Введение
1. Правовое регулирование претензионного порядка урегулирования споров, его понятие и сущность
2. Порядок предъявления претензии
2.1 Требования к оформлению претензии
2.2 Порядок направления претензии
3. Проблемные вопросы соблюдения претензионного порядка как условие реализации права на иск
3.1 Обязательность претензионного порядка
3.2 Основные направления совершенствования законодательства по ведению претензионной работы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность работы. Для защиты своих прав субъекты хозяйствования имеют право обращаться за защитой в суд. В 2011 в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь были закреплены положения о обязательном претензионном порядке урегулирования спора до обращения с иском в суд. Наличие претензионной переписки обеспечивает доказательственную базу при непосредственном рассмотрении дела в суде, но при этом благодаря претензионной работе спор может быть разрешен во внесудебном порядке. То есть стороны вправе обращаться в суд при принятии самостоятельных мер по урегулированию спора. Однако остается неразрешенным ряд вопросов касаемо адреса направления претензии, подтверждения ее направления, расхождение требований, заявленных в претензии и в исковом заявлении. Наличие данных обстоятельства обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Научная новизна проведенного исследования заключается в уточнении правовой природы претензионного порядка разрешения споров; уточнении порядка применения претензионной работы.
Работа нужна и имеет практическую и теоретическую реализацию так как способствует расширению теоретической базы в области применения претензионного порядка урегулирования споров и может быть использованы всеми субъектами хозяйствования.
Цель настоящей работы – комплексное исследование правового регулирования применения претензионного порядка урегулирования споров по законодательству Республики Беларусь, как необходимого условия для обращения с иском в суд.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить правовое регулирование порядка ведения претензионной работы, его понятие и сущность;
2) установить требования, установленные законодательством к оформлению претензий;
3) описать порядок предъявления претензий;
4) обозначить обязательность ведения претензионной переписки как права для обращения в суд с исковым заявлением;
5) определить проблемные вопросы ведения претензионной переписки и основные пути их решения.
Объектом исследования выступает порядок предъявления претензий как условие обеспечения прав на обращение с иском в суд Республики Беларусь.
Предметом исследования является правовое регулирование отношений, возникающие при ведении претензионной переписки по законодательству Республики Беларусь.
1. Правовое регулирование претензионного порядка урегулирования споров, его понятие и сущность
Гражданский кодекс республики Беларусь (далее - ГК), наряду с иными актами законодательства, определены способы защиты гражданских прав, связанных с осуществлением субъектами хозяйствования предпринимательской или иной хозяйственной деятельности. Статья 41 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) закрепляет перечень споров, рассмотрение которых относится к подведомственности экономического суда. Указанный перечень не является исчерпывающим [9, 24].
Одним из популярных способов обращения в суд для защиты гражданских прав субъектов хозяйствования является исковое производство. Его порядок в суде, рассматривающем экономические дела, урегулирован главой 18 ХПК.
Помимо условий, наличие которых позволит взыскателю обратиться в экономический суд за защитой нарушенных прав, закреплен и перечень оснований для отказа в принятии искового заявления, его возвращения и оставления без движения. Перечень указанных оснований в исковом производстве урегулирован ст. 162 - 164 ХПК и является исчерпывающим.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 10 ГК до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором. Порядок предъявления претензии в таких случаях закреплен приложением к ХПК. Пункт 1 приложения к ХПК определяет претензию как письменное предложение о добровольном урегулировании спора [9].
Часть 3 ст. 6 ХПК предусматривает, что, если законодательными актами для категории споров или договором установлен досудебный порядок урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение суда, рассматривающего экономические дела, лишь при условии соблюдения такого порядка [24].
Несоблюдение претензионного порядка влечет оставление искового заявления без движения по основанию, предусмотренному абз. 2 ч. 1 ст. 162 ХПК.
Претензионный порядок урегулирования споров уже стал действенным механизмом взыскания, в том числе и проблемного долга. Исходя из опыта многих юристов, после направления грамотных претензионных требований отношение получателя такого письма к сути вопроса о задолженности меняется: от необоснованного игнорирования диалог начинает переходить в конструктивное правовое русло.
Об этом свидетельствует и практика хозяйственных судов. Обязательный претензионный порядок обращения споров был введен Законом Республики Беларусь от 10 января 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» (далее - Закон). Согласно ч. 2 п. 2 ст. 10 ГК до обращения в суд с иском по спорам между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями устанавливается общее правило - обязательное предъявление претензии, если иное не установлено законодательством или договором. Следует отметить, что изложенное требование установлено в отношении хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, рассматриваемых в рамках искового производства.
2 Порядок предъявления претензии
2.1 Требования к оформлению претензии
Оформление претензии не является формальностью. Несмотря на отсутствие ее типовой формы, содержание претензии должно соответствовать требованиям, установленным в приложении 1 к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь законодательством или договором (если это не противоречит законодательству) может быть предусмотрено урегулирование спора между сторонами до обращения в суд. До обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено вышеназванным Кодексом, иными законодательными актами или договором. Порядок предъявления претензии устанавливается договором или приложением 1 к ХПК. Согласно содержанию пункта 1 приложения 1 к ХПК лицо, чьи права или законные интересы нарушены, с целью непосредственного урегулирования спора с нарушителем этих прав или интересов обязано предъявить ему претензию (письменное предложение о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено законодательными актами или договором [18, c. 84].
