Введение
С началом экономических реформ пенсионная система вновь стала предметом широкого круга научных исследований. Если в прошлом чаще использовался термин «система пенсионного обеспечения», то в настоящем – «пенсионная система» не только употребляется в общественно-политической практике, но используется в нормативных актах. Представляется, что такие терминологические преобразования связаны с постепенным формированием смешанной многоуровневой пенсионной системой. Если понимать пенсионную систему как систему, предоставляемую гражданам на различных уровнях из разных финансовых источников, то требуется исследование самого понятия «пенсия». Далее рассмотрим дефиниции данного термина в зарубежной и белорусской практике. На сайте правительства Великобритании дается следующее определение государственной пенсии. Базовая государственная пенсия – регулярная выплата от правительства, которую человек получает, достигая пенсионного возраста. Чтобы получать ее, необходимо вносить взносы в фонд социального страхования. Базовая государственная пенсия увеличивается каждый год в зависимости от доходов и от цен.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с пенсиями по возрасту.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с пенсиями по возрасту.
Цель работы – на основании сравнительно-правового анализа оснований предоставления пенсий по возрасту в Республики Беларусь и зарубежных странах выявить проблемные моменты пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и предложить направления совершенствования правового регулирования данного института.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования: определить понятие и виды пенсионных систем; проанализировать основания назначения пенсии по возрасту; рассмотреть особенности назначения пенсии по возрасту на льготных основаниях; рассмотреть особенности назначения и выплаты пенсий по возрасту лицам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС; рассмотреть порядок назначения и выплаты пенсии по возрасту в зарубежных странах.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
• методы анализа и синтеза;
• методы индукции и дедукции;
• формально-юридический метод;
• сравнительно-правовой метод.
Теоретическую основу исследования составляют работы таких авторов, как: Постовалова Т.А. [36], Греченков А. А. «Пенсии и пособия: учеб пособие» [40], Григорьева И. [42], Захаров М. Л. [44] и иные.
Глава 1 Теоретико-правовые основы института пенсионного обеспечения
Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет (статьи 11-13,15,24,47-49-2 Закона) является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж). Для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет требуется наличие страхового стажа:
в 2016 году – 15 лет 6 месяцев;
в 2017 году – 16 лет;
в 2018 году – 16 лет 6 месяцев;
в 2019 году – 17 лет;
в 2020 году – 17 лет 6 месяцев;
в 2021 году – 18 лет;
в 2022 году – 18 лет 6 месяцев;
в 2023 году – 19 лет;
в 2024 году – 19 лет 6 месяцев;
в 2025 году и последующие годы 20 лет.
Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам (статьи 17-22 Закона) требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством).
С 1 августа 2017 г. Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» [6] предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» [3], и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
Глава 2 Порядок назначения и выплаты пенсии по возрасту в Республике Беларусь
Нами был отмечен неопределенный и двуполярный результат нововведений в пенсионной системе, например, Российской Федерации, однако окончательно степень эффективности преобразования можно будет выявить лишь по истечении некоторого времени. Поэтому, остается надеяться, что новая модель пенсионного обеспечения приведет к изменению сложившейся ситуации в трудовых, экономических и политических отношениях.
Также рассмотрим опыт пенсионного обеспечения в Казахстане.
В настоящее время в Казахстане действует многоуровневая пенсионная система.
Первый уровень представлен в виде базовой пенсионной выплаты, которая назначается всем гражданам, выходящим на пенсию, в одинаковом размере.
Данная выплата была введена с 2005 года и позволила увеличить доходы пожилых людей, так как она не зависит ни от каких показателей, все что требуется это достижение пенсионного возраста.
Размер базовой пенсии ежегодно увеличиваются (с 3 000 тенге в 2005 году до 11 965 тенге в 2016 году).
В настоящее время ее размер составляет 14 466 тенге.
На втором уровне предусмотрены выплаты солидарных пенсий и выплаты из ЕНПФ.
Солидарные пенсии, выплачиваются из государственного бюджета. Размер солидарной пенсии у всех разный, так как он зависит от трудового стажа, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года, и предпенсионного дохода.
За последние 17 лет (1999 2016 годы) минимальный размер пенсии повысился в 8,6 раз (с 3 000 до 25 824 тенге), средний размер пенсий в 10,3 раза (с 4 179 до 43 152 тенге), максимальный размер пенсий почти в 9 раз(с 7 256 до 65 221 тенге).
