Введение
Глава 1 Необходимая оборона, крайняя необходимость и обоснованный риск: понятие и сущность
Глава 2 Причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение: понятие и сущность
Глава 3 Иные обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением: понятие и сущность
Заключение
Список использованных источников
В курсовой работе будет рассмотрена сущность таких понятий, как необходимая оборона, крайняя необходимость и обоснованный риск. Также будет охарактеризована сущность причинения вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение. Кроме того, будет дано понятие иных обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением.
Важнейший международный документ – Декларация прав и свобод человека и гражданина – определил главенствующую роль прав и свобод личности, обеспечение гарантий их реализации. Основной Закон Республики Беларусь включает норму, посвященную защите жизни человека «от любых противоправных посягательств». Данная обязанность государства, конституционно закрепленная, говорит в пользу устремления нашего государства к осуществлению правовых реформ и формированию истинно правового государства. Значительный урон интересам страны наносит такое явление как преступность, которая на сегодняшний день достаточно распространена.
К сожалению, государство не может стопроцентно защитить каждого человека от противоправных посягательств, в связи с чем государственные органы берут на себя обязательство обеспечить всевозможные варианты для защиты гражданином себя самого.
Каждый должен быть вправе защищать себя, свое собственное имущество или же законные права и интересы иных членов общества от каких-либо противоправных деяний.
Само по себе право человека защищать себя способствует предотвращению и пресечению уголовных преступлений и административных правонарушений [1, с.7].
Тему исследования позволяют раскрыть действующие правовые акты: Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Глава 1 Необходимая оборона, крайняя необходимость и обоснованный риск: понятие и сущность
Необходимая оборона по своей сути является общественно полезным деянием. Она выражает личное право лица и расценивается как отдельный самостоятельный способ борьбы с противоправными действиями. Необходимая оборона – это общедоступное средство самозащиты человека и гражданина, защиты им своих интересов и ценностей от преступных деяний. Также необходимая оборона выступает ключевым способом предупреждения преступлений и правонарушений.
Следует отметить, что одним из самых важных и главенствующих принципов соблюдения правового порядка страны должна являться взаимоответственность гражданина и государства. Наряду с государством, которое наделено правом предъявлять к членам общества правовые требования, каждый человек также может требовать от специальных государственных органов необходимого соблюдения выполняемых ими функций, касающихся обеспечения должного уровня безопасности в обществе и правового порядка, а также охраны прав и законных интересов гражданина. Исходя из этого, можно смело заявлять об большом значении необходимой обороны для социума. Актуальность рассматриваемого института не будет потеряна, пока будут существовать пока не закончится борьба с общественно опасными посягательствами, т.к. при этом затрагиваются и нарушаются права и законные интересы человека.
Сегодня явление необходимой обороны присуще уголовному праву преимущественно большинству мировых держав [2, с.507-508].
Итак, необходимая оборона выступает субъективным правом гражданина на противодействие в специально обозначенных обстоятельствах противоправному нападению. На гражданах не лежит обязанность осуществлять акт необходимой обороны. Закон не может требовать под угрозой наказания, чтобы граждане обязательно осуществляли принадлежащее им право необходимой обороны. Гражданин может, не осуществляя права необходимой обороны, уклониться от грозящей опасности, прибегнуть к помощи других лиц и т.п. Однако при этом в определенной ситуации, например, когда происходит нападение на интересы государства или общества, или на жизнь либо здоровье других лиц, необходимая оборона может являться моральной обязанностью граждан.
Глава 2 Причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение: понятие и сущность
Наделение человека правовой возможностью задерживать преступников для доставления их в специальные властные органы есть одна из мер реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности, что помогает приобщать граждан к противодействию противоправным деяниям. Законодательством не обозначается строго перечень субъектов, которые обладают правом задерживать лицо, совершившее общественно опасное деяние, теми или иными профессиональными навыками [14, с. 104].
Законными считаются такие меры по задержанию, которые наносят более меленький, равноценный или же чуть больший урон, нежели требуемый для задержания. Противоправным будет являться такой урон или ущерб преступному лицу, который значительно превысит степень опасности противоправного деяния [15, с.15].
Рассматриваемое право исходит по своей природе из положений обычного права, которое содержало право произвольного самоуправства над задержанным. Позднее институт задержания совершенствовался. Регулирование данного института стало осуществляться в границах правовых норм, определенных со стороны государства. При этом действия по задержанию ограничивались мерами, направленными только на то, чтобы не допустить возможность скрыться, или доставлением правонарушителя в органы власти, но не его наказанием.
Под составом уголовно-правового задержания следует подразумевать совокупность определенных элементов, составляющих правовой факт, который считается законом правомерным поведением и являет собой удержание лица, совершившего какое-либо противоправное деяние и намеревающегося сбежать с места происшествия. Такими элементами выступают субъект, объект, субъективная и объективная стороны. Субъектом правового задержания, т. е. носителем возможности использования на практике силовых методов задержания, может быть любое физическое лицо, исключая требования к возрасту, профессиональному или должностному статусу.
Глава 3 Иные обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением: понятие и сущность
Под иными обстоятельствами, исключающими признание деяния административным правонарушением Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях называет то, что не считаются правонарушениями, если соблюдается требование исправления нарушений и (или) восполнения нанесенного государству или другим лицам ущерба не позднее трех рабочих дней со момента подписания акта проверки, которая была осуществлена основываясь на законодательных нормах, а также международных договорах и актах, составляющих право Евразийского экономического союза:
- неуплата или уплата не в полной мере плательщиком, другим лицом, которое имеет определенные обязательства (кроме должностного лица юридического лица) налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский или местные бюджеты, учет которых проводится налоговыми органами, не превышающие одного процента от исчисленных названными субъектами сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, по итогам каждого календарного года или его части, в ситуации, когда проверяли часть календарного года);
- неуплата либо уплата не в полной мере должностным лицом юридического лица налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых проводится налоговыми органами, когда сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей за время исполнения таким лицом соответствующих обязанностей не более одного процента от всей суммы исчисленных плательщиком, другим обязанным лицом за указанный отчетный период сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей;
- невыполнение или выполнение не в полном объеме других обязательств, которое имело результатом нанесение имущественного ущерба, включая завышение стоимости подобных обязательств перед бюджетом, равных не более одного процента от требуемых к выполнению обязательств за рассмотренный период, и, кроме того, использование материальных средств и товарно-материальных ценностей нарушая нормы законодательства на сумму, превышающую десяти базовых величин.
