Введение
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самой себе. По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает развитие у них способности реалистически оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности, а также формирование умения согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей на основе правильной оценки своих личностных качеств, а также партнеров по общению.
Особое значение приобретает адекватная самооценка воспитателя учреждения дошкольного образования, которая является одним из аспектов самоактуализации. Под термином «самоактуализация», введенным А. Маслоу, понимается всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимально полная реализация его возможностей, адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности.
На сегодняшний день проблема самореализации воспитателя учреждения дошкольного образования вызывает большой интерес к психологическому анализу данного феномена в нашем обществе.
Профессиональная самореализация воспитателя представляет собой сложную интегральную характеристику, включающую в себя не только сумму профессиональных знаний в области дошкольного образования и профессионально важных качеств личности для взаимодействия с детьми и родителями, а также учет психологических компонентов личности самого воспитателя, системы организации его сознания, что в совокупности обуславливает профессиональное совершенствование личности и отношение к профессии. Самообразование и саморазвитие воспитателя являются неотъемлемой частью его профессиональной самореализации.
Несомненно, личность и профессиональные качества воспитателя влияют на воспитанников, развитие их способностей и мотивации к учебной деятельности. Данные характеристика в дошкольном возрасте актуализируются во взаимодействии с воспитателем в продуктивной деятельности;
Итак, актуальность темы исследования обусловлена такими составляющими как социокультурные условия, способствующие изменениям ценностно-смысловой основы общества в целом и конкретной личности, а также слабой изученностью самореализации как процесса и результата женщины на современном этапе.
1 Теоретические основы изучения самооценки и самоактуализации воспитателя учреждения дошкольного образования
1.1 Понятие самооценки в психологии
В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием; наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в зарубежной – У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формировании самооценки.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Она представляет собой сложный по психологической природе феномен. Самооценка включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения.
Самооценка, по определению Г.С. Абрамовой, – это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе [1, с. 135].
В отечественной психологии проблема становления и формирования самооценки рассматривалась в тесной связи с самосознанием в работах: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, И.И. Чесноковой. Под самосознанием понимается сложная психологическая структура, это осознание и оценка личностью своих действий и результатов, мыслей, оценка себя и своего места в жизни.
Самооценку в качестве важного компоненты самосознания рассматривал Б.Г. Ананьев, согласно которому самооценка – это оценка личностью самой себя, своих физических и психических возможностей, качеств, своего положения среди других людей [2, с. 97]. Самооценка является фундаментальным образованием личности, которое в значительной степени
Согласно Л.С. Выготскому, самооценка – это обобщенное, устойчивое, внеситуативное и дифференцированное отношение ребенка к себе, которое интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми [3, с. 395].
Становление самооценки как механизма произвольной психической саморегуляции тесно связано с усилением процессов самосознания и
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки воспитателя и готовности детей средней и старшей группы к школе
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе дошкольного учреждения образования «Ясли-сад №5» г. Гомеля. В исследовании приняли участие 28 воспитателей и 30 дошкольников: 15 детей старшей группы и 15 детей средней группы.
Целью эмпирического исследования является: выявить взаимосвязь самооценки воспитателя и готовности детей средней и старшей группы к школе.
Эмпирическое исследование включало несколько этапов:
1) отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования, подготовка диагностического инструментария;
2) изучение уровня самооценки воспитателей и психологической готовности к школе дошкольников с использованием методов тестирования;
3) обработка полученных результатов с помощью методов математической статистики, анализ и интерпретация полученных результатов.
Гипотеза исследования:
Н0 – высокий уровень самооценки у воспитателя дошкольного учреждения не связан с психологической готовностью детей старшей группы к школе.
Н1 – высокий уровень самооценки у воспитателя дошкольного учреждения связан с психологической готовностью детей старшей группы к школе.
Методы исследования: тестирование, методы математико-статистической обработки данных
Исследование осуществлялось с использованием следующих методик:
1. Тест «Экспресс диагностика уровня самооценки личности» (Н.П. Фетискин) применяется для быстрой оценки своих возможностей. На основе самооценки человек каждодневно делает выбор как себя вести, самооценка обеспечивает относительную стабильность личности и может являться толчком к развитию личности. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному внутреннему и/или межличностному конфликту.
Уровни самооценки определяются следующим образом:
Заключение
В ходе теоретического анализа установлено, что феномен самооценки рассматривается разными учеными в зависимости от подхода, которого они придерживаются, поэтому существует многообразие понятий, которые пытаются раскрыть это явление с различных сторон. Самооценка как психологическая категория находится в структуре ядра личности, представляет собой ядро самосознания, формируется в детском возрасте через стремление к превосходству как основной мотивационной силой под влиянием социальной ситуации развития и значимых других, тесно связана с ценностями личности, мотивацией, Я-концепцией, аффективными переживаниями. Она представляет собой показатель отношения к себе и продукт отражения самоотношения, которое интегрировано с ней в Я-образе. Самооценка – это сложное психическое образование, ядро самосознания, включающее эмоциональный, когнитивный поведенческий компоненты.