Повышение солидарных пенсий предусмотрено Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, где было сказано, что для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры будут ежегодно индексироваться с опережением уровня инфляции на два процента.
В последние годы повышение пенсий производилось следующим образом: в 2012-2013 годах – на 9%, в 2014 году – с января на 9%, с апреля – на 4.59%, в 2015 – 2016 годах – на 9%.
В текущем году повышение пенсий произошло дважды. С 1 января было произведено ежегодное повышение на 9%, а с 1 июля 2017 года во исполнение поручения Главы государства размеры солидарных пенсий увеличились еще на 11%, что в общем повысило их размеры до 20% к уровню 2016 года.
Аналогичное повышение коснулось и базовую пенсию: с 1 января текущего года базовая пенсия была повышена на 7%, а с 1 июля – на 13 %.
Следует отметить, что указанные повышения позволили соответствовать международным стандартам замещения утраченного дохода пенсией (40%).
Глава 3 Совершенствование правового регулирования назначения и выплаты пенсии по возрасту в Республике Беларусь
В соответствии со ст. 13 Закона «О пенсионном страховании» [2] работники, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая персонал шахтно-спасательных подразделений) при добыче угля, сланцев, руды, гранита и других полезных ископаемых, при строительстве шахты (согласно списку работ и профессий), имеют право на пенсию независимо от возраста, если они занимались этими работами не менее 25 лет, а работниками ведущих профессий на этих работах являются шахтеры, шахтеры, валеты выключатели, водители землеройных машин - при условии, что они были заняты в этих исследованиях не менее 20 лет.
Пенсионные накопления, учитываемые Фондом на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, используются для выплаты профессиональных пенсий.
Профессиональная пенсия - ежемесячная выплата денежных средств за счет пенсионных накоплений в виде досрочной профессиональной пенсии или (и) дополнительной профессиональной пенсии (подпункт 1.12 пункта 1 статьи 1 Закона).
По мнению автора А. Гущина, основными нормативно закрепленными признаками профессиональной пенсии являются ее следующие характеристики:
1. это адресная компенсация за потерю заработной платы в связи с прекращением работы в особых условиях труда;
2. эквивалент суммы пенсионных накоплений;
3. имеет накопительный характер;
4. право на такую пенсию не связано с достижением пенсионного возраста [20, с. 77].
Закон предусматривает два вида профессиональных пенсий - досрочную и дополнительную. Размер выплат в виде профессиональных пенсий определяется исходя из размера пенсионных накоплений, информация о которых содержится в индивидуальном личном кабинете (с его профессиональной части) каждого застрахованного лица.
Назначение и выплата профессиональной пенсии осуществляется органами Фонда социального страхования.
В соответствии со статьей 1 Закона досрочная пенсия по старости - это пенсия по возрасту, выплачиваемая застрахованному в раннем периоде, то есть до достижения общего пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет).
Пример.
Женщина 50 лет получает досрочную профессиональную пенсию.
Эта пенсия будет выплачиваться ей только до 55 лет. С момента достижения общеустановленного пенсионного возраста застрахованное лицо имеет право подать заявление на получение пенсии по старости, которая будет назначаться и выплачиваться органом занятости и социальной защиты [26].
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Вид пенсионной системы в немалой степени зависит от экономических и политических факторов, преобладающих в определенное время в данной стране. Изменение соотношения этих факторов и экономических и социальных условий развития страны приводит к необходимости либо замены пенсионной системы, либо ее серьезного реформирования. Об этом свидетельствует исторический опыт развития пенсионных систем в странах мира. Суммируя все вышеизложенное, можно заключить, что в современных условиях наиболее важным для членов общества направлением социально – экономической политики государства является реформирование пенсионной системы, обеспечение ее долгосрочной финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость пенсионной системы является основой экономической и социальной стабильности общества.
2. Анализ социальных стандартов в области пенсионного обеспечения позволят сделать вывод, о том, что для отдельных категорий их размер не соответствует минимальному уровню жизни и международным нормам.
