Введение
Социальное обеспечение – это предоставление преимуществ в перераспределении коллективного продукта членам общества, которые находятся в сложной жизненной ситуации, признанной обществом как уважительная.
Социальное обеспечение всегда занимало, занимает и будет занимать определяющее место в жизни государства и общества. Оно непосредственным образом зависит от состояния экономики в государстве и связано с политической ситуацией в стране.
Право социального обеспечения признается в Республике Беларусь самостоятельной отраслью права и в таком случае под ним следует понимать совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся по поводу социального обеспечения.
Данная отрасль права является достаточно важной, так как она исследует вопросы социального обеспечения граждан, которое на сегодняшний день является гарантированным государством правом каждого гражданина Республики Беларусь. Все это подтверждает актуальность темы курсовой работы. Необходимо четко уяснить предмет и метод правового регулирования права социального обеспечения, то есть выделить те общественные отношения, которые регулируются таким правом, и назвать методы, посредством которых осуществляется их регулирование.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере социального обеспечения в соответствии с нормами права Республики Беларусь.
Предмет исследования – научные концепции, теории, взгляды, существующие в области исследования предмета и методов права социального обеспечения.
Целью курсового исследования является анализ предмета и метода права социального обеспечения в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить предмет права социального обеспечения;
- охарактеризовать метод права социального обеспечения;
- проанализировать развитие пенсионного обеспечения в системе социальной защиты населения Республики Беларусь.
Нормативную базу исследования составили: национальное законодательство Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты по теме исследования.
В качестве научно-теоретической основы привлечены научные труды отечественных и российских ученых: К. Н. Гусова, И. В. Гущина, Р. Хабиби, С. И. Ожегова, В. С. Андреева, М. Л. Захарова, Э. Г. Тучкова, Р. И. Иванова и другие.
При написании курсовой работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: юридический, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, системного анализа и другие методы.
Структура работы предопределена целями и задачи исследования и состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1 Предмет права социального обеспечения
Социальное обеспечение всегда занимало, занимает и будет занимать определяющее место в жизни государства и общества. Оно непосредственным образом зависит от состояния экономики в государстве и связано с политической ситуацией в стране.
С. И. Ожегов под социальным обеспечением понимает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо стороны общества» [1, с. 374]. Отсюда следует, что любые формы проявления помощи со стороны общества своим членам могут пониматься как социальное обеспечение. Исходя из этого, можно выделить две составляющие социального обеспечения: экономическую и правовую.
Сторонники экономической концепции придерживаются того мнения, что в социальное обеспечение следует включать все виды помощи субъектам, которые нуждаются в таком обеспечении. Основной способ распределения благ – общественные фонды потребления [2, с. 28].
Правовая концепция основывалась на том, что помощь должна осуществляться лишь в отношении тех субъектов, что пользуются защитой со стороны государства. В разное время к таким субъектам относились разные категории граждан. В царской России это были военнослужащие, чиновники, позже – работники в сфере тяжелой промышленности и члены их семей. Впоследствии к таким лицам также стали относить безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию [3, с. 11].
Итак, социальное обеспечение – это предоставление преимуществ в перераспределении коллективного продукта членам общества, которые находятся в сложной жизненной ситуации, признанной обществом как уважительная.
По поводу предмета отрасли права социального обеспечения в науке, несмотря на многообразие имеющихся определений, между учеными нет существенных разногласий. В самом общем виде в него включаются общественные отношения, связанные с удовлетворением алиментарных потребностей нуждающихся граждан за счет общественных и обобществленных средств. В зависимости от способов и форм такого удовлетворения выделяются следующие виды социального обеспечения: пенсии, пособия, социальные и медицинские услуги, льготы, компенсации и предметы первой необходимости.
Определяя предмет социального права, М. В. Филиппова и Е. Б. Хохлов справедливо указывают на отношения, складывающиеся в связи с осуществлением социальной политики – деятельности в социальной сфере, направленной на социальное развитие [4, с. 505].
Предмет права социального обеспечения неразрывно связан с понятием социального обеспечения, из которого и вытекают те общественные отношения, входящие в круг регулирования их отрасль права социального обеспечения.
Глава 2 Метод права социального обеспечения
В науке права социального обеспечения вопрос о методе правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения, относится к числу наиболее дискуссионных.
Р. И. Иванова справедливо рассматривала метод как совокупность специфических нормативных средств воздействия, «создающих скелет юридического режима отрасли» [8, с. 126], М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова соглашаются с этим мнением, однако определяют метод права социального обеспечения как совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений [9, с. 84]. Данная совокупность, по их мнению, охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для данной отрасли.