Самоактуализация определяет стремление личности к возможно более полному их выявлению и развитию. Понятие «самореализация» находит свое применение в отечественной психологии в качестве показателя социально-психологических основ самоосуществления личности. Самореализация определяется в качестве реализации личностью собственного потенциала и включает формирование ею жизненных планов, их проработку и осуществление в социальной действительности.
Понятие «психологическая готовность к школе» является и показателем достижений личностного развития ребенка, и базовым уровнем для освоения школьной программы. Психологическая готовность к школе является необходимым и достаточным уровнем психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Структура психологической готовности к школе включает следующие компоненты: интеллектуальную готовность; личностную готовность; эмоционально-волевую готовность; социально-психологическую (или коммуникативную) готовность.
Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки воспитателя и готовности детей средней и старшей группы к школе показало:
– большинство воспитателей (54%) имеют высокую самооценку – они уверенны в себе, правильно реагируют на замечания других и редко сомневаются в своих действиях. 32% воспитателей имеют среднюю самооценку – они лишь время от времени стараются подладиться под мнения других. Низкую самооценку имеют 14% воспитателей – они не уверенны в себе, болезненно переносят критические замечания в свой адрес, стараются всегда считаться с чужими мнениями и считают себя хуже других;
– в результате исследования уровня психологической готовности к школе дошкольников выявлено, что высокий уровень психологической готовности к школе имеют 53% детей старшей группы и 20% детей средней
1 Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1999. – 672 с.
2 Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б.Г. Ананьев // Избр. психол. труды: в 2 т. – М., 1980. – Т. 2. – С. 103 – 127.
3 Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М. : Академия, 1984. – Т. 4. – 624 с.
4 Бернс, Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – С. 333–393.
5 Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
6 Джеймс, У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 7–44.
7 Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
8 Столин, В. В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.
9 Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Академия, 1990. – 450 с.
10 Малакуцкая, С.М. Самооценка как ключевой компонент самосознания личности / С.М. Малакуцкая, Л.В. Яковлева // Психология и педагогика. – 2011. – № 21-1. – С. 95-100.
11 Серкова, А.М. Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков / А.М. Серкова // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1-7.
12 Коваленко, В.А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В.А. Коваленко // Вестник Адыгейск. гос. ун-а. – 2011. – № 3. – С. 1-5.
13 Ильина-Пытина, А.А. Самоактуализация как необходимое условие полноценного развития и социализация личности / А.А. Ильина-Пытина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – № 3, Т. 15. – С. 353-356.
14 Забелина, А.В. Проблема самоактуализации личности / А.В. Забелина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2013. – № 3 (7). – С. 26-31.
15 Губанова В.И. Барьеры самореализации женщины в профессиональной сфере // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 1-1. – С. 236-271.
16 Костакова, И.В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности / И.В. Костакова, С.С. Белоусова // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 3 (15). – С. 80-85.
17 Крупнов, А.И. Системный подход к изучению самореализации и ее структура / А.И. Крупнов // Вестник РУДН. – 2006. – № 1 (3). –С. 63-74.
18 Кудинова, С.И. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России / С.И. Кудинова, Н.А. Ежова // Вестник РУДН. – 2011. – № 2. – С. 5-10.
19 Коростылева, А.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / А.А. Коростылева. – СПб.: Питер, 2005. – 533 с.
20 Самохина, Н.Н. Психологические аспекты проблемы самореализации личности в воззрениях отечественных и зарубежных исследователей / Н.Н. Самохина // Приволжский научный вестник.– 2013. – № 9 (25). – С. 79-83.
21 Уварова, Л.Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе: автореф. дис. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / Л.Н. Уварова. – Самара, 2000. – 16 с.
22 Запорожец, А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовка к школе старших дошкольников / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1974. – №.4. – С. 114 – 115.
23 Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: автореф. дис. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / Н.В. Нижегородцева. – Москва, 2001. – 18 с.
24 Михайлова, М.В. Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада: автореф. дис. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / М.В. Михайлова. – СПб., 2002. – 19 с.
25 Рослякова, Н.И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника / Н.И. Рослякова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 66. – С. 314 – 315.
26 Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический Проект, 2000. –184 с.
27 Божович, Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина // Известия АПТ РСФСР. – 1951. – Вып. 36.
28 Кушнир, Н.Я. Детский сад – школа: проблемы преемственности / Н.Я. Кушнир. – Мн.: Полымя, 2000. – 152 с.