Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что масштабы совершения преступлений, представляют жизненную угрозу естественному функционированию государственных институтов, экономическому прогрессу и политической стабильности государства во многих странах.
Для нашей страны эта проблема не стала исключением и является особенно актуальной. Всевозможные меры государства по дестабилизации основы существования преступности - её финансово-экономической базы - вызывают ожесточённое сопротивление лиц, совершивших преступления.
Такой фактор, как география преступности, отечественными специалистами даже не рассматривался. Впервые определение понятия начало использоваться зарубежными специалистами. Под географией преступности понимается отдельное направление в криминологии, которое поднимает вопросы пространственно-временного распределения криминала по всему миру, в конкретной стране, его регионах и административных единицах. Такое определение было дано немецким криминологом Г.Й. Шнайдером.
Предмет географии преступности включает следующие элементы:
Анализ зависимости уровня преступности от уровня экономического развития какой-либо области,района или государства. К основным же показателями развитости можно отнести промышленные мощности, уровень производительных возможностей, производственные базы, которыми располагает определенная географическая единица.
Анализ того, как влияют социально-культурные характеристики народонаселения государства или района на криминальную обстановку. В таком случае к основным факторам относится уровень безработицы, размер заработной платы, различия в материальном положении народонаселения, социальный состав, демографическая статистика, национальные особенности, уровень интеллектуального развития общества.
Анализ того, как развитость гражданского общества и его институтов, возможность реализации личности оказывает влияние на преступность.
Такой элемент анализа как воздействие политико-географического фактора оказывают на преступную обстановку. В данном случае речь идёт о размере государства или области, определение его административно-территориального деления.
Анализ влияния географических факторов на криминальную обстановку. Имеет важное значение величина запасов природных ископаемых, климатические условия, географической единицы, рельефе местности, характеристиках населенности животным и показатели растительного мира.
Это и есть те базисные составляющие предмета географии преступности. Естественно, что общее число факторов гораздо больше.
Актуальность также проявляется и в необходимости разработки положений по совершенствованию системы взаимодействия всех органов государственного регулирования, будь то органов государственной власти и управления
1. Преступность как социально-правовое явление и ее основные характеристики
Преступность – массовое, относительно устойчивое, социально-обусловленное, исторически изменчивое, общественно опасное социально-правовое явление, выражающееся во множестве совершаемых преступлений [1, с. 45]
Преступность как сложное социально-правовое явление является предметом исследования различных наук. Уголовное право дает представление о преступлении как уголовно наказуемом деянии; уголовно-процессуальное право рассматривает порядок, процедуру расследования преступлений; криминалистика — методы сбора доказательств, раскрытия преступлений; судебная медицина и психиатрия — влияние физического и психического состояния лица на совершение им преступления; социология — место и роль преступности в обществе, его отдельных структурных элементах [2, с. 8].
Криминология же охватывает проблему преступности в целом. Данная наука изучает преступность как объективно существующее в обществе негативное явление, связанное с другими социальными явлениями, имеющее свои закономерности, требующее специфических форм и методов борьбы. Именно поэтому понятие преступности служит исходным положением для криминологической науки. Будучи стержневым элементом предмета криминологии, понятие преступности всегда определяло объём и границы научного поиска в сложном криминологическом комплексе многообразных явлений и процессов социальной жизни.
1.1. Понятие преступности и преступлений
Под преступностью в криминологии понимается социальное исторически изменчивое, массовое, уголовно-правовое, системное явление общества, проявляющееся в совокупности общественно-опасных, уголовно-правовых деяний и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенный период времени. Причём преступность включает не просто множество преступлений. Их совокупность представляет сложное специфическое системно-структурное образование с многообразными взаимосвязями преступлений и преступников, разных видов преступлений и преступности в целом.
Социальная природа и социальная обусловленность преступности проявляются прежде всего в том, что они возникают из конкретных деяний, совершённых людьми в обществе и против интересов общества, их особого социального поведения. Преступность социальна ещё и потому, что в основе поведения каждой личности лежат не биологические, а социальные причины, социально-экономические законы, обусловленные совокупностью сложившихся общественных отношений с их закономерностями и противоречиями.