Представляется, что указанные авторы занимают все же весьма противоречивую позицию, ибо «специфические нормативные средства» не могут быть одновременно и общеправовыми, и межотраслевыми.
Впервые в юридической литературе к исследованию метода правового регулирования права социального обеспечения обратился B. C. Андреев. Им выделено три признака, позволяющие в совокупности характеризовать специфику метода этой отрасли права.
Во-первых, метод связывается с особенностью предмета регулирования, все входящие в него элементы имеют алиментарный характер, причем предоставлять обеспечение обязано государство в лице его органов управления.
Во-вторых, одним из субъектов отношений здесь выступает гражданин или семья, а другим – органы государства.
В-третьих, посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет таких общественных фондов потребления, как фонды для нетрудоспособных, ассигнований на содержание детей в детских учреждениях, на медицинское обслуживание и лечение [10, с. 20].
Разрабатывая данную тему, многие ученые советского периода отмечали при характеристике метода права социального обеспечения, отмечали обусловленность его специфики алиментарным характером обязательств. Так, В. И. Полупанов называл общим методом правового регулирования отношений в области социального обеспечения «метод государственных предоставлений», главным отличительным признаком которого являлось «предоставление одному из субъектов правоотношения (гражданину) материальных благ алиментарного характера на безэквивалентных началах» [11, с. 56].
Касаясь существа метода права социального обеспечения, И. В. Гущин справедливо отмечал, что государство устанавливает для граждан «границы возможного поведения», а для органов социального обеспечения «границы должного поведения, от которого эти органы при наличии у граждан предусмотренных нормами права о социальном обеспечения условий и обстоятельств (юридического факта юридического состава) уклониться не могут» [12, с. 63].
Глава 3 Развитие пенсионного обеспечения в системе социальной защиты населения Республики Беларусь
В социальной политике любого государства пенсионному обеспечению уделяется особое внимание. От состояния и действенности пенсионной системы зависит качество жизни одних из самых уязвимых слоев населения нашего общества. Для эффективного функционирования системы пенсионного обеспечения страны необходимо в первую очередь развитое пенсионное законодательство.
Право на пенсионное обеспечение в Республике Беларусь гарантировано ее основным законом – Конституцией. Государственное обеспечение данного права осуществляется системой общегосударственных органов по вопросам труда, занятости и социальной политики включающее в себя Министерство труда и социальной защиты, Управление по труду и занятости, территориальные органы и другое.
Направления развития национальной пенсионной системы Республики Беларусь в целях обеспечения ее финансовой стабильности определены следующими основными программными документами:
- Концепция реформы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;
- Национальные стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. и 2030 г.
Действующая в Республике Беларусь солидарная пенсионная система реализуется через следующие основные законодательные акты:
- Закон Республики Беларусь от 17.04.92 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»;
- Закон Республики Беларусь от 05.01.08 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»;
- Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.15 г. № 534 «О вопросах социального обеспечении»;
- Указ Президента Республики Беларусь от 11.04.16 года № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения, начиная с 2017 года»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.92 г. № 777 «Об утверждении Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий» и другие.
В Республике Беларусь, для развития сотрудничества в области межгосударственного социального и в том числе пенсионного обеспечения, заключены соглашения с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, Российской Федерацией, Латвийской, Литовской и Азербайджанской Республиками.
Законодательством в стране установлены два вида пенсий: трудовые (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; за особые заслуги перед республикой) и социальные.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Социальное обеспечение – это предоставление преимуществ в перераспределении коллективного продукта членам общества, которые находятся в сложной жизненной ситуации, признанной обществом как уважительная.
2. Предмет права социального обеспечения неразрывно связан с понятием социального обеспечения, из которого и вытекают те общественные отношения, входящие в круг регулирования их отрасль права социального обеспечения.
Мы считаем, что все общественные отношения, составляющие предмет права социального обеспечения, можно разделить на три группы:
- общественные отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (сюда можно отнести пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
- общественные отношения по предоставлению различного рода социальных услуг (к примеру, это социальное обслуживание инвалидов, медицинское обслуживание и др.);
- общественные отношения, которые связаны с установлением юридических фактов, а также с реализацией и защитой права на определенный вид социального обеспечения.