Приложением 1 к ХПК закреплены требования к содержанию претензии и перечню прилагаемых к ней документов.
В частности, в претензии согласно пункту 2 приложения 1 к ХПК указываются:
1) фамилия, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;
2) дата предъявления претензии;
3) обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
4) доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
5) требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;
6) сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
7) банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);
8) перечень документов, прилагаемых к претензии.
Кроме того, по желанию в претензии могут указываться предложения (пункт 2-1 приложения 1 к ХПК):
- о разрешении спора с участием медиатора;
- заключении третейского соглашения;
- назначении примирительной процедуры в случае обращения в суд, рассматривающий экономические дела;
- выборе вида судопроизводства.
К претензии прилагаются копии документов, обосновывающие и подтверждающие предъявленные требования, либо выписки из них, которые отсутствуют у получателя претензии (пункт 3 приложения 1 к ХПК).
Согласно пункту 4 приложения 1 к ХПК претензия подписывается заявителем претензии или его представителем позволяет считать претензионный порядок соблюденным [24].
3. Проблемные вопросы соблюдения претензионного порядка как условие реализации права на иск
3.1 Обязательность претензионного порядка
По общему правилу юридические лица и индивидуальные предприниматели до обращения в суд, рассматривающий экономические дела, должны попытаться урегулировать спор с помощью претензии. Однако в некоторых случаях соблюдать претензионный порядок не обязательно.
По общему правилу претензия обязательна до предъявления иска в суд (ч. 2 п. 2 ст. 10 ГК).
Претензией организация в письменном виде извещает должника о своих требованиях и предлагает добровольно урегулировать спор.
Порядок предъявления претензии должнику может быть установлен в договоре (ч. 2 п. 2 ст. 10 ГК). Если это не сделано, то следует применять порядок, установленный законодательством [9].
Законодательство также предусматривает в отдельных случаях обязательное досудебное урегулирование спора в порядке, отличном от претензионного (ч. 2 п. 2 ст. 10 ГК, ч. 3 ст. 6 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь) [17].
По требованиям об изменении, расторжении договора по общему правилу сначала надо предложить другой стороне расторгнуть договор. В суд можно обращаться в случае отказа либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок (п. 2 ст. 422 ГК).
При расторжении договора аренды по требованию арендодателя дополнительно следует письменно предупредить арендатора о необходимости исполнить обязательства в разумный срок (ч. 3 ст. 590 ГК).
В суд с иском можно обращаться в следующих случаях (ч. 1 п. 12 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции»:
1) получен ответ на претензию от должника.
Письменно признанные должником требования о взыскании денежных сумм (задолженности штрафов, пени) по договорам купли-продажи, поставки, подряда, перевозки, возмездного оказания услуг, хранения можно взыскать с помощью исполнительной надписи нотариуса (абз. 26 ч. 1 п. 1, ч. 1 и 2 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» (далее - Указ N 366)).
Письменно признанные должником требования (например, в ответе на претензию) по договорам, перечисленным в абз. 26 ч. 1 п. 1 Указа N 366, суд не рассматривает (ни в исковом, ни в приказном производстве) (абз. 26 ч. 1 п. 1, ч. 1 и 2 п. 2 Указа N 366, ч. 2 ст. 164, абз. 3 ч. 1 ст. 222 ХПК). Если должник так и не погасит долг, то можно обратиться за исполнительной надписью к нотариусу
2) установленный для ответа срок истек.
Заключение
Подводя итог написанной работе можно сделать следующие выводы.
1. На законодательном уровне обязательный претензионный порядок досудебного урегулирования спора был закреплен в ХПК в 2011 году. Следует отметить, что претензионный порядок регулируется как отечественными, так и международными нормами. Претензионный порядок урегулирования споров имеет ряд преимуществ, которые определяют его сущность, среди которых можно выделить: решение вопросов на наиболее выгодных условиях и сохранение партнерских отношений; избежание затрат на уплату госпошлины; наличие претензионной переписки обеспечивает доказательственную базу при рассмотрении дела в суде.
2. Унифицированной формы претензии нет, но в ХПК содержится исчерпывающий перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в претензии. Не соблюдение установленной формы и порядка влечет за собой в последствии оставления иска без рассмотрения.
3. Порядок оформления и предъявления претензии имеет регламентированный характер. Наиболее надежным вариантом соблюдения претензионного порядка урегулирования спора является его фиксирование по условиям договора. При этом условия договора не могут противоречить предусмотренному ХПК порядку, а могу его конкретизировать и дополнять.
4. Действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень споров, по которым соблюдение досудебного претензионного порядка является обязательным. К данной категории относятся споры, которые могут быть разрешены в добровольном порядке. Кроме того, законодательство содержит перечень оснований, по которым не может применяться добровольный порядок урегулирования споров. К тому же отдельным категориям должностных лиц предусмотрено право обращаться с иском в суд без предъявления претензии, в частности, прокурор, органы местного управления и самоуправления и иные государственные органы.