Заключение
Проведя исследование, можно сделать следующие выводы.
1. Необходимая оборона есть защита жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда. Необходимая оборона является обстоятельством, исключающим преступность деяния. Необходимая оборона – это общественно полезное действие. Это важное средство предупреждения преступлений.
Крайняя необходимость определяется как действие, совершенное для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
Обоснованный риск представляет собой опасность причинения вреда государственным, общественным интересам или личным интересам граждан в целях достижения общественно полезной цели, если таковая не может быть достигнута действиями, не связанными с риском.
2. Согласно норме Уголовного кодекса Республики Беларусь, не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для передачи органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, когда оно пытается или может скрыться от следствия и суда, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.
Также не является административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное правонарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным.
1. Дядюн, К. В. Право на необходимую оборону: проблемы реализации / К. В. Дядюн // Universum: экономика и юриспруденция, № 5 (60). – 2014. – С.7.
2. Ткачук, П. М. Институт необходимой обороны в законодательстве Республики Беларусь и зарубежных стран (сравнительно-правовой анализ) / П. М. Ткачук; науч. рук. Е. И. Шайтарова // Модернизация хозяйственного механизма сквозь призму экономических, правовых, социальных и инженерных подходов: сборник материалов X Международной научно-практической конференции, 30 марта 2017 г. / пред. редкол. С. Ю. Солодовников. – Минск: БНТУ, 2017. – С. 507-512.
3. Налбандян, М. С. Некоторые спорные вопросы института необходимой обороны / М. С. Налбандян // Вектор науки ТГУ, № 3 (3). – 2010. – С.139-143.
4. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З в ред. от 9 января 2019 г. № 171-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 18.01.2019, 2/2609.
5. Храмов, С. М. Законодательные основы и практика реализации права граждан на необходимую оборону / С. М. Храмов // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, № 2 (42). – 2017. – С.7-14.
6. Грунтов, И. О. Состав правомерности необходимой обороны по уголовному кодексу Республики Беларусь в свете принципа субъективного вменения / И. О. Грунтов // Право.bу, № 3. – 2011. – С.53-61.
7. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З в ред. от 17 июля 2019 г. № 232-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 02.08.2019, 2/2670.
8. Мухин, С. Г. Крайняя необходимость и необходимая оборона в гражданском и уголовном праве / С. Г. Мухин, Т. С. Таранова // Научные труды Белорусского государственного экономического университета / М-во образования Респ. Беларусь, Белорусский гос. экон. ун-т; [редкол.: В. Н. Шимов (гл. ред.) и др.]. – Минск: БГЭУ, 2015. – Вып. 8. – С. 512-516.
9. Малыгин, В. В. О понятии крайней необходимости в уголовном праве, преступность которой исключается в силу ее полезности и необходимости / В. В. Малыгин // Цивилизация знаний: российские реалии. Труды Девятнадцатой Международной научной конференции. – 2018. – С.1267-1271.
10. Бязров, В. Г. Некоторые проблемы правомерного причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске / В. Г. Бязров // Актуальные проблемы экономики и права, № 1 (13). – 2010. – С.127-131.
11. Лечитский, В. В. Обоснованный риск как обстоятельство, исключающее преступность / В. В. Лечитский, С. И. Вележев // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе: материалы Всероссийской научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. – 2019. – С.142-146.
12. Никуленко, А. В. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Лекция / А. В. Никуленко, А. В. Травников // Юридическая наука: история и современность, № 10. – 2018. – С.88-117.
13. Мирошниченко, Н. В. Обоснованный риск как обстоятельство, исключающее преступность деяния, при исполнении профессиональных функций / Н. В. Мирошниченко // Общество и право, № 1 (51). – 2015. – С.94-97.
14. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка [и др.]; под ред. А. В. Баркова, В. М. Хомича. – 2-е изд., с изм. и доп. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 1064 с.
15. Дубчук, П. П. Правовое регулирование причинения вреда при задержании физического лица, совершившего преступление / П. П. Дубчук, Ю. А. Озарчук // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 13: в 2-х т. Т. 2 / cост. С. В. Анцух; под общ. ред. В. Г. Шадурского. – Минск: Четыре четверти, 2014. – 344 с.
16. Плэмэдялэ, И. Г. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление // автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 / И. Г. Плэмэдялэ; Научно-исслед. ин-т ФСИН России. – Москва, 2007. – 25 с.
17. Пронина, М. М. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление: уголовно-правовая регламентация и ее совершенствование // автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 / М. М. Пронина; Челябинский юрид. ин-т МВД России. – Челябинск, 2005. – 24 с.
18. Телятицкая, Т. В. Административное право: ответы на экзаменац. вопр. / Т. В. Телятицкая. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 224 с.
19. Бондарович, С. П. Постатейный комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях / С. П. Бондарович. – Минск, 2009. – 823 с.
20. Рощина, Н. С 12 января 2011 года начнут действовать новые правила по привлечению к административной ответственности / Н. Рощина // Главный бухгалтер, № 2. – январь 2011. – С.19-26.