Введение
Глава 1 Правовое регулирование авторского права в Республике Беларусь
Глава 2 Объекты авторского права
Глава 3 Субъекты авторского права
Заключение
Список использованных источников
Введение
Авторское право является важной частью универсальной системы прав человека, авторские полномочия являются одним из важнейших гарантов интеллектуального творчества, самоутверждения и достоинства каждого человека.
Международно-правовое регулирование данной сферы было и остается на достаточно высоком уровне, чего не скажешь о нормативно-правовом регулировании данного вопроса в нашем государстве.
Так, Бернская конвенция была и остается сегодня основным международным инструментом регулирования авторского права.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь немало людей называют авторами, они являются учеными, писателями, художниками, композиторами, изобретателями, дизайнерами, разработчиками программного обеспечения, и другие. Все эти люди разделяют одно: результаты их труда это продукты творческой интеллектуальной деятельности.
Авторское право одновременно рассматривается: с одной стороны, как система правил, регулирующих отношения автора и общества в связи с созданием и использованием произведений, с другой стороны, как сочетание личных и имущественных полномочий автора.
Действующее законодательство Республики Беларусь об авторском праве регулирует отношения касательно происхождения, изменения, прекращения и защиты авторского права. В отличие от других законов, защищающих результаты интеллектуальной работы, авторское право защищает форму результатов творческой деятельности.
Необходимость правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием интеллектуальной собственности, возникла сравнительно недавно, в начале 60-х годов двадцатого века, когда началось их относительно массовое использование. Такой быстрый рост количественных и качественных условий резко поднял вопрос о правовом регулировании общественных отношений, связанных с использованием такой собственности. Поиск наиболее приемлемых форм правовой защиты программ продолжается в современных условиях.
Актуальность работы состоит в том, что законодательство Республики Беларусь, а также тенденции, существующие в современном мире, вынуждают нас использовать законодательство об авторском праве еще более часто, а защита авторских прав – наиболее серьезная проблема, связанная с тем, что законодательство нашего государства не совсем успевает за некоторыми вопросами, так, например, недостаточно урегулирован вопрос интеллектуальной собственности в спортивной сфере.
Глава 1 Правовое регулирование авторского права в Республике Беларусь
Охрана прав интеллектуальной собственности носит территориальный характер, который выражается в том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или приравненное к нему средство индивидуализации, возникшее в соответствии с национальным законодательством, не действует за пределами национальной юрисдикции. В связи с этим основой для охраны объектов интеллектуальной собственности за рубежом становятся нормы международных соглашений.
Формирование норм международного права в области охраны интеллектуальной собственности начиналось на рубеже XVIII-XIX веков с двусторонних договоров о взаимном признании и охране прав, а затем постепенно трансформировалось в систему универсальных многосторонних договоров, открытых для участия всех государств мира.
Особую роль в развитии международного сотрудничества в вопросах охраны прав интеллектуальной собственности играет Всемирная организация интеллектуальной собственности (далее – ВОИС), которая в настоящее время выполняет административные функции в отношении 26 многосторонних международных договоров, а также ведет активную работу по подготовке изменений в действующие и разработке новых международных соглашений.
Учитывая значительное количество международных соглашений, относящихся к охране прав интеллектуальной собственности, начнем с их систематизации. Все международные договоры в зависимости от сферы их применения можно подразделить на две группы:
1) международные договоры в области охраны авторских и смежных прав, к которым относятся:
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886;
Всемирная конвенция по авторскому праву 1952 г. (данный международный договор фактически утратил свое значение как источник правового регулирования в связи с одновременным участием его сторон в Бернской конвенции);
Договор ВОИС по авторскому праву от 20.12.1996;
Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам от 20.12.1996;
Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26.10.1961.
Глава 2 Объекты авторского права
Противоправное заимствование интеллектуальной собственности без договоренности с авторами об условиях сотрудничества ставит под угрозу развитие экономических отношений в сфере интернета и конституционные основы государства в целом.
Авторское право это совокупность прав, которые регулируют отношения, связанные с созданием плодов интеллектуального творчества в виде произведений искусства и культуры [2, С. 41]. Доказать то, что авторские права были нарушены в реальности легче, чем сделать это, если такое произошло в глобальной сети. Учитывая, что количество правонарушений в сфере информационных технологий с каждым днем увеличивается, к тому же, эти правонарушения становятся все серьезнее, поэтому вполне объяснимо, что данная проблема становится все более актуальной.
Вопрос о том, как происходит нарушение авторских прав в интернете, до сих пор вызывает споры. Одни высказывают мнение в том, что авторское право в интернете должно подчиняться законам реального мира, а другие считают, что доказывать свои права это пустая трата времени.
