 1997 г.) Еврокомиссия представит доклад по Турции. На тот момент последняя еще даже не получила статуса страны-кандидата. Тогда же была принята разработанная Еврокомиссией так называемая «Европейская стратегия для Турции», предусматривающая принятие ею правовых стандартов ЕС и распространение условий Таможенного союза на секторы услуг и сельского хозяйства. Уже в октябре 1998 г. Еврокомиссия представила свой первый ежегодный доклад по Турции. Эти шаги, однако, не изменили общего характера политики ЕС в отношении Турции. В то время как в отношениях Евросоюза с государствами Центральной и Восточной Европы, помимо оказания им финансовой поддержки, твердое
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ СБЛИЖЕНИЮ ТУРЦИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ
3. 1 Замедление процесса модернизации и демократизации Турции
Застой в переговорах, возникший в декабре 2006 г. в связи с решением Европейского совета об их «замораживании», негативно сказался на проведении реформ в Турции, последовавших после признания за ней статуса страны-кандидата.
Причинами стали, с одной стороны, негативная позиция ряда европейских лидеров, замешательство в Европе в связи с провалом ратификации Европейской конституции, рост числа препятствий в ходе переговорного процесса. С другой стороны – турецкое правительство упустило возможности и оказалось не в состоянии поддерживать инерцию реформ еще до того, как столкнулось с множеством внутренних неурядиц.
Начиная с 2007 г., правящей ПСР пришлось отвечать на многочисленные вызовы со стороны спонтанной кемалистской коалиции своих консервативных оппонентов, включая армию, часть судейского корпуса и основную оппозицию в лице НРП [33, с. 71].
Комиссия Ахтисаари в своем новом докладе выразила убеждение в необходимости для Турции возобновить ряд важных проектов, чтобы встать на уровень европейских норм. В первую очередь речь идет о подготовке к принятию новой конституции, призванной заменить существующий Основной закон, одобренный в 1982 г. еще при военном правлении.
Чтобы соответствовать правовым стандартам ЕС, Турции предстояло заполнить многие пробелы в действующем законодательстве. В частности, необходимо было принять закон об учреждении института омбудсмена. В качестве очередного шага к введению полной прозрачности и снижению уровня коррупции в государственных органах – стремление к этому служит одной из главных причин поддержки простыми турками процесса вступления в ЕС – Турция должна также принять стандарты Евросоюза в сфере заключения контрактов на государственные закупки. Свобода ассоциаций, равные права в области образования и доступа в семинарии должны быть распространены на все религиозные конфессии [20, c. 91].
Предстояло также сузить излишне широкое определение терроризма в Законе о противодействии террору и обеспечить европейские стандарты при интерпретации и применении его ограничительных положений судами и службами безопасности. Одним из реальных примеров является пересмотр статьи 301 УК «об оскорблении турецкой нации, государства и
ГЛАВА 4 РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ И ЕС В 2014-2016 ГГ.
На отношения Турции и ЕС в рассматриваемый период главным образом оказали события так называемой «арабской весны». Очевидным следствием ее стала трансформация не только политических режимов, но также региональной подсистемы международных отношений, открыла перед Турцией возможность активного участия в формировании нового порядка на Ближнем Востоке. В этом смысле ближневосточное турне премьер-министра Турции Р. Эрдогана (12-15 сентября 2011 г.), включавшее посещение «постреволюционных» Египта, Туниса и Ливии, стало своего рода «программным заявлением» Турции, стремящейся утвердиться на ведущих позициях в новой региональной конфигурации [24]. Процесс трансформации ряда арабских стран был воспринят Анкарой как открытие широких возможностей для наращивания своего влияния. Турция попыталась стать или, по крайней мере, выглядеть доминирующей региональной державой, лидером исламского мира, выразительницей и защитницей интересов мусульман, а также образцом для новых постреволюционных режимов.
В качестве ответа на события «арабской весны» ЕС разработал программу SPRING (Поддержка партнерства, реформ и инклюзивного роста). В этой программе мы видим две обновленные стратегии ЕС в регионе, целью которых является решение насущных социально-экономических проблем, стоящих перед партнерами в регионе, и их поддержка в период перехода к демократическому режиму. На период 2011-2012 гг. на реализацию программы было выделено 350 млн евро. Предполагалось, что предоставляемая поддержка будет адаптироваться к нуждам конкретной страны и основываться на оценке ее успехов в деле построения демократического общества и на принципе «больше за большее», т. е. чем больше успехов добиваются страны в проведении демократических реформ и институционального строительства, тем больше поддержки они могут ожидать от программы SPRING [19, с. 11].
