ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие идеологии
1.2 Информационное поле Беларуси
ГЛАВА 2. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
2.1 Роль средств массовой информации в отражении проблем, волнующих население
2.2 Проблемы и пути совершенствования СМИ в идеологической работе Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение самой журналистики как социального и политического института во многом определялось потребностями общества, отдельных общностей, слоев, групп в идеологическом обосновании своих интересов, прежде всего, в сфере экономики и политики. В последующем была открыта и сформулирована социальная закономерность — чем более массовой и острой становится политическая деятельность в обществе, тем большую роль журналистика в целом, средства массовой информации (СМИ), в частности, начинают играть в политических и идеологических процессах. Проявляется это, в первую очередь, в том, что именно СМИ становятся основным инструментом идеологической ориентации человека в современном мире. Иными словами, идеологически ориентирующая деятельность СМИ превращается в информационный процесс универсального типа, идущий параллельно идеологическому процессу.
Следовательно, идеологические процессы, в свою очередь, также будут всегда требовать информационного обеспечения и сопровождения, так как прежде всего СМИ способны реально осуществлять определенную ориентацию массовой аудитории, давая ей систематически и последовательно соответствующим образом подобранную и обработанную социально-политическую информацию, призванную формировать «параллельный» мировоззрению и здравому смыслу образ окружающего мира. При этом основным механизмом реализации идеологически ориентирующейся деятельности СМИ является процесс формирования общественного мнения, который в широком смысле слова тождественен идеологическому процессу, и от которого журналистика зависит сильнее, чем политика.
Объект исследования – современные СМИ Беларуси.
Предмет исследования – идеология белорусского государства в современных СМИ.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать идеологию белорусского государства в современных СМИ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие идеологии;
2. Проанализировать информационное поле Беларуси;
3. Обозначить роль средств массовой информации в отражении проблем, волнующих население;
4. Проанализировать проблемы и пути совершенствования СМИ в идеологической работе Беларуси.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие идеологии
Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад.
Впервые его ввел в научный оборот в 1796 году французский философ Дестютт де Траси в докладе «Проект идеологии». В появившемся в начале XIX века четырехтомном исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию, с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать «общую теорию» идей, или науку об идеологии, которая должна исследовать естественное происхождение идей и разоблачить «иллюзорные мысли».
На протяжении всего периода существования термин «идеология» наполнялся разным содержанием, что было обусловлено как уровнем развития социального знания, так и собственно идеологическими установками, обусловленными социальными интересами.
В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как идеи, систематизированные мыслителями в особые теории, превращаются в социально-значимые ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными, умозрительными конструкциями [9, c. 54].
К.Маркс и Ф.Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Впервые развернутый марксистский анализ идеологии был дан Марксом и Энгельсом в работах «Немецкая идеология» и «Святое семейство». Марксизм рассматривал идеологию как часть «надстройки» над экономическим базисом, опосредованным социальной структурой общества. Они использовали термин «идеология» для обозначения такого сознания, когда знание об обществе и его конфликтах преломляется сквозь призму социально-классовых интересов [12, c. 76]. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание «иллюзии класса о самом себе».
Термин «научная идеология» принадлежит В.И.Ленину, который применил данное понятие к марксизму. Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция немецкого социолога К.Маннгейма. Позиция Маннгейма близка к марксистскому пониманию идеологии.
ГЛАВА 2. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
2.1 Роль средств массовой информации в отражении проблем, волнующих население
Белорусская социально-экономическая модель предполагает эффективное использование государственных институтов во всех сферах нашей жизнедеятельности, и информационный сегмент здесь не является исключением.
Современный политический процесс во многом зависит от СМИ. Речь идет о формировании действительно свободных и ответственных СМИ, предоставляющих достоверную и объективную информацию населению. Свободные и ответственные СМИ, несущие правдивую информацию обществу, – это кровеносная система государства для народа.
Решение столь масштабных задач требует: эффективного управления всеми видами информационных ресурсов, элементами информационной инфраструктуры; государственной поддержки отечественного информационного производства, рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг; регулирования деятельности государственных электронных и печатных СМИ [4, c. 65].
Такое многообразие в сфере СМИ является гарантией конституционного права граждан нашей страны на свободу слова, получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
В полной мере право на информацию реализуется исходя из того, что деятельность государственных органов, общественных объединений должна протекать публично. Они обязаны в соответствии с их компетенцией давать полную, достоверную и своевременную информацию о политической, экономической и международной жизни. В этих целях и в Конституции, и в других актах предусматриваются различные права и обязанности субъектов власти. В частности, ст. 84 (п. 13) предусматривает, что Глава государства «обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики».