Некоторые национальные законы говорят, что копировать материал без разрешения создателя запрещено, но когда каждый пользователь скачивает какой-либо материал себе на компьютер, автор может об этом и не узнать. В общем, нарушение авторских прав в интернете происходит повсеместно, что обусловливает защиту авторских прав в сети Интернет.
В основном нарушаются права автора следующими способами. Во-первых, материалы выкладываются в интернете и к ним предоставляется свободный доступ без разрешения на то его автора. Пользователи считают, что такая процедура выполняется совершенно бесплатно, на самом деле автор теряет ту прибыль, которую мог бы получить при продаже, но его произведение уже скачали в интернете. Большинству авторов трудно что-то отстоять, так как тяжело собрать доказательства о нарушении их прав, потому, что пользователю ничего не стоит "скрыть следы" несанкционированного использования произведения.
Во-вторых, авторское произведение могут присвоить себе иные лица. Весь контент обязательно кому-нибудь принадлежит, кто-то же его создал, поэтому нельзя даже мыслить о том, что он общий. Иногда творения изменяются без разрешения автора и выдаются за творения нарушителя. Поэтому авторское право в сети Интернет должно охраняться законом [3, С. 64].
Глава 3 Субъекты авторского права
В юридической науке авторское право традиционно понимают в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле оно представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства произведений. В субъективном смысле – это личные имущественные и неимущественные права, которые принадлежат лицу или лицам, создавшим произведение.
Субъективное авторское право дает возможность автору и иным правообладателям удовлетворить свои имущественные и личные неимущественные (моральные) права, то есть распоряжаться своими правами и законными интересами. Государство, в свою очередь, обеспечивает гарантированную защиту прав и законных интересов субъектов авторского права [10].
На значимость личного права автора впервые обратил внимание Иммануил Кант в работе «О неправомерности переиздания книг» (1785). Мыслитель проводит различие между книгой как произведением механическим, относя ее к области вещного права, и ее содержанием, которое он воспринимает как обращение автора к нации и на которое, по его мнению, распространяется личное право. Переиздание книги без разрешения автора нарушает его личное право, а также наносит ущерб издателю, выступающему в роли «управляющего» автора. В 1844 году эту же мысль развил Иоганн Каспар Блунтшли, определив «право автора» в первую очередь как личное право и лишь во вторую как право имущественное. За ним последовали Георг Безелер (1855), Макс Ланге (1858), Феликс Дан (1871), Карл Гаряйс (1877) и Отто фон Гирке. То есть именно личностная составляющая авторского права являлась основополагающей. Представители современной немецкой доктрины (Фрайтаг, Геттинг, Земан) придерживаются того же мнения, более того, утверждают, что личностно-правовая защита индивидуума возможна только в контексте переплетения нематериальных и имущественных интересов [10].
Заключение
Таким образом, была достигнута цель данной работы, состоящая в необходимости рассмотреть авторское право в Республике Беларусь, а также отдельные его вопросы.
На основании цели выделялись задачи, которые также были достигнуты:
рассмотрена истории авторского права;
определено правового регулирования авторского права в Республике Беларусь, а также международно-правовое регулирование данного вопроса;
проанализирована защита данного права в нашем государстве.
На основании вышесказанного можно сказать, что авторское право, правовое его регулирование на территории нашего государства находится на высоком уровне, что позволяет говорить о возможности использовать нормативную базу для защиты своих прав в судебном порядке, а также пользоваться своими правами в ходе осуществления предпринимательской деятельности.
Развитие авторского права свидетельствует о том, что его становление происходило достаточно долго, однако совершенствование правового регулирования все же остается необходимым для нашего государства в некоторых сферах, в особенности.
В рамках реализации государственной программы в области охраны интеллектуальной собственности в Республике Беларусь 17 мая 2011 г. принят Закон Республики Беларусь № 262-З «Об авторском праве и смежных правах». Закон вступает в силу с 1 декабря 2011 г.
В новом Законе круг охраняемых объектов и возможных правообладателей, принципы предоставления правовой охраны произведениям и объектам смежных прав и срок ее действия не изменились.
Что касается защиты авторского права в нашем государстве, то существуют определенные сферы, где защитить свое право почти не представляется возможным, к таким сферам относится, например, спортивное право, где объекты интеллектуальной собственности просто не указаны в законодательстве, тем самым не представляя возможности авторам защитить свое право.
