ВВЕДЕНИЕ
Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. Человек, в отличие от животного способен строить систему звуковых сигналов, отражающих не только его чувства и мысли о внешнем мире, но и сам внешний мир. Общественная жизнь и коллективный труд вызывают необходимость у людей постоянно общаться друг с другом. Это общение в наиболее совершенной форме осуществляется при помощи речи. Понятие «язык» предполагает систему словесных знаков, возникших в результате общественно-исторического становления человеческого общества, тогда как речь – это индивидуальное пользование языком. Можно было бы сказать, что речь беднее языка, так как человек в своей повседневной деятельности не использует всю его структуру и богатство [21, c. 102].
Вместе с тем речь богаче языка, потому что в общении с людьми человек может сказать больше, чем значат те слова, которые он употребляет. Чтобы достаточно тонко и точно передавать свои мысли другому человеку, воздействовать на него и быть правильно понятым, мы должны хорошо владеть языком и речью [11, с. 46].
Проблема развития речи является центральной в обучении детей с речевым нарушением. Успешность обучения в школе детей, их дальнейшее развитие в значительной мере зависят от уровня овладениями связной речью.
В специальной педагогике состояние речи детей с ОНР и методические аспекты этой проблемы исследованы и освещены в работах В. К. Воробьевой [4], О. Е. Грибовой, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой и др.
Цель курсовой работы – теоретически и экспериментально проанализировать особенности профилактики нарушений письменной речи как фактора подготовки старших дошкольников с ОНР к школе.
Объект исследования: процесс развития письменной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования настоящей работы являются особенности профилактики нарушений письменной речи как фактор подготовки старших дошкольников с ОНР к школе
Задачи:
1. Проанализировать особенности нарушения чтения детей с ОНР.
2. Изучить особенности фонетико-фонематического нарушения речи у детей и его влияние на овладение письменной речью.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР
1.1. Причины и механизмы, симптоматика нарушений чтения у детей с ОНР
Нарушения речи – собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Для их обозначения специалистами используются различные термины – расстройства речи, нарушения речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения. К детям с нарушениями речи относятся дети с расстройством коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи с сохранным слухом, зрением и интеллектом [14, с. 23].
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические (патогенные факторы, воздействующие в период внутриутробного развития, родов, первые месяцы жизни после рождения) и социальные (психической депривацией) факторы риска [2, с. 7].
Современные классификации речевых нарушений ориентированы на дифференциацию первичных нарушений. Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах: в аспекте локализации нарушения и психофизической организации речевой деятельности; в аспекте этиопатогенеза [13, c. 16].
В настоящее время этот подход отражен в клинико-педагогической классификации:
1. Нарушения устной речи:
· расстройства фонационного оформления речи:
- афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса;
- брадилалия – патологически замедленный темп речи;
- тахилалия – патологически убыстренный темп речи;
- заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
- дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
- ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими нарушениями речевого аппарата;
- дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР
2.1. Организация и методика проведения констатирующего исследования
Экспериментальное исследование было проведено на базе ГУО «Специальный ясли-сад № 12 для детей с тяжёлыми нарушениями речи г. Мозыря» с детьми старшего дошкольного возраста. Всего в исследовании приняло участие 15 детей в возрасте 5-6 лет.
Цель констатирующего экспериментального исследования: выявить уровень фонетико-фонематического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Экспериментальное исследование проводилось в привычной для детей обстановке в виде метода индивидуального эксперимента. В основу исследования была положена методика М.Н. Ильиной.
Цель: Исследовать умение дифференцировать звуки на слух.
Содержание. Ребенку показывают картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова МИШКА и МИСКА, он может различить только при условии четкой дифференциации звуков [с] и [ш], поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые. Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия:
картинки называет взрослый, а ребенок лишь молча на них показывает;
картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд;
нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги).
Критерии оценок:
3 балла – ребенок различает на слух все группы звуков;
2 балла – нарушена дифференциация 1-2 групп звуков;
1 балл – нарушена дифференциация трех и более фонетических групп.
По итогам результатов эксперимента можно судить об уровне фонетико-фонематических особенностей речи у детей с ОНР (рисунок 2.1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подготовка к школе – важный раздел коррекционного обучения старших дошкольников с ОНР.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Для того чтобы ребенок быстро и легко усвоил письменную речь, а также избежал многих ошибок, следует начать обучение со звукового анализа и синтеза, которые должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Характер слоговой структуры слова влияет на звуконаполняемость слова и на особенности звукопроизношения. Чем сложнее слоговые структуры слов, тем многочисленнее и значительнее виды искажения звуков.
Среди нарушений чтения у детей исследователи выделяют специфические расстройства (дислексии), и неспецифические их варианты. Последние обычно возникают в связи с отставанием в умственном развитии или вследствие сенсорных дефектов. Характер слоговой структуры слова влияет на звуконаполняемость слова и на особенности звукопроизношения. Чем сложнее слоговые структуры слов, тем многочисленнее и значительнее виды искажения звуков.
Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Экспериментальное исследование было проведено на базе ГУО «Специальный ясли-сад № 12 для детей с тяжёлыми нарушениями речи г. Мозыря» с детьми старшего дошкольного возраста. Всего в исследовании приняло участие 15 детей в возрасте 5-6 лет.
Опираясь на данные проведенного эксперимента, можно сделать вывод, что специфические ошибки у детей экспериментальной группы с ОНР значительны и связаны, прежде всего, с несформированностью фонематического слуха и недоразвитием навыков звукового анализа, что зачастую является причиной для развития тяжелых форм дисграфии.
1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2004. – 267 с.
2. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
3. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии : учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
4. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. — М. : ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
5. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М. : ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. – 158 с.
6. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. – 2006. – С. 13–24.
7. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
8. Давлетшина, Т.И. Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста: проект «Тропинками грамоты» / Т.И. Давлетшина // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 2 (127). – С. 21-27.
9. Давыдов, В. В. Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1990. – 285 с.
10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников и младших школьников / Л.Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 2010. – 132 с.
11. Жукова, Н. С. Формирование устной речи: Учебно-методическое пособие / Н. С. Жукова. – М. : Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
12. Игнатьева, С.А. Особенности подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / С.А. Игнатьева // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2016. – Т. 4. – С. 66-69.
13. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
14. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию устной речи / Т. А. Ладыженская.– М. : Педагогика,1980. – 225 с.
15. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М. : Академия, 1997. – 256 с.
16. Насибуллина, А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению в школе / А.Д. Насибуллина // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 2 (121). – С. 130-135.
17. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 448 с.
18. Селиверстов, В. И. Хрестоматия по логопедии / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Норма,1997. – 656 с.
19. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения. – Минск : НИО, 2008. – 144 с.
20. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография / Т.Б. Филичева. – М. : Айрис-Пресс, 2000. – 340 с.
21. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. – М. : Наука, 1999. – 457 с.
22. Шаромова, В.С. Формирование навыка чтения у детей с общим недоразвитием речи / В.С. Шаромова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4-2. – С. 83-87.
23. Шашкова, Е. Г. Работа над связной речью / Е. Г. Шашкова. – М. : Высшая школа, 1967. – 305 c.
24. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. – М. : Просвещение, 1984. – 168 с.
25. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова – М. : АРКТИ, 1997. – 131 с.