3. Проблема соотношения по юридической силе законов, с одной стороны, и временных декретов или указов Президента, с другой стороны, является достаточно сложной и дискуссионной. Имеется три различных подхода к разрешению этой проблемы. По мнению одних авторов, указы и декреты имеют верховенство над законом, по мнению других авторов – они имеют равную юридическую силу, по мнению третьих, а к ним относится член-корреспондент НАН Беларуси Г.А. Василевич, споры о верховенстве закона или декрета и указа должны разрешаться Конституционным Судом Республики Беларусь. Учитывая, что нормативные правовые акты, регулирующие профессиональное пенсионное страхование, затрагивают интересы значительного числа граждан трудоспособного возраста, работающих в особых условиях труда, а также, что нормотворческая деятельность должна строиться на принципе защиты прав, свобод и законных интересов граждан, из пп. 1.2 п. 1 Указа от 25.09.2013 г. № 441 после слов «пенсионному страхованию» исключить текст следующего содержания: «у которых специальный стаж работы до 1 января 2009 г. составляет менее половины требуемого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет в соответствии со статьями 12, 13, 15, 47–49-2 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». В итоге положения, содержащиеся в Указе, будут соответствовать норме закона.
4. Несмотря на территориальную близость и достаточную схожесть законодательства, тем не менее, пенсионные системы названных стран, а также Республики Беларусь существенно отличаются. Однако имеются некоторые плюсы в каждой из систем, которые наше государство может позаимствовать для совершенствования собственной пенсионной системы.
5. Разумеется, применение данной системы для нашего государства почти невозможно хотя бы по причине того, что теперь гражданин Республики Беларусь будет самостоятельно нести ответственность за размер своей пенсии. И, хотя говорят, что о пенсии нужно думать с малых лет, ее нынешний размер позволяет говорить о том, что получаемые денежные средства хотя и имеют огромное значение для пенсионеров нынешнего поколения, далее подрастающее поколение уже не будет заинтересовано в столь небольших денежных средствах, а именно в их реальной стоимости.
1. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.– Минск, 2018.
2. О пенсионном обеспечении: Закон Республики Беларусь, 17 апреля 1992 г., № 1596-XII // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.– Минск, 2018.
3. О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований: Закон Республики Беларусь, 17 дек. 1992 г., № 2050-XII // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.– Минск, 2018.
4. О профессиональном пенсионном страховании: Закон Республики Беларусь, 5 янв. 2008 г., № 322-З // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
5. О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий: Закон Республики Беларусь, 6 янв. 2009 г., №9-З // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
6. О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 июня 2017 г., № 233 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь .– Минск, 2018.
7. О совершенствовании пенсионного обеспечения: Указ Президента Республики Беларусь, 11 апреля 2016 г., № 137 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
8. Об утверждении Положения о пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 марта 1993 г., № 185 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
9. Об утверждении Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении: Приказ Министерства социальной защиты Респ. Беларусь, 23 мая 1997 г., № 44 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.– Минск, 2018.
10. О пенсионном обеспечении: Закон Украины от 9 апреля 1992 г., №2262XII: Национальный Интернет-портал Украины [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.prostopravo.com.ua/klub_yuristov/zakonodatelstvo/zakony/zakon_ukrainy_o_pe nsionnom_obespechenii
11. Национальный Интернет-портал Украины [Электронный ресурс] / Пенсионная реформа в Украине // Режим доступа: http://www.raschet-pensii.in.ua Дата доступа: 23.12.2018.
12. Елкин, С.Е. Пpoблемы стpатегическoгo pазвития в услoвиях фopмиpoвания экoнoмическoгo механизма упpавления пpедпpиятием / С.Е. Елкин // Вестник Oмскoгo унивеpситета. – № 1. – 2006. – С. 95-97.
13. Елкин, С.Е. Пpoцессный пoдхoд к пpoектиpoванию системы упpавления opганизациoнными изменениями / С.Е. Елкин // Сибиpский-тopгoвo-экoнoмический жуpнал. – № 16. – 2012. – С. 19-23.
14. Elkin, S.E. Humandevelopmentmanagementandorganizationalchanges / S.E. Elkin // WydawnictwoWyższaSzkołaStosunkówMiędzynarodowychiAmerykanistykiwWarszawie. – 2016. – 252 с.
15. Government of the United Kingdom. – Режимдоступа: https://www.gov.uk/state-pension.
16. Government of Canada. – Режим доступа: http://www.servicecanada.gc.ca/eng/services/pensions/oas/pension/index.shtml.
17. Ultimate guide to retirement. CNNMoney. – Режим доступа: http://money.cnn.com/retirement/guide/pensions_pensions.
18. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». 2014.
19. Уайтхауз, Э. Пенсионная панорама. Пенсионные системы 53 стран / Э. Уайтхауз. – М.: Весь мир, 2008. – С. 128.