В настоящее время, право социального обеспечения становится одним из системообразующих элементов нового правового феномена – социального права. С точки зрения системной методологии включение элемента в систему должно соответствовать принципу целесообразности, то есть элемент должен работать на систему. И если появляются объективные предпосылки для появления новой системы, объединяющей ряд ранее самостоятельных систем, то этот процесс может завершиться формированием полноценной, самостоятельной системы. Иначе говоря, социальное право может стать новой и одной из самых значимых отраслей права.
3. Метод правового регулирования – это определенная совокупность способов, типов и других средств правового регулирования, используемых той или иной отраслью права.
Метод правового регулирования зависит от целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы; свойств субъектов правового отношения; характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов правоотношения; положения субъектов правоотношение друг к другу, опосредованного их правами и обязанностями; различных средств обеспечения и охраны правовых норм; оснований возникновения правоотношения (государственный акт, договор).
К методам права социального обеспечения относятся метод дозволения, предписания и запрета. Особенностью, отличающей данную отрасль права от административного и трудового права, является то, что для права социального обеспечения характерно преобладание дозволения и предписания.
1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Русский язык, 1984. – 1200 с.
2. Хабиби, Р. Об экономических функциях общественных фондов потребления / Р. Хабиби // Экономические науки. – 1975. – № 5. – С. 25-34.
3. Гусов, К. Н. Право социального обеспечения : учебник / К. Н. Гусов. – М. : ПБОЮЛ Грачев С. М., 2001. – 328 с.
4. Филиппова, М. В., Хохлов, Е. Б. О понятии социального права / М. В. Филиппова, Е. Б. Хохлов // Российский ежегодник трудового права. – 2005. – № 1. – С. 502.
5. Рождествина, А. А. Шпарлаглка по праву социального обеспечения [Электронный ресурс] / Е-reading.club. – Режим доступа : https://www.e-reading.club/chapter.php/97796/1/Rozhdestvina_-_Shpargalka_po_pravu_social%27nogo_obespecheniya.html.
6. Об утверждении Положения об общежитиях и типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 5 апр. 2013 г., № 269 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
7. Андреев, В. С. Право граждан СССР на материальное обеспечение в старости и при нетрудоспособности и его юридические гарантии : автореф. дис. д-ра юрид. наук. / В. С. Андреев. – М., 1966. – 36 с.
8. Иванова, Р. И., Тарасова, В. А. Предмет и метод советского права социального обеспечения / Р. И. Иванова, В. А. Тарасова. – М., 1983. – 168 с.
9. Захаров, М. Л., Тучкова, Э. Г. Право социального обеспечения : Учебник / М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. – М., 2006. – 560 с.
10. Андреев, В. С. Социальное обеспечение в СССР (правовые вопросы) / В. С. Андреев. – М., 1971. – 312 с.
11. Полупанов, М. И. Право социального обеспечения – самостоятельная отрасль права / М. И. Полупанов // Сов. государство и право. – 1971. – № 9. – С. 58.
12. Гущин, И. В. Советское право социального обеспечения : вопросы теории / И. В. Гущин // Наука и техника. – Мн., 1982. – 176 с.
13. Шайхатдинов, В. Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения / В. Ш. Шайхатдинов. – Свердловск, 1986. – 156 с.
14. Пашерстник, А. Е. Правовые вопросы вознаграждения за труд рабочих и служащих / А. Е. Пашерстник. – М., 1949. – С. 141.
15. Александров, Н. Г. Основные вопросы советского законодательства в свете решений ХХI Съезда КПСС / Н. Г. Александров // Трудовое право в свете решений ХХI Съезда УКПСС. – М., 1960. – С. 13.
16. Зайкин, А. Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению / А. Д. Зайкин. – М., 1974. – 35 с.
17. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : Учебник / Е. Е. Мачульская. – М., 2006. – 292 с.
18. Рогачев, Д. И. Метод права социального обеспечения / Д. И. Рогачев. – М., 2002. – 197 с.
19. Черданцев, А. Ф. Теория государства и права : учебник для вузов / А. Ф. Черданцев. – М. : Юрайт-М, 2002. – 432 с
20. Концепция пенсионной реформы в республике Беларусь // Лаборатория Пенсионной Реформы [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа : http://pensionreform.ru/39245/.
21. Как живут пенсионеры в Беларуси – обзор Белстата // Телевидение «2-й городской канал» [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа : http://tv2.by/kakzhivut-pensionery-v-belarusi-obzor-belstata/.
22. Решение по пенсионному возрасту нельзя было больше откладывать // Министерство труда и социальной защиты [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа : http://mintrud.gov.by/special/ru/news_ru/reshenie-po-pensionnomu-vozrastunelzja-bylo-bolshe-otkladyvat-belta_2582/.