Действующее законодательство Республики Беларусь допускает двойную охрану в отношении одного и того же результата интеллектуальной деятельности в качестве объекта авторского права и промышленного образца, никоим образом не регулируя возможное взаимоотношение двух форм правовой охраны.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
2. Об авторском праве и смежных правах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 17 мая 2011 г., № 262-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. Об авторском праве и смежных правах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 16 мая 1996 г. №370-XIII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 16 дек. 2002 г., № 160-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. О физической культуре и спорте [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2014 г., № 125-З // Консультант Плюс : Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. О физической культуре и спорте [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 18 июня 1993 г., № 2445XІІ // Консультант Плюс : Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
7. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений: от 9 сентября 1886 г. (вступила в силу для Республики Беларусь 12.12.1997 г.) // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2019.
8. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: от 20 марта 1883 года (вступила в силу для Республики Беларусь 25.12.1991 г.) // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2019.
9. Батенин, А.С. Объект гражданско-правовой защиты авторских прав / А.С. Батенин // Журнал международного права и международных отношений. — 2005. — № 4.
10. Близнец, И.А., Общая теория интеллектуальной собственности / под ред. И. А. Близнеца, К. Б. Леонтьева. – М. : Юристъ, 2004. – 109 с.
11. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник / М. М Богуславский. – М.: Юристъ, 2004. – 567 с.
12. Гаврилов, Э.П. В патентном праве новизна, а в авторском оригинальность / Э.П.Гаврилов // Патенты и лицензии. 2007. N 12. С. 25 30.
13. Иванова, Д.В. Система права интеллектуальной собственности: введение в проблему / Д.В. Иванова // Право и демократия : сб. науч. трудов. Вып. 26. Минск, 2015. С. 162-169.
14. Каменкова, В.Ю. Вопросы интеллектуальной собственности в сфере спорте // Спортивное право в Республике Беларусь : сб. ст. / Белорус. республик. союз юристов. – Промышленно-торговое право. – 2011. – С. 161–170.
15. Кашапов, Н.В. Специфика регулирования интеллектуальных прав в сфере спорта в Российской Федерации / Н.В.Кашапов // Интеллектуал. собственность. автор. право и смеж. права. – 2009. – № 2. – С. 14–20.
16. Леонтьев, К.Б. Проблемы развития авторского права в современных технологических условиях : автореф. дис. ... канд. юр. наук : 12.00.03 / К.Б. Леонтьев ; Рос. акад. наук. – М., 2003. – 207 с.
17. Липцик, Д. Авторское право и смежные права: пер. с фр. / Д.Липцик; предисл. М.Федотова. М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002. С. 58.
18. Мечковская, Н.Б. Как Интернет и «Википедия» разрушают авторское право и почему особенно трудно гуманитариям / Н.Б. Мечковская // Социология : научно-теоретический журнал / Белорусский государственный университет. 2015. № 3. С. 82-93.
19. Нечепуренко, Ю.В. Интеллектуальная собственность как объект управления / Ю.В. Нечепуренко // Интеллектуальная собственность в Беларуси : научно-практический журнал / Гос. комитет по науке и технологиям РБ, Национальный центр интеллектуальной собственности; РУП "Белорусское авторское общество" ; изд.: Национальный центр интеллектуальной собственности. Минск, 2005 . № 1 (28). С.10-13.
20. Право интеллектуальной собственности: учеб. / И.А.Близнец [и др.]; под ред. И.А.Близнеца. М.: Проспект, 2010. С. 47.
21. Правовые средства обеспечения развития экономики Республики Беларусь : материалы междунар. науч.-практ. конф. Минск, 9–10 ноября 2007 г. / редкол. : И. Н. Колядко (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2008. – 427 с.
22. Романенко, А.И. К вопросу о коллизионном регулировании деликтных отношений авторского права в сети интернет / А.И. Романенко // Правовые проблемы и пути их решения в условиях развития современного общества : материалы международной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов, Минск, 23–24 октября 2015 г. / БГУ, Юридический фак. ; редкол.: Т. А. Червякова (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2016. С. 110-112.
23. Савицкая, К.Д. Мультимедийное произведение как охраняемый результат интеллектуальной деятельности / К.Д. Савицкая // Белорусский государственный университет. Научная конференция студентов и аспирантов (73 ; 2016 ; Минск). Сборник работ 73-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, 16–25 мая 2016, Минск. В 3 ч. Ч.3 / БГУ, Гл. управление науки ; отв. за выпуск С. Г. Берлинская. – Минск : БГУ, 2016. – С. 364-368.
24. Федорова, Ю.А. Коллективное управление имущественными правами авторов в Республике Беларусь / Ю.А. Федорова // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2007. − № 9. – С. 55−62.
25. Шакель, Н.В. / Авторское право в трансграничном пространстве / Н.В. Шакель // Беларусь в современном мире: материалы VII Международной конференции, посвященной 87-летию образования Белорусского государственного университета, 30 октября 2008 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. — Минск: Тесей, 2008. — 304 с.