20. О модельном законе «О государственных социальных стандартах»: постановление Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, 19 апреля 2001 г. № 12-16. // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. – 2001. № 27-пр.
21. О государственных минимальных социальных стандартах: Закон Республики Беларусь, 13 ноября 1999 г. № 322-З: в ред. от 24 декабря 2015 г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –1999. – № 89. – 2/97.
22. Социальная политика, уровень и качество жизни: Учебник. / Под ред. Б.А. Райзбсрга. –601 с.
23. О пособиях по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца: Рекомендация № 131 (1967 года) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т.П. Женева: Международное бюро труда, – 1991. – С. 1531-1557.
24. Официальная статистика // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Минск, 2017. URL: http://www. mintrud.gov.by/
25. Данные о фонде // Официальный сайт Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Минск, 2017. URL: http://www. ssf.gov.by/
26. Официальная статистика // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Минск, 2017. URL: http://www. belstat.gov.by/
27. Данные о фонде // Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. Москва, 2017. URL: http://www.pfrf.ru/
28. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). – Мн. : Амальтея, 2004. – 48 с.
29. Об утверждении различных внутренних нормативных документов класса исправительных учреждений открытого типа: утв. Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 13 января 2017 года, водитель № 15 // Нац. центр правовой информ. [Электронный ресурс]Минск, 2017. Режим доступа: http://www.pravo.by/upload/docs/op/W21732093_1496955600.pdf
30. Внутренние трудовые нормы унитарного предприятия «БЕЛТЕХОСМОТР» // Интернет-портал УП «БЕЛТЕХОСМОТР» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gto.by/doc/pvtr.pdf.
31. Внутренние правила трудового распорядка ГУО «Ошибка средней школы № 2 г.Борисова» // Интернет-портал ГУО «Средней школы № 2 г. Борисова» [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / / schoolarts2 .by / PVRT.pdf.
32. Хижняк, С. П. Правовая терминология и проблемы ее упорядочения / С.П. Хижняк // Правоведение. – 1990. – № 6. – С. 67-71.
33. Шугрина, Э. С. Методика юридического письма: учеб. пособие / Э.С. Шугрина. 3-й ред. – М . : Там дело, 2001. – 272 с.
34. Малахов, В. П. Философия права. есть учебное пособие / В. П. Малахов. – М .: Екатеринбург: Деловая книга Avals, 2002. – 448 с.
35. Крусс, В. Конституционная топология и окончательное нарушение юридического значения: теория и практика / В. Крусс // Законодательное определение, Нижний Новгород: юридическое оборудование.– 2007. – С. 55-57.
36. Постовалова, Т.А. Курс права социального обеспечения Республики Беларусь /Т.А. Постовалова. – Минск: Тесей, 2008. – 512 с.
37. Постовалова, Т.А. Право социального обеспечения Республики Беларусь /Т.А. Постовалова. – Минск: Пересвет, 2013. - 654 с.
38. Право социального обеспечения : учеб.-метод. комплекс. В 2 ч. Ч. 2 : Особенная часть / И.В. Гущин [и др.] ; под общ. ред. И.В. Гущина. – Гродно : ГрГУ, 2011. – 667 с.
39. Право социального обеспечения : учеб.-метод. комплекс. В 2 ч. Ч. 1 : Общая часть / И.В. Гущин [и др.] ; под общ. ред. И.В. Гущина. – Гродно : ГрГУ, 2011. – 418 с.
40. Право социального обеспечения России: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. К. Н. Гусова. – М.: Проспект, 2008. – 640 с.
41. Право социального обеспечения: учебник / под ред. М. В. Филипповой. – М.: Юристъ, 2006. – 446 с.
42. Греченков, А. А. Пенсии и пособия: учеб пособие /А. А. Греченков. – Минск: Веды, 1998. – 304 с.
43. Григорьева, И. Социальное обслуживание пожилых: новый (старый) приоритет социальной политики: Западный опыт обслуживания пожилых: взаимодействие государства, пенсионного страхования и поддержки сообществ / И. Григорьева // Вопросы социального обеспечения. – 2007. – № 6. – С. 24–27; № 7. – С. 26–30.
44. Захаров, М. Л. Право социального обеспечения России: учебник / М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс-Клувер, 2005. – 466 с.
45. Капыльская, Л. И. Пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам: Порядок назначения и исчисления / Л. И. Капыльская, Л. Н. Страцкевич. – Минск: ИПА Регистр, 2007. – 224 с.