Преступность — это множество индивидуальных противоправных событий, которые в своей массе образуют негативное социальное явление, имеющее
2. География преступлений
Определение география преступности следующее: (англ. geography of criminality) - это территориальная распространённость преступности. География преступности определяется в результате криминологических исследований, соотносящих сведения о структуре населения определенной территории с соответствующими показателями преступности. Изучение географии преступности необходимо в целях определения мер предупреждения преступности и усиления борьбы с ней.
География преступлений по географическому принципу различных преступлений, характер которых обуславливается особенностями какого-либо города, области или района.
Формирование информации о том, в какой именно области или районе города совершается правонарушение, происходит на базе данных информации первичного учета по тому месту, о том, где они были зафиксированы. После этого данная информация обобщается в отчётности местных органов по охране общественного порядка. Такая информация обнародуется в регулярно выпускаемых оперативных сводках. Для общей чёткости географии преступлений могут также использоваться картограммы. Говоря далее о география преступлений, то можно сказать, сто она занимается анализом таких аспектов, как плодотворность работы отделов милиции в зависимости от территории их расположения, боязни, которую испытывают население перед криминалом, оценки народонаселением работы органов юстиции, возможности стать жертвой преступников в зависимости от территории, а также занимается исследованием связи различных коэффициентов преступности с социальным составом местного населения, с условиями его жизни, с его национальными и культурными признаками. В связи с этим исследование географии преступлений играет одну из главных ролей для анализа основного источника криминала, при нахождении наиболее эффективных методов борьбы с этим явлением в зависимости от конкретной области, района. Отталкиваясь от информации о правонарушениях с минимальной латентностью и в обстоятельствах, при которых невозможны весомые колебания в уровне их регистрируемости, отличия по географическому принципу получили свое эмпирическое подтверждение.
Одним из таких отличий может быть, к примеру, то, что для каждого отдельного слоя населения присуща своя криминальная наклонность. Обычно, в городах, возникших относительно недавно, моногородах, население в которых в основном составляют молодые люди, которые ещё не успели завести семью, значительную долю составляют мигранты, удельный вес представителей рабочих профессий. В результате этого среди всего числа правонарушений в таких населенных пунктах существенную долю будут составлять преступления с применением насилия, с целью что бы завладеть чужим имуществом и денежными средствами. В больших городах транспортные средства угоняются из корыстных побуждений, а в сельской местности, в
3. Предупреждение преступлений
Основополагающей задачей Уголовного кодекса Республики Беларусь является охрана мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридических лиц, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, а также установленного правопорядка от преступных посягательств. Уголовный кодекс Республики Беларусь способствует предупреждению преступных посягательств, воспитанию граждан в духе соблюдения законодательства Республики Беларусь [9].
Предупреждение преступлений - это комплекс государственных и общественных мер, которые направленны на выявление и раскрытие преступлений, а так же устранение или нейтрализацию их причин и. К задачами предупреждения преступности относятся следующие:
безупречное воздействие на структуру, динамику, причины преступности в общем
недопущение видов и форм преступного поведения
устранение негативного воздействия на личность.
Понятие, как предупреждение преступлений содержит следующие стадии:
профилактика, то есть недопущение совершения преступлений, а так же повторности их совершения;
предотвращение – это такая деятельность органов, которая направленна на недопущение к подготовке преступлений либо замышляемых преступлений
пресечение - это действие, которое обеспечивает прекращение предпринятых преступлений на стадии покушения или их последующих эпизодов при длящихся преступлениях.
Предупреждение совершение преступлений должно отвечать таким требованиям, как :
законность;
прогрессивности, то есть информационной и материальной обеспеченности;
конкретности, то есть соответствие предупредительных мер действительно уже существующим криминогенным обстоятельствам;
реальности и целесообразности, это значит исполняемость, а так же возможность осуществления мер в конкретных условиях;
дифференциацией и индивидуализацией мер профилактики совершения преступлений.