Вместе с тем число задач государственной информационной политики входит и контроль за информационными процессами и потоками, их правовое
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система средств массовой информации – это формальный и неформальный институт, который обеспечивает сбор, обработку и распределение информации в массовом масштабе, на основе тех ценностей, которые господствуют в данном обществе. Поэтому деятельность средств массовой информации заключается в обеспечении обусловленного данным конкретным способом производства обмена социальной информацией между большими группами людей в рамках социальной микро-среды с помощью специальных организаций и технических средств сбора, обработки и распространения информации.
Основным принципом деятельности СМИ является усиление идеологического воздействия на формирование сознания и социального поведения людей, проявляющиеся в содержании и характере их отношений к обществу, государству, своему положению в обществе и государстве, их отношений друг к другу.
СМИ в обществе выполняют три важнейшие функции:
• в качестве аккумулятора общественного мнения служат трибуной для различных сегментов общества и создают условия для обсуждения коренных интересов народа;
• в качестве мобилизующей силы облегчают подключение населения к участию в политической жизни;
• в качестве контролера выявляют случаи злоупотребления властью, повышают уровень транспарентности в деятельности Правительства и заставляют государственных служащих и предпринимательские круги отчитываться за свои действия перед общественностью.
Благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.
Общественное мнение во многом определяет жизнь и направляет деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности, из-за распространения идеологии и пропаганды, чем могут заниматься и СМИ.
Роль и ответственность национальных СМИ стремительно возрастает в условиях глобализации и информационного пространства. Национальные СМИ призваны защищать ценности и традиции общества, раскрывать и показывать
1. О средствах массовой информации: Закон Республики Беларусь, 17 июля 2008 г., № 427-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 196. – № 2/1524.
2. Ананич, Л.С. Информационное пространство Беларуси / Л.С. Ананич, В. П. Воробьев. – Мн.: МФЦП, 2003. – 248 с.
3. Бабосов, Е.М. Идеология белорусского государства: теоретические и практические аспекты, – Мн.: ТетраСистемс, 2013. – 176 с.
4. Березин, В.М. Политическая коммуникация в современных российских СМИ / В.М. Березин // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. – 2003. №1. С. 101–118.
5. Бурдье, П. О телевидении и журналистики / Пер. с фр. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. – 159 с.
6. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана / Пер. с фр. – М.: ИТДГК «Гнозис», Фонд «Прагматика культуры», 2002. – 192 с.
7. Воробьев В.П. Система СМИ Беларуси. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2002. – 252 с.
8. Дмитриев Е.И. Включенность населения Беларуси и ее отдельных регионов в аудиторию средств массовой информации. – Социально-политическая ситуация в Беларуси: региональный аспект: Сб. науч. тр. – Мн.: ИСПИ, 2001. С. 67–95.
9. Екадумова, И.И. Основы идеологии белорусского государства: конспект лекций. – Мн.: ТетраСистемс, 2012. – 128 с.
10. Идеологические процессы в Беларуси / О.Г. Слука. – Минск: РИВШ, 2010. – 220с.
11. Мельник, В.А. Основы идеологии белорусского государства: учебное пособие. – Мн.: Выш. шк., 2013. – 343 с.
12. Мельник, В.А. Политология: учебник / В.А. Мельник. – 6-е изд. – Минск: Выш. шк., 2008. – 543 с.
13. Основы идеологии белорусского государства / под общ.ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: БГПУ, 2004. 153 с.
14. Основы идеологии белорусского государства: конспект лекций / сост. А.П. Костеров. – Могилев, 2012. – 27 с.
15. Политические идеологии : учеб. Пособие / В.А. Мельник. – Минск : Выш. шк., 2009. – 399 с.
16. Политология. Практикум: учеб.пособие / Н. П. Денисюк [и др.]; под общ. ред. С. В. Решетникова. - Минск: ТетраСистемс, 2008. – 256 с.
17. Политология: учеб.- метод. комплекс: учеб. пособие для вузов / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Мн.: Аверсэв, 2003. – 463 с.
18. Политология: учебник / С. В. Решетников [и др.]; под ред. С. В. Решетникова. - 7-е изд. [испр.] – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 528 с.