5. Судами все больше уделяется внимание вопросу проведения досудебного претензионного порядка разрешения спора. Наиболее частными нарушениями соблюдения данного порядка, влекущими за собой оставление заявления без движения и в последующем его возврат, являются: форма претензии не соблюдена и в претензию не включены все, предусмотренные законодательством условия; не выдержаны сроки рассмотрения претензии ответчиком; отсутствие доказательств направления претензии и направление ее по ненадлежащему адресу; расхождение между требованиями, заявленными в претензии и в исковом заявлении. Данным вопросам необходимо уделить особое внимание при организации претензионной работы на каждом предприятии.
Таким образом, претензионный порядок урегулирования споров является важным и необходимым элементом разрешения конфликтов, возникающих между субъектами хозяйствования. Соблюдение претензионного порядка влечет за собой в части случаев разрешение конфликта на досудебной стадии и сохранение партнерских отношений между хозяйствующими субъектами, с другой стороны претензионный порядок является гарантом принятия искового заявления к производству в суде и служит доказательственной базой при непосредственном рассмотрении заявления судом.
1. Абрамович, В. А. Адвокатские заметки о претензионном порядке урегулирования споров / Владимир Абрамович // Юридический мир. - 2012. — № 3. — С. 44—49.
2. Абрамович, В. А. О претензионном порядке урегулирования споров / Владимир Абрамович // Юстиция Беларуси. - 2012. — № 5. — С. 59—61.
3. Байдан, Л. Г. Сначала — претензия, потом — иск, или Претензионный порядок через призму возврата исков судом / Людмила Байдан // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2012. — № 4. — С. 66—71.
4. Бандык, О. Ответ на претензию: быть или не быть / Олег Бандык // Юридический мир. - 2017. — № 4. — С. 30—32.
5. Белявский, С. Ч. Особенности доказывания соблюдения претензионного порядка урегулирования спора / Сергей Белявский // Юридический мир. - 2017. — № 7. — С. 74—75.
6. Белявский, С.Ч. Претензия должна соответствовать требованиям ХПК (по состоянию на 03.03.2017) : Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
7. Белявский, С. Ч. Претензия должна соответствовать установленным требованиям / Сергей Белявский // Юридический мир. - 2016. — № 7. — С. 81—83.
8. Горбацкий, А.А. Претензионный порядок урегулирования споров (по состоянию на 06.08.2016) : Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
9. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 декабря 1998г., №218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998г.: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998г.: в редакции Закона Республики Беларусь от 09.01.2017г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
10. Гук, М.В. Претензионный порядок урегулирования спора как условие договора (по состоянию на 28.08.2016) : Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
11. Дубовик, Э. Правила соблюдения претензионного порядка урегулирования споров / Эвелина Дубовик // Юридический мир. - 2016. — № 10. — С.63—67.
12. Еленский, Р.С. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора (по состоянию на 13.08.2017) : Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
13. Жандаров, В.В. Хозяйственный процесс : курс лекций / В. В. Жандаров. – Минск: Амалфея, 2009. – 384 с.
14. Жук, А. Претензия - не основание // Юридический мир. - 2010. - № 8. - С. 111-112.
15. Золотая, И.С. Соблюдение претензионного порядка урегулирования спора как условие реализации права на обращение в экономический суд (по состоянию на 18.08.2017) : Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
16. Каменков, В.С. Хозяйственный процесс : Учебное пособие / В.С. Каменков. – Минск : Книжный Дом, 2005. – 820 с.
17. Кондращук, С.В. Претензионный порядок: когда обязателен, а когда нет (по состоянию на 28.03.2019) : Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
18. Королева, Н. Что нужно учитывать при оформлении претензии / Надежда Королева // Главный бухгалтер. - 2017. — № 11. — С. 84—86.
19. Корочкин, А.Ю. О необходимости расширения сферы претензионного (досудебного) порядка урегулирования споров // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2009. - № 16. - С. 106-111.
20. О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь, 27 мая 2011 г., № 6 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
21. Полевая, М. Предъявляем претензию. Как установить претензионный порядок, удобный вам / Маргарита Полевая // Главный бухгалтер. - 2014. — № 10. — С. 81—84.
22. Пясецкая, Н. Претензия как способ взыскания задолженности / Нелли Пясецкая // Налоговый вестник. - 2015. — № 8. — С. 91—97.
23. Сысуев, Т. В. Особенности применения досудебного порядка урегулирования спора : комментарий к постановлению Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 / Тимур Сысуев // Юрист. - 2011. — № 9. — С. 16—20.
24. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 15 декабря 1998 г., № 219-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2019.
25. Четверикова, Е. Ю. Соблюдение формальных требований при составлении претензии / Евгения Четверикова // Юридический мир. - 2012. — № 6. — С. 58—60.
26. Щерба, О. Особенности претензионного порядка урегулирования споров между субъектами хозяйствования // Юрист. - 2010. - № 8. - C. 21-24.
27. Энциклопедия для юриста. Претензионная работа (по состоянию на 14.08.2019г.) : Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.