Итак, предупреждение преступности – это деятельность государственных органов и иных, в том числе и общественных организаций, осуществляемая с целью стабилизации преступности на социально-терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих её причин [6, с. 116].
Заключение
Акт совершения преступления – это и есть самое грубое нарушение прав гражданина и закона государства. Поэтому преступность, как и само общество, – живое, постоянно изменяющееся явление. И самое страшное, что это явление неискоренимо.
Ответы на такие вопросы как: почему совершает преступление человек? Почему многие выбирают преступный путь для решения своих проблем? Что необходимо делать в целях недопущения? Эти и другие вопросы волнуют умы людей не одно тысячелетие. На них пытались отвечать философы и писатели, социологи и врачи, экономисты и политики.
Преступность всегда занимала одно из первых мест среди наиболее острых проблем, тревожащих общественное мнение.
Особое место в исследовании данной работы было занято определением понятия географии преступности или, проще говоря, распространению преступности по территориальному принципу. География преступности устанавливается в ходе криминологических исследований, носящих аналитический характер. В ходе этих исследований сопоставляются данные о составе народонаселения определенного региона с данными по криминальной картине Изучение географии преступлений необходимо в первую очередь для профилактики преступности и для более эффективной борьбы с ней.
После проведения исследования, можно дать следующее определение географии преступности. Под понятие география преступности понимается самостоятельное направление криминологической науки, которое изучает как влияют экономические, культурные, социальные, политические, демографические особенности страны (области, района, субъекта) на динамику преступности.
В целом, в ходе анализа статистических данных Министерства внутренних дел Республики Беларусь, можно отметить тенденцию снижения уровня совершения преступлений.
Преступность всегда занимала одно из первых мест среди наиболее острых проблем, трeвожащих общественное мнение. Но, к сожалению, как отмечалось выше – это явление неискоренимо.
Здесь следует особое внимание уделить мерам по предупреждению преступлений. Значение предупреждения преступлений было понятно ещё мыслителям античности и Нового времени. Так, например, Чeзарe Бeккариa писал: «Лучше предупреждать преступления, чем карать за них». Безусловно это выражение не теряет актуальности и в наше время. Предупреждение преступлений имеет цель любого законодательства, которое, в сущности, являет собой искусство ведения людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни.
1. Курганов, С.И. Криминология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.И.Курганов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 183 с.
2. Степанчикова, С.А. Криминология / С.А. Степанчикова.- Издательство: МИЭМП, 2010.- 190 с.
3. Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А. И. Долговой. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 784 с.
4. Криминология: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. В.В. Лунева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 640 с.
5. Кудрявцев, В.Н. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.
6. Криминология: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева – СПб.: Питер, 2013.-304 с.
7. Плетенева Д.А. Криминология: курс лекций/Д.А.Плетенева:-Мн.: акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005.-199 с.
8. Министерство внутренних дел / Общая статистика за 2017год [Электронный ресурс].- 2017. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=162163 – Дата доступа: 09.06.2017.
9. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 года [Электронный ресурс] : // БизнесИнфо. Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
10. Шиханцов, Г. Криминология: учеб. пособие / Г.Г. Шиханцов [Электронный ресурс]. – 2006.- Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/criminal/3-sub-ekty-spetsialnogo-preduprezhdeniya-prestupnosti.htm.- Дата доступа: 09.06.2017.
11. Соглашение между Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Латвийской Республики о сотрудничестве в сфере борьбы с организованной преступностью: 16 мая 1998 г., // Бизне-сИнфо. Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
12. О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о повышении эффективности взаимодействия в борьбе с пре-ступностью: Закон Респ. Беларусь, 27 апр. 2015 г., № 248-З // БизнесИнфо. Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
13. О ратификации Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 103-З // Бизне-сИнфо. Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью»: Решение Конституционного суда Респ. Беларусь, 24 дек. 2009г., № Р-421/2009// БизнесИнфо. Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15. Об утверждении Положения о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 20 июля 2006г. № 909 // БизнесИнфо. Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. О единой государственной системе регистрации и учёта правонарушений: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2006 г., № 94-З // БизнесИнфо. Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.