В результате гражданской войны и военного конфликта, продолжающегося в Сирии с марта 2011 г. по настоящее время, жертвы войны, в большинстве своем женщины и дети, вынужденные покинуть страну, укрылись в соседних странах, таких как Ливан, Египет, Ирак, Иордания и Турция. Беженцы, количество которых с каждым днем все увеличивается, превратились в региональную проблему. Верховный комиссар ООН А. Гутьеррес в своем интервью газете Telegraph заявил: «Со времени геноцида в Руанде, произошедшего примерно 20 лет назад, мы никогда еще не сталкивались с таким большим потоком беженцев, растущим в угрожающих
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема взаимодействия Турции и ЕС представляет собой комплексную проблему. Многосложный характер современной системы международных отношений объясняет широкомасштабный спектр связей Турции и ЕС. На основе изучения широкого круга документов и научно-аналитических материалов были рассмотрены все аспекты процесса продвижения Турции к интеграции с ЕС, начиная с истории вопроса, возникновение которого относится к началу 60-х годов прошлого века, и вплоть до конца 2016 г.
Подводя результат исследованию, можно прийти к следующим выводам.
1. Изучение историографии вопроса показало, что далеко не все аспекты взаимоотношений Турецкой Республики и Европейского Союза получили должное освещение. В целом можно сказать, что историография процесса интеграции Турции и ЕС рассматриваемого периоды еще до конца не оформилась.
2. Отношения ЕС и Турции, отсчет истории которых ведется с момента подписания в 1963 г. Протокола об ассоциированном членстве Турции тогда еще в ЕЭС, насчитывают свыше 50 лет. Лишь в 1999 г. Турция получила статус страны-кандидата, причем при гораздо больших сомнениях со стороны стран-членов ЕС, чем многие страны Восточной Европы. Большинство из них уже получили статус члена, меж тем как с Турцией в 2005 г. лишь начались переговоры о вступлении. Их ход также отмечен возникновением сложностей и перерывов.
3. Факт начала переговоров о принятии Турции в Евросоюз в 2005 г. подразумевает, что она соответствует основным условиям членства – является европейской страной и придерживается соблюдения прав человека, плюралистической демократии и верховенства закона. Финансирование Евросоюзом хода реформ в Турции подтверждает понимание им необходимости выполнения обязательств по отношению к ней. Кроме того, переговоры о вступлении дают возможность влиять на ход событий в Турции, оказывать на нее экономическое и политическое давление. Сторонники принятия Турции, в основном левые и умеренно-консервативные силы, либерально настроенная общественность, настаивают на том, что когда она будет внутри ЕС, на нее станет легче оказывать влияние.
4. В числе проблем, которые ЕС считает основными препятствиями на пути к вступлению, следует назвать полуавторитарную политическую систему с высокой ролью военных, периодически вмешивающихся в политический процесс путем запрета партий, объявляющихся угрозой государственной безопасности, или даже путем государственного переворота;
1. Берг, И.С. О визите канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Турцию / И.С. Берг // Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iimes.ru/rus/frame_stat.html. – Дата доступа: 28.04.17.
2. Биранд, М.А. Наступил 50-ый юбилейный год // Milliyet. 2009. 31 июля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.milliyet. – Дата доступа: 30.04.2017.
3. Ближний Восток: взгляд из Турции – 16.02.2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.trt.net.tr/russian/blizhnii-vostok-vzghliad-iz-turtsii. – Дата доступа: 20.04.17.
4. Богуславска-Каня, И. Позиция Европейского союза по вопросу о начале акцессионных переговоров с Турцией / И. Богуславска-Каня // Европа. – 2004. – Т. 4. − № 3(12). – С. 31-36.
5. Выводы Европейского совета. Ноябрь, 2006. – С. 4-8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.consilium.europa.eu/register/en/content/out. – Дата доступа: 23.04.17.
6. Выводы Европейского совета Февраль, 2009. − С. 4-8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.consilium.europa.eu/register/en/content/out. –Дата доступа: 02.05.17.
7. Выступление Романо Проди по заявлению Турции о присоединении (Брюссель, 6 октября 2004 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //www. cvce.eu/ en/ obj /address_given_by_romano _prodi _on_ turkey_ s_ application_for_accession_brussels_6_october_2004. – Дата доступа: 28.05.17
8. Гаджиев, А.Г. К вопросу о значении Турции на международной арене / А.Г. Гаджиев // Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.iimes.ru/rus/frame_stat.html. –Дата доступа: 28.05.17.
9. Гурьев, А.А. Перспективы вступления Турции в ЕС / А.А. Гурьев. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.iimes.ni/rus/stat/2005/14-07-05.htm. – Дата доступа: 28.05.17.
10. Гурьев, А.А. Ситуация в Турции: апрель 2010 / А.А. Гурьев // Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iimes.ru/rus/frame_stat.html. – Дата доступа: 28.05.17.
11. Гурьев, А.А. Ситуация в Турции: июль 2010 /А.А. Гурьев // Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.iimes.ru/rus/frame_stat.html. – Дата доступа: 28.05.17.
12. Евроньюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.euronews.net.29 января 2010. – Дата доступа: 23.05.17.
13. Иванова, И.И. История и современное состояние Кипрского вопроса / И.И. Иванова // Турция на рубеже XX-XXI веков. Сборник статей, отв. ред. Зайцев И.В., Ульченко Н.Ю. – М.: Институт востоковедения РАН, 2008. – С. 32-51.
14. Коваль, А. Меркель считает сотрудничество с Турцией ключевым в борьбе с наплывом беженцев / А. Коваль // ZN.UA. – 16 октября 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //zn.ua/WORLD.html. – Дата доступа: 23.05.17.
15. Кудряшова, Ю.С. Турция и Европейский союз: история, проблемы и перспективы взаимодействия / Ю.С. Кудряшова. – М.: Институт Ближнего Востока, 2010. – 364 с.
16. Кунаков, В.В. Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции / В.В. Кунаков. – М.: Институт Ближнего Востока, 1999. – 264 с.
17. Кэмерон: Турция вступит в Евросоюз к 3000 году. – 22 мая 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www .bbc.comrussian/news. – Дата доступа: 21.05.17.
18. Матвеев, В. Турция и Евросоюз: накануне большого разрыва Тема: Турция послепереворотная: Эрдоган, РФ и ЕС / В. Матвеев. – РИА Новости. Украина. – 15.08.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //rian.com.ua/analytics. – Дата доступа: 28.05.17.
19. Погосян, Р.А. Переосмысление «Арабской весны»: Западные аналитики о политике ЕС в южном Средиземноморье / Р.А. Погосян. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //elar.urfu.ru/bitstream. – Дата доступа: 22.05.17.
20. Поцхверия, Б.М., Проблемы Турции на пути в Европейский союз / Б.М. Поцхверия // Турция на рубеже XX-XXI веков. Сборник статей, отв. ред Зайцев И.В., Ульченко Н.Ю. – M.: Институт востоковедения РАН, 2008. – С. 89-94.
21. Преображенский, И. Турция и Евросоюз накануне разрыва / И. Преображенский // Россия и Турция: оттепель. – 23.12.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //inosmi.ru/politic/20160813/237530368.html. Дата доступа: 28.05.17.
22. Регулярный отчет 2004. – 06.10.2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //ec.europa.eu/neighbourhood-nlargement/sites/near /files/archives/ pdf/ key_documents/2004/rr_tr_2004_en.pdf. Дата доступа: 28.05.17.
23. Сердар, С. Комментарий: Саммит ЕС-Турция – историческое событие? 30.11.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://p.dw.com/p/1HEgi. – Дата доступа: 17.05.17.
24. Тарик Йылдыз Турция и арабская весна / Тарик Йылдыз. 22.05.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inosmi. ru/asia/20120522/ 192336792.html. – Дата доступа: 20.05.17.
25. Турция и ЕС согласовали принципы управления миграционным кризисом. 8 марта 2016 года. // РИА Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/world/20160308/1386702066.html. – Дата доступа: 25.05.17.
26. Турция стремится в Европу // Журнал Европейского Союза. – 2004. – № 35. – С. 43.
27. Турция в Европе: разрушение порочного круга. Сентябрь 2009г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.opensocietyfoundations. org/reports/turkey-europe-breaking-vicious-circle. – Дата доступа: 28.05.17.
28.Турция Дейли Ньюс (Turkish Daily News), 28.11.2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inosmi.ru/turkishdailynews_com_tr. – Дата доступа: 28.05.17.
29. Тьерри де Монбриаль. Турецкий вопрос /Тьерри де Монбриаль // Россия в глобальной политике. №4. – Июль-август 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.globalaffairs.ru. Дата доступа: 28.05.17.
30. Уолл Стрит Джорнал (The Wall-Street Journal), 30.03.2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wsj.com/europe. – Дата доступа: 03.05.17.
31. Харриет (Hürriyet): Эрдоган был в бешенстве, он почувствовал себя преданным. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //news.am/rus/news / 11898.html. Дата доступа: 18.05.17
32. Шлыков, В.И. Эволюция партийной системы Турции в период Третьей Республики (1983-2007) / В.И. Шлыков. // Турция на рубеже ХХ-ХХI вв. – М., 2008. – С. 95-117.
33. Шлыков, В.И. Армия в жизни турецкого общества в начале 2000-х гг. / В.И. Шлыков. // Турция накануне и после парламентских и президентских выборов 2007 г. – М., 2008. – С.54-90.
34. Шлыков, В. И. Турция на пути в Евросоюз: надежды и разочарования Анкары. / В. И. Шлыков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. perspektivy.info/oykumena/europe/turcija_na_puti_v_jevrosojuz_nadezhdy_i_razocharovanija_ankary_2010-06-21.htm. – Дата доступа: 10.05.17.
35. Шмидт, Г. Кто не принадлежит к Европе / Г. Шмидт. // Мировые дискуссии. – 2001. – Февраль. – С. 7-8.
36. Фрумкин, Б. Европейский совет // Европейский Союз: факты и комментарии. Вып. 39. – Декабрь 2004 – февраль 2005. – М., АЕВИС, 2005. – С. 5-7.